Продолжаю тему коронавирусных ласточек. На сей раз все, слава Богу, живы-здоровы. Но вот деньги получилось возвратить с трудом.

5 марта 2020г. мои доверители решили съездить на майские праздники в Крым, связались с отелем, оплатили аванс в сумме 12 800 рублей. Всего стоимость бронирования составила около 40 000 рублей. Внезапно в нашей жизни случился COVID-19 со всеми вытекающими последствиями в виде нерабочих дней и прочих неприятностей. Поняв, что возможность съездить на праздники к морю может накрыться тихой грустью, особенно с учетом того, что один из членов семьи был возрастом 65+, мои доверители решили отказаться от поездки до лучших времен и написали по электронке уведомление, что не приедут, а деньги просят возвратить на тот счет, с которого они поступили (оплата производилась через сбербанк онлайн)

Из отеля им пришел ответ, что это весьма их огорчает и не хотят ли мои доверители приехать летом в счет этого бронирования. Поскольку в марте 2020г. было совсем не понятно, до какой степени будет фиговое лето, доверители ответили вежливым отказом. Вся эта переписка происходила 27-29 марта 2020г. 

30 марта 2020г. из отеля пришло уведомление о том, что в связи с Указом Главы Республики Крым № 63-У от 17 марта 2020г. (п. 12.4) предприниматель вынужден приостановить деятельность до 1 июня 2020г., расформировать штат. Деньги готовы вернуть после выхода сотрудников на работу. За внесенную предоплату просили не беспокоиться. 

Примерно на этом этапе люди ко мне и обратились. Сказали, что не то, чтобы они беспокоились за предоплату, но как-то обидно и вообще. Хотя им в голову уже закралась крамольная мысль расстаться с этими деньгами навсегда. Я им сообщила, что мысль эта не просто крамольная, но крайне вредная, и решила позвонить в отель, по-хорошему переговорить о возврате денег. На том конце провода оказалась девушка-манагер, которая ничего внятного сказать не могла, но сообщила, что в мае выйдет на работу бухгалтер, вот тогда можно будет пообщаться. Ну, ок, войны мы не хотели, а потому честно подождали.

После очередного моего звонка и безуспешной попытки пообщаться хоть с кем-то, кто владеет ситуацией с возвратом денег за бронирование, стало понятно, что мой уровень переговоров — это мычащая девушка-манагер. Ни с самим ИП, ни с бухгалтером я пообщаться не смогу. Как итог, я занялась составлением претензии.

Претензию мы направили в начале июня (в конце концов, они сами писали в уведомлении, что все вопросы готовы решать после 1.06.2020), продублировав претензию по электронной почте.  В конце июня мы получили очередное уведомление, из которого следовало, что ответчик обязуется осуществить возврат денежных средств не позднее 31 декабря 2021 года, руководствуясь законом № 98-ФЗ от 01.04.2020 в ред. 08.06.2020, но приложит все усилия, чтобы возвратить денежные средства ранее этой даты. Также нам предлагалось перенести даты поездки на любые другие сроки в пределах 31.12.2021г. 

На этом месте, признаться, я подвисла. Что делает любой адвокат, когда подвисает? Правильно, идет смотреть нормы закона, на которые ссылается противник. Я не исключение. Ссылка ответчика на Закон 98-ФЗ (а именно, на ст. 19.4) меня удивила. Дело в том, что,  п. 1 ст. 19.4 предусматривает, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании. Однако на тот момент — в начале июля, никакого Постановления Правительства еще не было утверждено. Был только проект. К слову, разродилось Правительство постановлением лишь 20.07.2020г.

Я поняла, что надо торопиться, и 07.07.2020г. направила иск в суд. Просила взыскать сумму, неустойку по п. 5 ст. 28 ЗоЗПП, штраф, моральный вред. Цена иска, даже с учетом всех потребительских плюшек, оказалась невелика, иск направился к мировому судье.

Мировой судья предсказуемо назначил рассмотрение в упрощенном порядке (как же я его ненавижу!) и установил сроки, в которые надо было уложиться для возражений и возражений на возражения. Сроки меня устраивали и я со спокойной душой уехала в отпуск. 

В один из дней честно проводимого в Северной столице отпуска мне позвонил представитель ответчика, который поинтересовался, чего мы, собственно, хотим, с учетом Постановления Правительства № 1078 от 20.07.2020г.? Да откуда я знаю??? Можно подумать, что, находясь в Шлиссельбургской крепости, я только и думала, утвердило Правительство постановление или нет. (Текст проекта, конечно, мне был знаком, ничего, особенно страшного для нас, я в нем не усмотрела). Ответчику было предложено вернуть 12800, в добровольном порядке оплатить потребительский штраф и 3000 неустойки. В целом — адекватно, чтобы и себя любимых не обидеть, ну и бизнес чужой не разорять. Представитель ответчика запыхтел в трубку, что они готовы вернуть только сумму аванса, на что получил ответ, что сумму аванса надо было возвращать вовремя, хотя бы в июне, а теперь поезд ушел. Гордо сообщив мне, что мы вообще ничего не получим, сколько бы ни судились, и даже не сможем возбудить исполнительное производство, трубка была повешена… А на следующий день на карту моего доверителя поступили деньги в сумме 12 800… занавес. Я ничего не поняла. 

После отпуска я получила в суде возражения ответчика, в которых он обосновывал правомерность своих действий по удержанию наших денег следующими нормативными актами:

— Указ Президента № 239 от 02.04.2020г.

