Сравнительно недавно повсеместное распространение получила практика включения автосалонами в договоры купли-продажи транспортных средств условия о так называемой аннулируемой скидке. Речь идет о скидке, которую покупатель обязуется вернуть автосалону в случае отказа от любых сопутствующих покупке ТС договоров (договоров страхования, помощи на дорогах и т.п.).
Если с отказом от договоров страхования в период охлаждения и иных договоров (абонентские ли они, опционные или любые другие) никаких сложностей в судах со взысканием уже не возникает, то «аннулируемая скидка» стала непреодолимым препятствием для потребителя – суды всех инстанций отказываются по настоящее время признавать такое условие договора недопустимым.
Условие об аннулируемой скидке формулируется примерно следующим образом: «скидка предоставляется в связи с согласием покупателя на приобретение автомобиля у продавца со скидкой, при соблюдении покупателем условий: покупатель приобретает страховой полис такой-то и такой-то, а также заключает договор на такие-то услуги.
В случае отказа покупателя от страховых полисов, финансовых, дополнительных услуг и продуктов в части или полностью предоставленная покупателю скидка аннулируется. В случае аннулирования предоставленной скидки покупатель обязуется произвести доплату за автомобиль продавцу в размере …».
Предстоит важная работа по перелому устоявшейся судебной практики на этот счет. При механистической ориентации судов на сложившуюся кассационную практику довольно сложно требовать от них проявить самостоятельное и творческое начало, высказать решительное «нет» злоупотреблениям принципом свободы договора со стороны автоконцернов.
Спешу поделиться некоторыми соображениями, которые могут помочь в защите этой категории дел.
1.Одна из самых уязвимых категорий граждан потребителей, нуждающихся в особой защите своих прав – это граждане, приобретающие транспортные средства в кредит. Не секрет, что автосалоны отказываются продавать машины за наличные средства (ссылаясь на отсутствие автомобилей в наличии), поскольку основной доход получают от комиссионных вознаграждений, получаемых при приобретении ТС в кредит от банка, страховщиков и иных организаций (медицинских, юридических, «помощь на дорогах»).
Все сопутствующие услуги включаются в тело кредита. Гражданин оказывается в перекрестье хищнических интересов самого автосалона, банка, страховщиков и иных сопутствующих организаций. Все они заинтересованы в том, чтобы кредит был оформлен на максимальную сумму: банк получает выгоду от большего процентного дохода, автосалон от комиссий, страховщик от страховых премий; также цель всех вместе взятых состоит в том, чтобы затруднить или сделать невозможным отказ потребителя от дополнительных к договору купли-продажи ТС услуг.
2.«Скидка» — это добровольное, одностороннее снижение стоимости товара продавцом от первоначальной стоимости товара. Условие же об «аннулируемой» скидке означает, что она отменяется в зависимости от совершения тех или иных действий покупателя в будущем, никак не связанных с существом обязательств покупателя по договору купли-продажи.
Это противоречит самой природе скидки, поскольку она является маркетинговым инструментом для привлечения покупателей и стимулирования их к покупке товара, а не инструментом в обход закона для ограничения права потребителя на отказ от ненужных ему услуг. В случае, если такая «аннулируемая скидка» направлена на «прикрытие» заведомо незаконного договорного запрета на отказ от услуг либо является закамуфлированным «штрафом» за реализацию законного права на отказ от услуг, то соответствующее положение договора должно считаться ничтожным (хотя бы и только со ссылкой на ст. 10 ГК РФ).
3.Само по себе включение в договор купли-продажи «условия об аннулируемой скидке в случае отказа от дополнительных услуг» — представляет собой эволюционную ветвь развития «400 сравнительно честных способов отъема денег у населения», главной особенностью которых является навязывание (путем использования своего положения экономически более сильной стороны и умолчания о существенных обстоятельствах) «неких услуг» гражданам при приобретении товара в кредит и использование при этом таких правовых конструкций, которые могут сделать невозможным или максимально затруднить возврат денежных средств по ст.32 Закона о защите прав потребителей и Указаниями ЦБ РФ.
Если восстановить хронологию событий, то можно вспомнить, что всё начиналось со сравнительно простых договоров на разного рода услуги (помощь на дорогах, ассистанские услуги, «бесплатные консультации» по медицинским и юридическим вопросам и пр.); далее в ход пошли абонентские договоры (причем такие, чтобы на первые дни его действия приходился наибольший объем абонентской платы), затем – «опционные» договоры; придуманы были и смешанные договоры (договор услуг на небольшую сумму и договор купли-продажи некой флешки с «ценной информацией» на наибольшую сумму). Всем этим «схемам» суды в конечном итоге давали «должную» оценку. Сейчас перед нами новый способ, характерный только тем, что интересанты догадались включать в сами договоры купли-продажи положения об аннулировании якобы предоставленной скидки в случае отказа покупателя от любой дополнительной услуги. И эта последняя схема работает пока очень успешно.
