Раненые души
Иван Слепцов (главный редактор портала Право.RU)
«Когда люди в тюрьму попадают, они оттуда выходят с раненой душой. Я иногда судьям говорю: вы на минуточку представьте себе хоть один день или одну ночь, что вы там переночевали»,— говорила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова в интервью «Российской газете» в августе 2009 года.
Отличные слова! Как нужно их интерпретировать? Только так: суд не имеет права действовать таким образом, чтобы человек провел в неволе хоть один лишний день.
Но то ли сказано это было лишь для читателей, то ли не конспектируют в Московском городском суде своего председателя, однако случившееся на прошлой неделе показало: декларация не действует.
22 июля Мосгорсуд должен был рассматривать в порядке надзора дело предпринимателя Алексея Козлова, автора известного «Бутырка-блога», который сидит сейчас в колонии в Пермском крае по приговору о мошенническом присвоении акций предприятия «Искож». Сам Козлов считает это дело заказом своего бывшего делового партнера, имевшего высокий статус члена Совета Федерации РФ.
Суд должен был рассматривать это дело, но не стал. И перенес слушания на неделю. Между тем надзорное производство по делу Козлова было возбуждено Верховным судом 28 июня, а согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 407 УПК РФ) слушания по надзорной жалобе должны быть проведены в течение 15 дней с момента вынесения решения. И этот срок уже прошел.
Объяснений отсрочке было придумано два. Сначала официальный представитель суда Анна Усачева говорила о том, что президиуму суда нужно «дополнительное время для изучения материалов». Затем собравшимся перед залом заседаний в здании на Богородском валу была предложена другая версия переноса: «занятость судьи-докладчика».
Неважно, какое из этих объяснений реально. Важно другое. Как надо интерпретировать действия суда или, вернее, его нежелание эти действия совершать? Да только так: посидит Алексей Козлов, ничего страшного, у суда есть дела и поважнее.
Если смотреть на ситуацию не с точки зрения посаженного предпринимателя и его раненой души, а с точки зрения судей, которые его посадили, то отсрочка совершенно понятна.
Постановление Верховного суда РФ, подписанное зампредом суда Анатолием Петроченковым, составлено в выражениях, которые не могут не вызывать беспокойства у судьи Олега Гайдара (он выносил Козлову приговор в свою бытность судьей Пресненского райсуда, а ныне работает в Мосгорсуде) и судей самого Мосгорсуда, включая его руководителей, рассматривавших это дело в порядке кассации и надзора.
Анатолий Петроченков пишет в постановлении о грубейших нарушениях, допущенных в ходе следствия и судебного разбирательства по делу Козлова: были нарушены презумпция невиновности и принцип состязательности сторон, суд брал на веру то, что говорило обвинение, и необоснованно игнорировал документы и показания свидетелей, подтверждающие версию защиты, ключевые свидетели, несмотря на ходатайства подсудимого, не были установлены и допрошены, а важнейшие документы не истребовались.
То есть судья Верховного суда, по сути, солидаризировался со многими тезисами защиты, которая считает, что нижестоящими судами Алексею Козлову был вынесен заведомо неправосудный приговор.
Как в этой ситуации поступит Мосгорсуд, совершенно непонятно. Ему не впервой идти наперекор позиции высшей судебной инстанции.
В ходе знаменитых слушаний 15 апреля 2011 года Верховный суд, например, признал, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев не должны были сидеть в СИЗО в период с 17 августа по 17 ноября 2010 года, когда в Хамовническом райсуде шло рассмотрение их второго дела, поскольку на них распространялись президентские поправки в УПК, запрещающие арест предпринимателей.
Однако Мосгорсуд, рассматривая 24 июня, уже после вынесения этого решения ВС, аналогичную надзорную жалобу Платона Лебедева, который оспаривал законность своего ареста в период с мая по август 2010 года, признал правомерным решение на этот счет судьи Виктора Данилкина.
Поэтому не исключено, что победит корпоративная солидарность и приговор Алексею Козлову в Мосгорсуде отменен не будет.
В таком случае дело переместится в Верховный суд, и здесь его судьбу можно предсказать с большей долей вероятности, особенно учитывая заявления главы Верховного суда Вячеслава Лебедева на недавней встрече президента Дмитрия Медведева с судьями о смягчении уголовного нажима на предпринимателей.
Самое интересное будет заключаться теперь в другом. Будут ли по итогам рассмотрения надзорной жалобы по делу Козлова вынесены какие-либо частные определения или постановления в адрес следователей, прокуроров и судей, которые сажали этого предпринимателя?
Если да, то можно будет говорить о том, что Верховный суд действительно системно взялся за формирование вменяемой практики рассмотрения уголовных дел в отношении предпринимателей, а если нет, то, наверное, нужно будет сделать вывод о том, что все многочисленные слова, которые мы слышим на многочисленных встречах руководителей ветвей власти, не более чем риторика.
Публикация в «Московских новостях»