Часто люди падают в торговых центрах и других местах и получают от этого травмы. Можно ли получить компенсацию? Да, можно, и на примере этого дела я расскажу, как это сделать.
Итак, 20 декабря 2016 года М. зашла в тамбур торгового центра «Смена» в городе Архангельске, поскользнулась на скользком кафеле, упала и сломала руку. Ее отвезли в травму, а на следующий день она обратилась к владельцам здания за компенсацией, и в ответ ей предложили 5000 рублей. Не знаю, на что рассчитывали владельцы, но такая сумма потерпевшую не устроила. Заодно она сделала фотографию тамбура, где уже появилась предупреждающая табличка, но резиновое покрытие на пол так и не положили.
После этого М. обратилась к адвокату Аншукову Д. А. Сначала нужно было определить, какие травмы она получила и есть ли тут вред здоровью, потому что от этого зависит размер компенсации морального вреда. Зная, что она сломала руку, я предположил, что это вред здоровью средней тяжести, так и оказалось. Она обратилась в Бюро судебно-медицинской экспертизы, где ей сделали соответствующий Акт.
После этого надо было понять, кто же у нас будет ответчиком. Хорошо, что падение произошло в тамбуре, то есть было ясно, что это общая территория торгового центра и нужно лишь установить собственника здания. А вот когда люди падают где-нибудь посреди торговых рядов, тут еще подумать надо, кого привлекать ответчиком и чей это участок. Надо разбираться, где конкретно упал потерпевший, а также выяснять причину падения.
Если посмотреть судебную практику по этим делам, то видно, что примерно в половине исков отказывают, ссылаясь, например, на то, что стояла предупреждающая табличка о том, что пол скользкий, и потерпевший сам виноват. Я этого опасался, поэтому напирал на то, что на скользком кафеле отсутствовало резиновое покрытие, и здесь очевидна вина собственников здания. А учитывая, что дело было в декабре, снег и вода на скользком кафеле обязательно требуют коврика.
Чтобы установить адреса и названия собственников, пришлось запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, где оказалось, что у здания трое собственников, все трое – юридические лица.
Вооруженный этими знаниями, я обратился в суд. В суде представитель ответчика заявил, что мы сами виноваты, а также что у них застрахован моральный вред (!) и даже дал копии договора страхования. Сразу на месте было трудно понять, кто и что застраховал, поэтому потребовалось время понять, как это они сумели моралку застраховать. Никто не может, а тут пожалуйста. И самое главное – что за чудесный страховщик морального вреда.
На самом деле, конечно, оказалось, что застраховано вовсе не причинение морального вреда от падений и страховщика в суд тащить не нужно (хотя судья все же привлекла его третьим лицом). Выяснилось, что если с этих ответчиков по суду будут взысканы деньги по подобным делам, то страховщик им просто эти убытки компенсирует. Поэтому судья в процессе намекала ответчику, что не нужно упрямиться, вам же компенсируют))
В итоге взыскали 50000 рублей морального вреда и 3900 за расходы на лечение. Меня, конечно, это сильно огорчило. У женщины вред здоровью средней тяжести, а ей дают всего 50000 рублей. Более того, у меня на Праворубе есть статья, где эта же самая судья в 2012 году выписала за одно оскорбительное слово Вконтакте те же 50000 рублей. А тут в 2017 году вы сломанную руку оцениваете так же.
В принципе, решение никто обжаловать не стал, но я от этого свое мнение о том, что это профанация, не изменил.