Описал ситуацию следующим образом. Так получилось, что 24.07.2015 к его маме пришли продавцы чудо пылесоса Кирби и предложили совершенно бесплатно почистить квартиру. При этом проводили сравнение с «обычным пылесосом» и показывали страшные фотографии сапрофитов. Всячески убеждали, что здоровье дороже любых денег, а их уникальный товар стоит всего 180 000 рублей.
Более того, покупку можно оформить в кредит на очень и очень выгодных условиях и только сейчас, когда продавцу до конца месяца нужно сделать еще одну продажу, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кредит будет оформлен на 120 000 рублей проценты по кредиту составят 60 000 рублей и будут включены в стоимость товара, это же ж такая выгода!
В общем продавцы оказывают влияние на весь спектр эмоций. В результате мы имеем договор купли-продажи и кредитный договор.
И приехавший в этот же день, около 19 часов сын несколько омрачил радость от нового приобретения, хотя немолодая женщина уже и сама начала догадываться о том, что её «кажется обманули».
По моей просьбе товарищ отсканировал все имеющиеся документы и отправил мне на адрес электронной почты. Документы мной были бегло просмотрены.
Договор купли-продажи содержал условие о том, что пылесос является товаром, который возврату в течение 14 дней не подлежит. Судебная практика за последние 4 года, которую мне пришлось изучить позднее (не часто занимаюсь делами о защите прав потребителей) подтверждала обоснованность данного условия договора.
Однако нашел несколько решений в которых владельцам удалось доказать законность требований о расторжении договора купли-продажи по нескольким основаниям.
- Уровень шума пылесоса аналогичной модели не соответствует требованиям ГОСТ;
- Покупателя ввели в заблуждение относительно потребительских качеств товара, а именно уровень фильтрации пыли не соответствует заявленным HEPA13.
А вариантов было несколько:
- Признавать договор купли-продажи не заключенным в связи с не достижением согласия относительно цены товара (кредит на 120 000, а стоимость пылесоса 180 000) Непонятно.
- Пытаться вернуть пылесос
- Выбранный нами способ, который заключался в отказе от кредитного договора и последующем возврате товара т.к. не получив денег за товар, продавец принял бы его обратно.
В этот же день на сайте банка было размещено обращение от имени заемщика об отказе от получения кредита. Договор займа является реальным договором и считается заключенным с момента передачи денег. Обращением, в котором потребитель отказывался от получения кредита, заемщик фактически отзывал свой акцепт на заключение договора в том числе в порядке ст. 821 ГК РФ.
После этого 25.07.15 г. (в субботу) заявление было продублировано и принято одним из доп.офисов банка. Согласно заявлению, потребитель отказывалась от получения кредита и просила банк не выполнять её поручение о выполнении платежа в адрес третьего лица (ниже станет ясно кому).
27.07.15 банк отреагировал на интернет-обращение… отказом. Пояснив, что если от предприятия торговли поступит корректный пакет документов выплата будет произведена. Потребителю было рекомендовано решать вопрос не с банком а с предприятием торговли.
Кому интересно, смотрите здесь.
Из-за этого 28.07.2015 потребитель уже по своей инициативе обратилась в банк с письменной просьбой не производить выплату по кредитному договору.
Несмотря на троекратное обращение, 30.07.2015 г. банк произвел перечисление денег. Необходимо отметить, что о дате и факте выплаты мы узнали уже в суде т.к. банк отказывался предоставлять потребителю доказательства исполнения своего обязательства по кредитному договору, несмотря на письменное требование.
С этого момента потребителя начали «терроризировать» хлопцы из отдела урегулирования убытков и в один из дней она не выдержала и предложила мне «или обращайтесь в суд или я начну уже платить».
Было составлено и передано в суд по месту жительства потребителя исковое заявление о защите прав потребителей. «О признании кредитного договора не заключенным». Иск был основан на том, что банк произвел выплату (если он её произвел) вопреки воле истца, соответственно, даже если такая выплата и была выполнена банком, она была выполнена не на основании соглашения между банком и потребителем, а по иным причинам, нам не известным и к правоотношениям между банком и потребителям не относящимся.
Каких-либо требований к ООО «Рога и копыта» — продавцам пылесоса нами не предъявлялись умышленно. В случае необходимости, увеличить исковые требования можно было в последующем, кроме того, мы оставляли за собой возможность исключить зависимость этих двух договоров путем предоставления доказательств того, что потребитель нашла более выгодный для нее способ оплатить покупку (исключить довод о злоупотреблении правом).
В ходе судебных заседаний была восстановлена эта схема сравнительно честного отъема денег у граждан:
Между Банком и ООО «Финансы» имеется договор о том, что ООО «Финансы» имеет право заключать с гражданами кредитные договоры от имени банка. Между ООО «Финансы» и ООО «Рога и копыта» — договор о сотрудничестве о том, что Рога продают товар, а Финансы оформляют займы. Финансы имеет процент с каждого кредитного договора.
Условия этих договоров предусматривали кроме прочего: 1) отказ банка акцептовать договор с потребителем по любым основаниям не влечет никакой ответственности банка; 2) подробный порядок отказа потребителя от кредита как до момента «оплаты товара», так и после момента «оплаты товара».
То есть и у банка и у предприятия торговли была возможность действовать в соответствии с требованиями закона без каких-либо вредных последствий.
Но в связи с тем, что возврат денег ну никак не выгоден как банку так и продавцу товара потребителю не была раскрыта информация о таком порядке и даже о его наличии. (Еще один способ защиты прав потребителя).
Но все это теория. Несмотря на столь веские доводы больших надежд на законное решение суда я не испытывал как в суде первой инстанции, так и в связи с «политикой партии» о стабильности судебных решений, в суде апелляционной инстанции.
Кроме того на втором судебном заседании, когда появился представитель банка к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц суд по своей инициативе привлек ООО «Рога и копыта». Несмотря на это, судья задавал «правильные вопросы» о том, понимает ли представитель банка о том что договор является реальным и получал-ли банк уведомления потребителя об отказе от договора.
Представитель банка сослался в качестве возможной причины на техническую ошибку или что-то такое и противодействию так называемого потребительного экстремизма.
Судя по всему представитель банка, несмотря на специфику работы сохранила человеческую порядочность и в третьем судебном заседании банк предложил заключить мировое соглашение на следующих условиях.
В течение 10 дней с момента получения банком определения об утверждении мирового соглашения банк прекращает действие кредитного договора и за счет собственных средств в полном объеме гасит долг потребителя по кредитному договору.
Принимая мировое соглашение судья высказывал явную симпатию в отношении банка. По моему мнению, даже нечто похожее на попытку отговорить банк от такого решения: «У вас же исковые требования были о признании договора не заключенным, а мировое совсем по другому поводу». Но мировое соглашение все же принял.
Вот таким образом, я бы сказал «чудом» удалось привести стороны к первоначальному положению.
P.S. Со слов представителя банка уже во время третьего судебного заседания ООО «Рога и копыта» освободило офис и прекратило деятельность, а в качестве места жительства директора в социальных сетях указан теперь уже г. Екатеринбург.