На примере этого дела вы увидите, как можно отбиться от казалось бы безнадежного иска по добровольному страхованию имущества (КАСКО) только потому, что юристы истца подали неправильный иск.
Итак, в 2020 году Юрий застраховал свой автомобиль по КАСКО, и в этом же году его сын Кирилл попал на нём в ДТП. Оно было несложное, прилетел камень в стекло, и Юрий решил заменить его, раз уж пришлось на КАСКО потратиться. Никаких проблем это не вызвало, стекло заменили и довольный Юрий считал, что жизнь удалась. Но через 2 года в Октябрьский районный суд г. Архангельска от страховой компании Югория поступил иск к Кириллу, в котором указывалось, что, раз Кирилл не вписан в полис КАСКО, то страховщик зря заплатил деньги за замену стекла и неплохо бы их вернуть обратно.
Иск представлял собой произведение искусства, правда, искусства современного, то есть в стиле «я дебил так вижу». В своё время Герман Греф, начальник Сбербанка, говорил о том, что юристов можно заменить электронными болванами искусственным интеллектом и они уже это делают. Я так полагаю, что Югория занялась тем же самым и применила при написании этого иска новомодную программу ЧатЖоПэТэ (ChatGPT), где буквы Жо и Пэ совсем не случайны, ибо они намекают на качество выдаваемого продукта.
В иске в качестве обоснования указывалось, что к страховщику перешло право требования по суброгации к виновному за убытки лицу. На это я возразил, что суброгация существует, но кто у нас ответственен за убытки? Ведь в стекло прилетел камень, и гаишники вынесли постановление о том, что в действиях Кирилла нет состава правонарушения. А раз Кирилл не виновник ДТП, значит, к нему требований быть не может.
Дальше в иске они писали, что Кирилл не вписан в полис КАСКО, никак не развивая свою мысль. Но на самом деле это означает, что не наступил страховой случай, и деньги можно потребовать назад по неосновательному обогащению. Правда, для этого надо подать иск к тому, кто их получил (кому было поставлено стекло на машину), то есть к страхователю и собственнику машины Юрию, а не к водителю Кириллу.
На такой радостной ноте я и пришел в суд. Но там оказалось, что наши перспективы совсем не блестящи, и иск могут удовлетворить. По мнению суда, раз Кирилл не вписан в полис КАСКО, то он не мог законно оказаться за рулём. А раз так, если бы его там не было, то и ДТП бы не случилось. Значит, именно он ответственен за убытки. Ушёл я с мыслями о том, что надо было учить в институте логику как то обосновать возражения на такое, потому что я как собака чувствую неправоту, но объяснить не могу.
Пришлось писать допвозражения на иск, где указывать, что для допуска к рулю надо иметь права, СТС и полис ОСАГО, а вот полис КАСКО не нужен. Добровольное страхование имущества совсем не про то, оно регулирует вопросы возмещения ущерба своему автомобилю, и никак не влияет на законность управления этой машиной. В итоге судья мои доводы принял, в иске Югории отказал, и мы даже расстались друзьями взыскали с них судебные расходы, правда, к сожалению, не все.