В один прекрасный день я был назначен защитником в Архангельский гарнизонный военный суд, и решил перед судом посетить подзащитного в СИЗО, благо у нас не Москва, пройти можно свободно.
Однако в СИЗО я узнал, что гражданин арестован следствием другого района, и спецчасть СИЗО наотрез отказалась меня пускать без разрешения следователя. Я с интересом спросил у сотрудников спецчасти, дадут ли они гарантии, что следователь выдаст мне разрешение, а не пошлет куда подальше? Сотрудники мне отвечали, что они люди маленькие, им велено не пущать, и вообще, развелось тут шутников.
Я предложил им позвонить в военный суд, но даже разговор с помощником судьи, которая заверила СИЗО, что я честный человек и известный адвокат, не помог растопить лед недоверия. Плюнув на всё, я пошел домой.
Однако дома зачесалось уязвленное самолюбие, подумалось, что не надо такое спускать на тормозах. Сначала решил зайти по хорошему и написал жалобы в УФСИН и в Прокуратуру области. Ответы оттуда были в стандартном чиновничьем стиле, и выражали полную уверенность в том, что я дурак, а в СИЗО гораздо лучше знают. Я эти ответы не выкладываю, поскольку полезного в них ничего нет.
Мимо такого я пройти не мог, и написал заявление в суд, еще в рамках ГПК, а не КАС, как сейчас нужно. В жалобе я в основном опирался на Постановление Конституционного Суда от 25 октября 2001 года № 14-П, которое, как мне казалось, закрыло этот вопрос раз и навсегда.
В суде было крайне интересно. Биться со мной пришли люди из СИЗО, из УФСИНа и из прокуратуры. Тем не менее, я считал, что один их всех одолею.
В процессе судья долго выпытывала у оппонентов, почему меня не пустили в СИЗО, и я стал думать, что дело в кармане. Однако, посовещавшись около часа, судья вынесла решение, о том, что я в корне не прав, и в СИЗО меня правильно не пустили.
Я крайне удивился и связал такое решение с тем, что в Консультанте на тот момент была лишь порочная практика Мосгорсуда, который наверное до сих пор считает, что адвокатам нужны какие-то уведомления и разрешения.
Получив копию решения, я сразу же побежал его обжаловать в областной суд, в надежде, что уж там то разберутся. К моему огорчению, на день моей апелляции была назначена другая апелляция, где я защищал клиента. Пришлось оставить своё личное дело и идти в другой процесс помогать доверителю.
Выбежав из апелляции, я зашел на сайт облсуда, там было сказано, что решение суда первой инстанции отменено, но текста апелляционного определения не было, поэтому я весь изнылся от нетерпения, пока не получил его.
В нём черным по белому были написаны радостные для меня слова о том, что я правильно понял смысл законодательства и не зря обратился в суд. А СИЗО и прочие прокуратуры с УФСИНами не правы, надо лучше читать закон.
Надеюсь, что мой опыт поможет адвокатам, пострадавшим от незаконных отказов в допуске в СИЗО, бороться с подобным явлением.