4.В Закон о защите прав потребителей была включена ст. 16 в новой редакции (при этом положения ст. 16 в ред. ФЗ от 01.05.2022 N 135-ФЗ, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров). Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что «недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные … настоящим Законом, законами … в области защиты прав потребителей.
Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся»: (в том числе) «1) условия, которые предоставляют продавцу право одностороннее изменение условий обязательства (цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права.., 3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона…».
Условия договора купли-продажи и дополнительного соглашения к нему в части «аннулируемой скидки» — совершенно точно подходят под описание недопустимых условий договора с потребителем.
5.Конституционный суд РФ в постановлении еще от 23.02.1999 № 4-П сформулировал важную максиму: «гражданин как экономически слабая сторона … нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны», а «конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод».
6.Аналогичные условия договора купли-продажи транспортных средств с условием об «аннулируемой скидке» совсем по-другому оцениваются арбитражными судами. В помощь будут Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2022 N Ф06-17017/2022 по делу N А65-20818/2021, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2022 N Ф06-16969/2022 по делу N А65-23161/2021, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2022 N Ф06-16726/2022 по делу N А65-21393/2021.
7.Региональными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) выявлялись подобные условия и признавались ущемляющими установленные законом права потребителей, в связи с чем выносились представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Данные представления оспаривалось автосалонами в арбитражных судах, однако безуспешно.
Основная мысль арбитражных судов сводится к тому, что отсутствием в договоре полных сведений о стоимости дополнительных платных услуг, приобретением которых обусловлено предоставление продавцом скидки, автосалон вводит покупателя в заблуждение привлекательностью самой суммы предоставляемой скидки, выяснение экономической выгоды от которой на момент заключения договора купли-продажи покупателем не представляется возможной.
Данные условия противоречат п. 2 ст. 16 ЗЗПП, так как обусловливать запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец не вправе включать в договор условий, возлагающих приобретение дополнительных услуг. Предоставление скидки обусловлено соблюдением покупателем условия по приобретению им дополнительных платных услуг у партнеров продавца.
То есть, условием предоставления продавцом скидки является покупка покупателем за свой счет дополнительных услуг, содержание и стоимость которых до покупателя не доведены, равно как и сведения об организациях, оказывающих данные услуги.
8.Предусмотренное договором аннулирование скидки – по своей правовой природе является предусмотренной договором штрафной санкцией за реализацию законного права покупателя на отказ от допуслуг, не связанных с основной и единственной обязанностью покупателя – оплатить приобретаемый товар; и безусловно такой штраф является ущемляющим права потребителя.
9.Часть 3 ст. 40 НК РФ предусматривает только такие виды скидок, которые не зависят от индивидуальных качеств покупателя, от наличия или отсутствия у него договорных отношений с третьими лицами; и самое главное — эти скидки не могут быть аннулированы после продажи товара. После оплаты покупателем стоимости полученного автомобиля обязательство покупателя считается исполненным, а его обязанности по договору прекращаются исполнением. После исполнения договора обеими сторонами условия договора уже не могут быть нарушены, так как стороны свободны от требований по их соблюдению.
10.ГК РФ предусматривает возможность изменения цены товара лишь в зависимости от показателей, обусловливающих эту цену, т.е. в зависимости от себестоимости товара, от затрат продавца и т.п. Стороны не могут условием предоставления скидки ставить те обстоятельства, которые не связаны с их обязанностями, вытекающими из существа взаимоотношений.
11. Сотрудники автодилера умышленно в целях завлечения покупателей преподносят цену автомобиля уже с учетом скидки как обычную цену автомобиля, скрывая обязательное условие о заключении страховых договоров для этого. Таким образом, та часть сделки купли-продажи, которая совершается по принуждению (в связи с обманом или так называемым «маркетинговым ходом») продавца автомобиля, да еще с учетом получения денежной выгоды продавца (путем перечисления ему комиссионного сбора от страховой организации), является притворной, прикрывающей другие отношения.
Она заключается без реального желания потребителя и не в его интересах, а в интересах страховой организации, банка и самого автосалона. Следовательно, ввиду притворности такой сделки пункты дополнительного соглашения к договору купли-продажи об обязанности покупателя заключить договоры страхования, а также об ответственности покупателя за расторжение такого рода договоров должны признаваться судами недействительными.
Уважаемые коллеги, если всё же у кого-то имеется или появится в будущем положительная судебная практика по аннулируемым скидкам, буду рад, если Вы сообщите.