Статья раннее была опубликована в российской правовой газете «эжЮРИСТ» № 49 (703) декабрь 2011
Проверка добросовестности контрагента не является обязанностью другой стороны, но с каждым годом ей уделяется все большее внимание. И это не случайно, ведь осуществление любой хозяйственной деятельности сопряжено с возникновением имущественных рисков. Их минимизация помогает субъектам предпринимательской деятельности оставаться на плаву и наращивать объем прибыли в условиях рыночной конкуренции. Более того, соблюдение принципов должной заботливости и осмотрительности поможет организации защититься от претензий со стороны налоговых органов.
Заключение любой сделки предполагает возникновение у сторон взаимных прав и обязанностей. Как правило, это обязанность одной стороны по отношению к другой выполнить определенную работу, оказать услугу, передать товар и т.д. У стороны-выгодоприобретателя появляется взаимное обязательство оплатить результат по договору. Другая сторона должна предпринять все возможные меры, чтобы точно знать, что потенциальный контрагент является добросовестным хозяйствующим субъектом, способным надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства.
Недобросовестность одной из сторон влечет различные негативные последствия. К ним можно отнести возникновение задолженности; убытков, причиненных несвоевременным выполнением своих обязательств одной из сторон, и др.
Несмотря на отсутствие закрепленной в нормативных актах обязанности одной стороны проверять своего контрагента, налоговые органы требуют, чтобы субъекты экономической деятельности, совершая сделки, проявляли должную осмотрительность при выборе контрагента. Налоговыми органами и Минфином РФ даются рекомендации о возможных способах осуществления подобной проверки (ПисьмоФНС России от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84, Письма Минфина России от 10.04.2009 г. № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 г. № 03-02-07\1-340, РазъяснениеФНС России от 15.03.2010 г., Письмо Минфина России от 01.12.2017 года № 03-02-07/1/80443, Письмо ФНС России от 31.10.2017 года № ЕД-4-9/22123@).
Мнение судов по вопросам необходимости проверки контрагентов неоднозначно. Во многих случаях суды принимают сторону добросовестной стороны и поддерживают ее в части отсутствия нормативного обязательства проверки контрагентов при заключении сделок (ПостановлениеДевятого ААС от 21.07.2010 г. № 09АП-15369/2010 по делу № А40-391/10-116-9, ПостановлениеДевятого ААС от 21.06.2010 г. № 09АП-13408/2010-АК по делу № А40-17367/09-116-1081). Есть и обратные примеры (ПостановлениеДевятого ААС от 21.05.2010 г. № 09-АП-9616/2010-АК по делу № А40-86427/09-20-587, Постановление ФАС МО от 26.10.2009 г. № КА-А40/110076-09 по делу № А40-7926/09-4-29).
Как правило, проверкой добросовестности контрагента на предприятии занимается команда юристов, либо служба безопасности. При этом выводы делаются на основе представленных им документов и/или полученной своими силами информации.
К таким документам относятся:
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с печатью ИФНС, либо заверенные исполнительным органом контрагента их копии,
В соответствии со ст. 5Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся, в частности, следующие сведения о юридическом лице:
— полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование;
— организационно-правовая форма;
— адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
— сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
— сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
— размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
— фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
— сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
— сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
— идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
— коды по Общероссийскому классификаторувидов экономической деятельности;
— сведения о банковских счетах юридического лица;
— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
— сведения о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала;
— стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.
Выписка может быть получена организацией и самостоятельно.
Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений осуществляется за плату, размер которой устанавливается Правительством РФ.
В то же время, нельзя основываться только лишь на сведениях из государственного реестра юридических лиц. Желательно требовать предоставления соответствующей информации и документов от самого потенциального контрагента. После можно сопоставить их с данными, содержащимися в государственном реестре юридических лиц.
