Сегодня мне хотелось бы затронуть такую тему как ВКС-(видеоконференцсвязь) в судах.
Не секрет, что она у нас реализована через одно место, несмотря на то, что на создание данной системы из бюджета была вбухана туча охулиардов.
На данный момент система реализована таким образом:
Находясь в ином регионе чем суд, в котором назначено судебное заседание вы подаете ходатайство об использовании видеоконференцсвязи (далее ВКС).
Это ваше безусловное право. А вот у суда обязанность обеспечить вам эту самую ВКС –только при наличии технической возможности. Теперь внимание! Суды под отсутствием технической возможности понимают- занятость комнаты в здании суда, в которой установлено то самое дорогостоящее оборудование -другим судьей этого же суда для ВКС в тот же самый момент, что и ваше судебное заседание.
Предположим, что у вас все получилось и в назначенный день вам удалось поучаствовать в судебном заседании с помощью ВКС. В каждом суде есть специальный мальчик- сисадмин, который с помощью такой-то матери настраивает эту шайтан-машину и судья, с помощью такой-то матери проводит судебное заседание с использованием ВКС. Нам это преподносится как суперсложный процесс, организовать который под силам только людям с высшим ракетостроительным образованием.
На дворе 2020 год. Случился «карантин», «самоизоляция в условиях распространения коронавирусной инфекции» и прочая. Суды позакрывались от посетителей. И если подача заявлений еще возможна путем ГАС «Правосудие»- то участие в заседаниях- под огромным вопросом. Все судьи как могут откладывают процессы на май.
В то же самое время школы и университеты также ушли на дистанционное обучение. Что я каждый день вижу у себя дома (а у меня трое школьников)?
Учитель у себя на телефоне или планшете открывает приложение Zoom (аналог Скайпа, но с расширенными возможностями). Ученики тоже у себя на телефонах или планшетах открывают данное приложение. Учитель подключает по очереди каждого ученика к видеоконференции и идет полноценный учебный урок.
Повторюсь. На дворе 2020 год. У каждого в кармане есть телефон или планшет с камерой и микрофоном. Вот только учитель с зарплатой 20 т.р. может организовать ВКС, а судья с зарплатой в 5 раз больше учителя- не может.
Решение проблемы вижу в повсеместном использовании судьями во время карантина (и будет здорово, если и после эта традиция приживется) ВКС с помощью приложения на телефоне или планшете. Если что-это я не сам придумал. В США судьи уже месяц так проводят судебные заседания в условиях карантина.
Какие возможны сложности?
- Отсутствие законодательного закрепления данной возможности в АПК, УПК, ГПК. Значит надо быстро-быстро (А Госдума показала, что она это умеет в условиях команды сверху) принять соответствующее обращение Верховного суда к Правительству и оформить эту возможность законодательно.
- Отсутствие образования у судей- решается путем проведения для судейского корпуса семинаров по обучению пользованию приложением. Кто не справляется- в почетную отставку как ретрограда.
- Решение вопроса с идентификацией участников конференции. В случае обычной ВКС вашу личность и полномочия проверяет судья Вашего региона, куда вы вживую приходите. В случае ВКС, организованной с телефонами участников- приходить никуда не надо. Вы можете подключиться к видеоконференции прямо из дома. Полномочия проверяются либо сличением вашей физиономии с паспортом в камеру Вашего телефона либо судья изначально должна знать аккаунт участника (его телефонный номер) путем указания его в заявлении.
Если у кого то будут предложения и замечания- с удовольствием их выслушаю.


Уважаемый Тимур Дэлимирович, идея отличная, но давайте будем реалистами. Не в нашей стране, не в это время и не в эти сроки.
«Тут вам не америка, тут вам не европа, идите вы все ...» продолжение знают все.
Уважаемый Тимур Дэлимирович, я думаю это перспектива 2030 года, не раньше. Идея, конечно, хорошая.
Уважаемый Андрей Владимирович, так уже вроде в Госдуме взялись обсуждать возможность дистанционного судебного процесса во время карантина. Но я согласна, пока всё настроят по всей России, как раз наступит 2050 год))
Уважаемый Тимур Дэлимирович, идея отличная, но в России на практике сложно реализуемая, особенно в СОЮ, и особенно в экстренном порядке. В основном, именно по причине необучаемости некоторых людей)
https://youtu.be/R-f9iJgGcR0
Уважаемая Ольга Витальевна, благодарю за клип. Отлично поднимает настроение!
Уважаемый Тимур Дэлимирович, а знаете, я уже соскучилась по нашим местным судьям:D
Уважаемый Тимур Дэлимирович, хорошо бы это было! Да что-то вспомнилась детская книжка про Мальчиша-Кибальчиша:
"… И снаряды есть… И винтовки есть… И помощь близка… " :(
Уважаемая Ольга Алексеевна, помощь близка! Все будет хорошо! мы -победим!
↓ Читать полностью ↓
Уважаемый Тимур Дэлимирович, а я поддержу Вас… в самом принципе возможности дистанционного правосудия. Но — со своей стороны.Правосудие в наших условиях (а особенно — в тех условиях, что будут) — штука затратная (попросту — дорогая). Однако технологии с условиях развития технического прогресса — штука дешевеющая (вернее, со снижающейся себестоимостью).Профессиональные участники правосудия (литигаторы), на мой взгляд, должны приветствовать (и всячески продвигать) возможность дистанционного правосудия. Особенно в контексте предстоящего введения профессионального представительства (т.н. «адвокатская монополия»).Как (по-моему) может быть организовано такая схема («дистанционного») судопроизводства?Адвокатское образование создаёт у себя «дистанционную комнату суда» — специально приспособленное помещение с техникой, позволяющей ведение ВКС с судом. Такое помещение (вернее, по-сути, его достоверный IP-адрес) регистрируется в некоем общем реестре судебных учреждений.При проведении судебного разбирательства:1) судебные документы пересылаются с зарегистрированного адреса «судебной комнаты» на зарегистрированный адрес суда;2) явка свидетелей, специалистов (со стороны, представляемой литигатором) обеспечивается стороной в назначенные дату/время в «судебную комнату»; обеспечение проверки личности возлагается на литигатора (с соответствующей ответственностью); допрос лиц, чья явка обеспечена, проводится в режиме ВКС;3) доказательства, которые должны быть раскрыты сторонами, также высылаются по заранее зарегистрированным адресам (ну, именно статический IP-адрес в качестве идентификатора я привёл весьма условно; можно предусмотреть систему достоверной идентификации, например, с использованием УКЭЦП, и т.д.).Практических вариантов осуществления моей идеи может быть много — важен общий смысл: разгрузить суд от реальной явке, возложив эту заботу на стороны (которые, в принципе, в силу прямого на то указания в Законе — прямо в этом заинтересованы).Кроме того, раз уж наступает «Время элит», и, соответственно, «элитарного представительства» — то заинтересованные литигаторы (в первую очередь — адвокаты) — будут способны понести некоторые затраты в обеспечение своей будущей деятельности (как, например, нотариусы).
Уважаемый Михаил Михайлович, даже не ожидал, что вы «своей мыслью так широко шагнете и заглянете за горизонт». Мне было бы очень интересно почитать Ваш комментарий спустя лет 10- сидя в моем собственном конференц-зале, то бишь «дистанционной комнате суда». А почему бы и нет? Сначала рождается мысль- а потом она воплощается в реальность