— Указ Главы Республики Крым № 63-У от 17 марта 2020г. с изменениями и дополнениями.

— Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»

— Постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 г. N 1078 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы»

Мои же возражения строились на том, что ответчик ссылается на нормативные акты, не относимые к настоящему спору, с точки зрения действия нормативного акта во времени. И должны применяться нормы ЗоЗПП. Честно исписав 5 листов теорией права, я сдала уточненные требования в суд и стала ждать решения. Но не тут-то  было! Мировой судья решил выйти из упрощенного порядка. 

Я поскрипела зубами, поразмыслила над тем обстоятельством, что ответчик может прислать в суд представителя, и, поскольку СOVID-19, как известно, священная корова, а судебная практика дама непредсказуемая, я могу попасть на судебные расходы ( я, а не доверители — потому что они были готовы отказаться от иска, а мне хотелось в этой ситуации досудиться до конца, поэтому я приняла решение, что при таком развитии событий возмещу им эти расходы) и расписала правовую позицию еще на 5 листов. Как раз в этот момент на Праворубе был задан сходный вопрос -  только по оплаченному туру , а не бронированию гостиницы, где я поспорила с нашим коллегой Гулым Михаилом Михайловичем.  Дело в том, что положительная практика начала появляться, ее я нашла, когда уже сформировала собственную позицию, в группе ВКонтакте. Хотя и отказы в исках людям тоже сыпались, как из рога изобилия. Пару не устраивающих меня решений прислал Ширшов Игорь Михайлович, за что ему спасибо, удалось проработать позицию по одному из вопросов, который меня и саму до сих пор смущает.

Основной проблемой явился вопрос, применяется ли Закон о защите прав потребителей в части неустойки за отказ от удовлетворения отдельных требований потребителя к рассматриваемым правоотношениям, или можно попользоваться чужими деньгами бесплатно, ссылаясь на форсмажорные обстоятельства.

Вчера у мирового судьи прошло разбирательство данного дела, итог — исковые требования удовлетворены частично — взыскан потребительский штраф, неустойка (правда, сниженная втрое, но тут с мировым судьей трудно, да и не хочется спорить, в результате ограничений претерпели все — и люди, и предприниматели, плюс — я просила неустойку в пределах полного бронирования, а не суммы аванса), моральный вред. Не сомневаюсь, что ответчиком будет подана апелляционная жалоба, посмотрим, чем закончится. 

Я решила выложить статью об этом деле сейчас, до вступления решения в силу, потому что кому-то из коллег может понадобиться обоснование требований, а ложка хороша к обеду. Читайте, критикуйте :)

PS. из беседы с судьей уже после процесса стало известно, что у них волосы дыбом встают от законодательства всех уровней периода коронавируса.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Исковое заявление 1223.6 KB
2.Заявление 39 ГПК310.1 KB
3.Правовая позиция226.6 KB
4.Возражения на иск об​езлич 13.4 MB

Автор публикации

Да 32 32

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Пятицкий Евгений, Матлис Софья, Петров Игорь, Грищенко Анна, Ширшов Игорь, Полинская Светлана, Ларин Олег
  • 17 Сентября, 12:43 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, «ковидное законодательство» вызывает недоумение от попирания права, в принципе. Короновирус съел и мозги и совесть. 
    Практика полезная и актуальная, за что Вам огромное спасибо:)

    +8
  • 17 Сентября, 13:08 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, спасибо за публикацию. Добавила в избранное, может пригодиться.

    +5
  • 17 Сентября, 13:27 #

    Коллеги, спасибо тем, кто обратит внимание на публикацию. Дней через 10 подам заявление на мотивированное решение, тогда выложу и его

    +6
  • 17 Сентября, 16:36 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, поздравляю Вас и Вашего доверителя с победой в этом деле! (F) Надеюсь апелляция оставит в силе решение мирового судьи или изменит его в Вашу пользу (если Вы будете обжаловать тоже). К сожалению мне не удалось до судебного заседания высказать Вам свое мнение по Вашей позицию по делу. Неожиданно нагрянули далекие гости.  Но я рад, что та судебная практика, которую Я Вам второпях нашел и отправил хоть немного пригодилась.

    +4
  • 18 Сентября, 05:41 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, действительно, может пригодится в подобных делах. Тем более, что касается Крыма — это особенно актуальный вопрос.

    +3
  • 18 Сентября, 17:30 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, вот умеете Вы дожать!

    У меня складывается мнение, что в настоящем, все дело не в законах, не в судебной системе. Пришло время профессионалов, которые могут разрешить вопрос, как на этапе досудебном, так и на этапе судебного разбирательства. Разговариваешь порой с судьей, и понимаешь, что ему удобно согласиться с доводами профессионала, так сказать, пойти по пути меньшего сопротивления.

    Очень интересный материал! Спасибо!

    +3
  • 20 Сентября, 10:42 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, отлично выстроенная позиция на действии законов во времени! Да и твердость духа в отстаивании своей позиции и любви и уважении к праву заслуживает отдельного уважения. 

    Поздравляю и жду мотивированного решения!(handshake)

    +3
    • 21 Сентября, 07:39 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо за внимание к публикации. заявление о мотивированном решении подам 29 сентября, как только выдадут, сразу выложу. Самой интересно, чем будет руководствоваться мировой сулья.

      +1
  • 20 Сентября, 13:15 #

    Уважаемая Светлана Валентиновна, спасибо. Интересна и очень полезная публикация.

    +1

Да 32 32

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Верните наши деньги!» 5 звезд из 5 на основе 32 оценок.

Похожие публикации