- Заверенные контрагентом копии свидетельства о государственной регистрации общества и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
- Заверенные контрагентом копии учредительных документов (устав общества). Следует учесть, что представленная копия устава должна быть полной и содержать все необходимые сведения (в частности о видах деятельности общества, об органах управления в обществе);
- Заверенные контрагентом копии налоговых деклараций на последнюю отчетную дату с отметкой ИФНС о принятии;
- Копии протокола общего собрания учредителей (акционеров) общества или копия решения единственного участника общества, в котором в качестве одной из повесток дня будет вынесен вопрос об избрании исполнительного органа общества на основании устава;
- Копия приказа о вступлении в должность единоличного исполнительного органа общества;
- Заверенная контрагентом карточка учета сведений с образцом подписи единоличного исполнительного органа общества;
- Копии лицензий (с приложениями к ним), выданных контрагенту на осуществление деятельности, требующей прохождения процедуры лицензирования в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Документы, удостоверяющие полномочия лица на заключение сделок от имени общества.
Сведения, закрепленные в уставе общества, в протоколе (решении) участников (акционеров) общества и в приказе о назначении на должность исполнительного органа (генерального директора), позволят сделать вывод о легитимности полномочий генерального директора, а также о сроке его полномочий.
При проверке добросовестности контрагента необходимо также изучить информацию, содержащуюся в официальных источниках.
К ним можно отнести:
- с помощью сайта ФНС (nalog.ru) производится проверка факта регистрации организации-контрагента по адресу «массовой регистрации» и факта дисквалификации его руководителей;
- с помощью сайта Федерального лицензирующего органа производится проверка факта наличия у контрагента соответствующей лицензии и срока ее действия;
- с помощью сайта Высшего арбитражного суда РФ (arbitr.ru), сайтов Федеральных арбитражных судов РФ, апелляционных судов и судов первой инстанции производится проверка факта участия организации-контрагента в судебных разбирательствах.
Необходимость проверки контрагента с помощью сайта ВАС РФ продиктована тем, что на данном сайте представлена информация о судебных делах всех судебных округов.
Также можно обратиться в ИФНС по месту регистрации контрагента с просьбой подтвердить (опровергнуть) факт недобросовестности контрагента и получить информацию о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сдает ли данное лицо бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.
Следует отметить, что данная информация является открытой, что подтверждается позицией ФНС России в Письме от 05.03.2002 № ШС-6-14/252.
Арбитражные суды разделяют данную точку зрения. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 11.12.2007 № Ф04-8404/2007(40773-А67-32) по делу N А67-1463/2007и от 14.12.2007 № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007поддержал позицию нижестоящих судебных инстанций, признавших незаконными отказы налоговых органов в предоставлении налогоплательщику информации о его контрагентах.
Минфин России также подтвердил, что меры, включающие в себя получение от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые в целях подтверждения добросовестности контрагента, свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письмо Минфина России от 10.04.2010 г. № 03-02-07/1-177).
В настоящее время можно также использовать различные электронные ресурсы (Спарк Интерфакс, Глобас i и другие), в которых практически вся информация об организации или индивидуальном предпринимателе собрана в единых информационный документ. Использование полных версий таких ресурсов возможно только на возмездной основе.
Итак, проверка добросовестности контрагента должна предшествовать заключению сделки, порождающей взаимные права и обязанности.Своевременное использование всех возможных способов проверки контрагента позволит организации защитить свои права и законные интересы как в отношении с контрагентом, так и в отношении с налоговыми органами.
Список используемых источников
- ПисьмоФНС России от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84;
- Письмо Минфина России от 10.04.2009 г. № 03-02-07/1-177;
- Письмо Минфина России от 06.07.2009 г. № 03-02-07\1-340;
- РазъяснениеФНС России от 15.03.2010 г.;
- Письмо Минфина России от 01.12.2017 года № 03-02-07/1/80443;
- Письмо ФНС России от 31.10.2017 года № ЕД-4-9/22123@;
- ПостановлениеДевятого ААС от 21.07.2010 г. № 09АП-15369/2010 по делу № А40-391/10-116-9;
- ПостановлениеДевятого ААС от 21.06.2010 г. № 09АП-13408/2010-АК по делу № А40-17367/09-116-1081;
- ПостановлениеДевятого ААС от 21.05.2010 г. № 09-АП-9616/2010-АК по делу № А40-86427/09-20-587;
- Постановление ФАС МО от 26.10.2009 г. № КА-А40/110076-09 по делу № А40-7926/09-4-29;
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Письмо ФНС России от 05.03.2002 № ШС-6-14/252;
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2007 № Ф04-8404/2007(40773-А67-32) по делу № А67-1463/2007;
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007;
- Письмо Минфина России от 10.04.2010 г. № 03-02-07/1-177.