Продолжаю тему коронавирусных ласточек. На сей раз все, слава Богу, живы-здоровы. Но вот деньги получилось возвратить с трудом.
5 марта 2020г. мои доверители решили съездить на майские праздники в Крым, связались с отелем, оплатили аванс в сумме 12 800 рублей. Всего стоимость бронирования составила около 40 000 рублей. Внезапно в нашей жизни случился COVID-19 со всеми вытекающими последствиями в виде нерабочих дней и прочих неприятностей. Поняв, что возможность съездить на праздники к морю может накрыться тихой грустью, особенно с учетом того, что один из членов семьи был возрастом 65+, мои доверители решили отказаться от поездки до лучших времен и написали по электронке уведомление, что не приедут, а деньги просят возвратить на тот счет, с которого они поступили (оплата производилась через сбербанк онлайн)
Из отеля им пришел ответ, что это весьма их огорчает и не хотят ли мои доверители приехать летом в счет этого бронирования. Поскольку в марте 2020г. было совсем не понятно, до какой степени будет фиговое лето, доверители ответили вежливым отказом. Вся эта переписка происходила 27-29 марта 2020г.
30 марта 2020г. из отеля пришло уведомление о том, что в связи с Указом Главы Республики Крым № 63-У от 17 марта 2020г. (п. 12.4) предприниматель вынужден приостановить деятельность до 1 июня 2020г., расформировать штат. Деньги готовы вернуть после выхода сотрудников на работу. За внесенную предоплату просили не беспокоиться.
Примерно на этом этапе люди ко мне и обратились. Сказали, что не то, чтобы они беспокоились за предоплату, но как-то обидно и вообще. Хотя им в голову уже закралась крамольная мысль расстаться с этими деньгами навсегда. Я им сообщила, что мысль эта не просто крамольная, но крайне вредная, и решила позвонить в отель, по-хорошему переговорить о возврате денег. На том конце провода оказалась девушка-манагер, которая ничего внятного сказать не могла, но сообщила, что в мае выйдет на работу бухгалтер, вот тогда можно будет пообщаться. Ну, ок, войны мы не хотели, а потому честно подождали.
После очередного моего звонка и безуспешной попытки пообщаться хоть с кем-то, кто владеет ситуацией с возвратом денег за бронирование, стало понятно, что мой уровень переговоров — это мычащая девушка-манагер. Ни с самим ИП, ни с бухгалтером я пообщаться не смогу. Как итог, я занялась составлением претензии.
Претензию мы направили в начале июня (в конце концов, они сами писали в уведомлении, что все вопросы готовы решать после 1.06.2020), продублировав претензию по электронной почте. В конце июня мы получили очередное уведомление, из которого следовало, что ответчик обязуется осуществить возврат денежных средств не позднее 31 декабря 2021 года, руководствуясь законом № 98-ФЗ от 01.04.2020 в ред. 08.06.2020, но приложит все усилия, чтобы возвратить денежные средства ранее этой даты. Также нам предлагалось перенести даты поездки на любые другие сроки в пределах 31.12.2021г.
На этом месте, признаться, я подвисла. Что делает любой адвокат, когда подвисает? Правильно, идет смотреть нормы закона, на которые ссылается противник. Я не исключение. Ссылка ответчика на Закон 98-ФЗ (а именно, на ст. 19.4) меня удивила. Дело в том, что, п. 1 ст. 19.4 предусматривает, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании. Однако на тот момент — в начале июля, никакого Постановления Правительства еще не было утверждено. Был только проект. К слову, разродилось Правительство постановлением лишь 20.07.2020г.
Я поняла, что надо торопиться, и 07.07.2020г. направила иск в суд. Просила взыскать сумму, неустойку по п. 5 ст. 28 ЗоЗПП, штраф, моральный вред. Цена иска, даже с учетом всех потребительских плюшек, оказалась невелика, иск направился к мировому судье.
Мировой судья предсказуемо назначил рассмотрение в упрощенном порядке (как же я его ненавижу!) и установил сроки, в которые надо было уложиться для возражений и возражений на возражения. Сроки меня устраивали и я со спокойной душой уехала в отпуск.
