Эти непрошено вторгшиеся к нему в жилище люди и смешат, и возмущают, и поражают К., не чувствующего за собой никакой вины. Он не сомневается ни на минуту, что происшествие не более чем дикое недоразумение или грубая шутка.
Однако все его попытки что-либо выяснить наталкиваются на непроницаемую учтивость.
Кто эти люди? Из какого они ведомства? Где ордер на его арест? Почему в правовом государстве, «где всюду царит мир, все законы незыблемы», допускается подобный произвол?
На его раздраженные вопросы даются снисходительные ответы, не проясняющие существа дела. Утро кончается тем, что посетители предлагают К. отправиться, как всегда, на его службу в банк, поскольку, как они говорят, пока лишь ведется предварительное следствие по его делу и он может выполнять свои обязанности и вообще вести обычную жизнь. Оказывается, что среди незнакомцев, осуществлявших арест К., присутствуют трое его коллег по банку — столь бесцветных, что сам К. поначалу даже их не признал. Они сопровождают его на такси в банк, храня невозмутимое вежливое молчание…..
Начинать статью о нашей жизни в условиях сплошного государственного абсурда и не упомянуть незабвенного Кафку невозможно.
А поэтому пусть простит меня читатель, но я начал с краткого пересказа первой главы уникальнейшего романа писателя «Процесс» в редакции В. А. Сагаловой. Роману этому уж скоро стукнет сто лет. Да и не в России описанное в нём происходило. Но сюжет настолько близок и узнаваем, что не скажи я после приведённой цитаты о Кафке, так и подумали бы некоторые, что речь идёт о нашей с вами бренной и абсурдистской жизни.Шекспир считал весь мир театром, Маркс делил мир на классы, а наша Российская Конституция утверждает, что мир – это демократия и социальное правовое устройство, по крайней мере, в нашей стране.
Ну и какая же здесь связь с абсурдом, спросите Вы?
А такая, что в конституциях декларируется одно, каждым делается другое, получается третье, и никто ничего не знает, как то, что получилось, называется. Хорошо философам: они называют это реальностью.Однако такая «реальность» существует только для тех, у кого отсутствует воображение. А как быть с теми, кто хоть немножко задумывается о форме и содержании этой реальности, кто воображения не лишён, у кого ещё сохранились эмоции, чувства, страсть, у кого бушует внутренний огонь и бодрствует сопереживание за судьбы других людей?
Им, очевидно, остаётся решать вечный гамлетовский вопрос: «что благородней, сносить безропотно удары стрел судьбы, иль, ополчать на море смут, сразить их противоборством?» (См. в переводе В.Набокова. «Быть иль не быть — вот в чём вопрос; что лучше для души – терпеть пращи и стрелы яростного рока или, на море бедствий ополчившись, покончить с ними? Умереть: уснуть…»).
Итак, есть два пути. Или мы сдаёмся перед абсурдом нашей системы, или по мере сил противоборствуем ему. А уж формы противоборства каждый изобретает сам. Конечно же, не без опоры на опыт других горящих и неравнодушных.
Вот у меня, например, сегодня родилась такая вот «протестная акция» против государственного абсурда, с которым пришлось столкнуться в Химкинском городском суде Московской области (тот самый суд, который не поддержал защитников «Химкинского леса», тот самый суд, который принял решение об аресте его защитников, тот самый суд, под носом у которого творятся «многие предательства и убийства» — это из Бруно Ясенского о равнодушных). В общем, из содержания, дорогие читатели, Вы сами поймёте, о чем идет речь.
Приложение: Возражение с того света.