В один из дней честно проводимого в Северной столице отпуска мне позвонил представитель ответчика, который поинтересовался, чего мы, собственно, хотим, с учетом Постановления Правительства № 1078 от 20.07.2020г.? Да откуда я знаю??? Можно подумать, что, находясь в Шлиссельбургской крепости, я только и думала, утвердило Правительство постановление или нет. (Текст проекта, конечно, мне был знаком, ничего, особенно страшного для нас, я в нем не усмотрела). Ответчику было предложено вернуть 12800, в добровольном порядке оплатить потребительский штраф и 3000 неустойки. В целом — адекватно, чтобы и себя любимых не обидеть, ну и бизнес чужой не разорять. Представитель ответчика запыхтел в трубку, что они готовы вернуть только сумму аванса, на что получил ответ, что сумму аванса надо было возвращать вовремя, хотя бы в июне, а теперь поезд ушел. Гордо сообщив мне, что мы вообще ничего не получим, сколько бы ни судились, и даже не сможем возбудить исполнительное производство, трубка была повешена… А на следующий день на карту моего доверителя поступили деньги в сумме 12 800… занавес. Я ничего не поняла.
После отпуска я получила в суде возражения ответчика, в которых он обосновывал правомерность своих действий по удержанию наших денег следующими нормативными актами:
— Указ Президента № 239 от 02.04.2020г.
— Указ Главы Республики Крым № 63-У от 17 марта 2020г. с изменениями и дополнениями.
— Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
— Постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 г. N 1078 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы»
Мои же возражения строились на том, что ответчик ссылается на нормативные акты, не относимые к настоящему спору, с точки зрения действия нормативного акта во времени. И должны применяться нормы ЗоЗПП. Честно исписав 5 листов теорией права, я сдала уточненные требования в суд и стала ждать решения. Но не тут-то было! Мировой судья решил выйти из упрощенного порядка.
Я поскрипела зубами, поразмыслила над тем обстоятельством, что ответчик может прислать в суд представителя, и, поскольку СOVID-19, как известно, священная корова, а судебная практика дама непредсказуемая, я могу попасть на судебные расходы ( я, а не доверители — потому что они были готовы отказаться от иска, а мне хотелось в этой ситуации досудиться до конца, поэтому я приняла решение, что при таком развитии событий возмещу им эти расходы) и расписала правовую позицию еще на 5 листов. Как раз в этот момент на Праворубе был задан сходный вопрос - только по оплаченному туру , а не бронированию гостиницы, где я поспорила с нашим коллегой Гулым Михаилом Михайловичем. Дело в том, что положительная практика начала появляться, ее я нашла, когда уже сформировала собственную позицию, в группе ВКонтакте. Хотя и отказы в исках людям тоже сыпались, как из рога изобилия. Пару не устраивающих меня решений прислал Ширшов Игорь Михайлович, за что ему спасибо, удалось проработать позицию по одному из вопросов, который меня и саму до сих пор смущает.
Основной проблемой явился вопрос, применяется ли Закон о защите прав потребителей в части неустойки за отказ от удовлетворения отдельных требований потребителя к рассматриваемым правоотношениям, или можно попользоваться чужими деньгами бесплатно, ссылаясь на форсмажорные обстоятельства.
Вчера у мирового судьи прошло разбирательство данного дела, итог — исковые требования удовлетворены частично — взыскан потребительский штраф, неустойка (правда, сниженная втрое, но тут с мировым судьей трудно, да и не хочется спорить, в результате ограничений претерпели все — и люди, и предприниматели, плюс — я просила неустойку в пределах полного бронирования, а не суммы аванса), моральный вред. Не сомневаюсь, что ответчиком будет подана апелляционная жалоба, посмотрим, чем закончится.
Я решила выложить статью об этом деле сейчас, до вступления решения в силу, потому что кому-то из коллег может понадобиться обоснование требований, а ложка хороша к обеду. Читайте, критикуйте :)
PS. из беседы с судьей уже после процесса стало известно, что у них волосы дыбом встают от законодательства всех уровней периода коронавируса.