Семейные споры — одна из категорий дел, которые я веду чаще всего. Говорить громко типа «специализируюсь», когда за плечами меньше 10 споров не приходится.
Тем не менее коллеги, которые впервые пишут процессуальную позицию по спору о детях присылают мне свои документы на «рецензию». Особенно после повышения мной квалификации в Институте Адвокатуры как раз на тему определения места жительства ребенка, определения порядка встреч отдельно проживающего родителя с ребенком.
Буквально вчера мне попалась на глаза процессуальная позиция коллеги, которая и стала отправной точкой для этой публикации, в надежде, что изложенная здесь информация будет полезна уважаемым коллегам и в целях исключить совершение таких грубых ошибок, которые я разберу ниже.
Структура документа
В исковом заявлении об определении места жительства ребенка первым блоком на мой взгляд должна идти фактура, т.е. краткое изложение фактических обстоятельств (например, когда зарегистрирован брак, когда родились дети, когда фактически семейные отношения между супругами прекратились, когда зарегистрировано расторжение брака).
Этот раздел иска не должен быть излишне эмоциональным и тем более содержать какую-либо оценку другого родителя со стороны истца. Очень важно помнить, что такую оценку дает только суд.
Вторым блоком искового заявления идут обстоятельства, входящие в предмет доказывания по спору. Предмет доказывания раскрыт в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998г. № 10 и Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей.
По моему глубокому убеждению изобретать колесо и креативить в предмете доказывания нужды нет. Все что надо доказать исчерпывающим образом доведено до нас в этих двух документах. Тем не менее, часто вижу, да и слышу от коллег, что юрист впервые берущийся за дело начинает уходить в сторону от классики и доказывает вещи, подчас никакого отношения к спору не имеющие.
Да, еще часто вижу в шапке иска, что орган опеки и попечительства называют третьим лицом. Это не правильно. Орган опеки и попечительства участвует в порядке ст. 47 ГПК РФ, 3 лицом орган опеки и попечительства точно не является. Госпошлина по делам о защите прав и законных интересов детей уплате не подлежит в силу п. 15 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 ст. 23 Закона № 124-ФЗ.
Просительная часть имеет колоссальное значение, ведь от ее формулировки зависит исполнимость судебного акта. Если ребенок все время жил например с матерью, но с определенного момента отец забрал его из садика или школы и «забыл» вернуть домой, что и послужило основанием для обращения в суд писать надо в контексте ситуации : «отобрать ФИО, год рождения у его отца ФИО, год рождения и передать ФИО, год рождения его матери ФИО, год рождения».
Если отец увез ребенка к своим родителям, этот контекст также необходимо учесть, и написать в таком виде: «отобрать ребенка ФИО, год рождения у его отца ФИО, год рождения или иного лица, у которого на момент его отобрания будет находится ребенок ФИО, год рождения и передать ребенка ФИО, год рождения его матери ФИО, год рождения».
Несколько ценных нюансов
1. Привлекаются все органы опеки и попечительства (и по месту жительства отца и по месту жительства матери)
2. Учитывайте имеются ли между сторонами иные споры (раздел имущества, алименты и т.д.). Сведения сообщенные в них могут пригодиться в споре об определении места жительства.
3. Не забывайте, что в споре о месте жительства детей подсудность общая — по месту жительства ответчика. Но если заявлен иск об определении места жительства и алименты, подсудность уже альтернативная — по месту жительства Истца.
4. Не стоит злоупотреблять обеспечительными мерами. Если ребенок и так живет с доверителем, и вы пытаетесь закрепить это на бумаге, обеспечительные меры вам ни к чему. Иное дело, если ребенок жил ранее с доверителем, но был отобран и удерживается другим родителем, тогда смело заявляйте на основании п. 6.1 ст. 152 ГПК РФ обеспечительные меры. Обеспечительные меры возможны только после письменного заключения органа опеки и попечительства.
5. С 10 лет желание ребенка учитывается при определении места жительства ребенка. Но такое желание не должно явно быть индуцировано одним из родителей.
6. Доказательств должно быть не много, они должны быть качественные. Например, если доверитель берет справку с места работы, важно зафиксировать в ней не только размер его дохода, но и график работы, чтобы суд мог убедиться, что график работы позволяет заботиться и воспитывать ребенка.
Я не люблю приводить в суд свидетелей. Они начинают нервничать, путаться, а уж когда оппонент начинает давить, задавая вопросы и вовсе теряются и всплывает не то, что ты хотел, из чего исходил, ведя свидетеля на допрос. Для меня гораздо спокойнее и удобнее принести в суд документ — нотариальный опрос свидетеля или заявление, в котором нотариус лишь свидетельствует личность и подпись заявителя.
Переписка, видео и аудио сообщения также являются доказательствами. Но мой опыт подсказывает, что суды не очень-то расположены смотреть или слушать данные файлы, поэтому лучше эти доказательства оформлять в виде осмотра у нотариуса. Да, это дорого, но воспринимается лучше.
7. Допрос ребенка возможен и даже целесообразен в некоторых случаях, ведь ребенок может не только выразить мнение о родителях и с кем из родителей хочет проживать, но и сообщить о фактах, которые ему известны, подтвердить или опровергнуть имеющиеся в материалах дела доказательства.
Но любой педагог или психолог, в зависимости от того в чьем присутствии будет допрашиваться ребенок увидят выработано ли мнение сами ребенком или индуцировано родителем. Поэтом к подготовке ребенка к допросу надо подойти умеренно. Это все-таки должна быть беседа, объяснение, что и как будет иметь место, а не установка что делать и как говорить, вплоть до заучивания ответов.
Хорошо бы не позволять суду задавать те вопросы, которые ему придут в голову, а подготовить собственные конкретные и лаконичные вопросы, коих должно быть немного, чтобы не перегружать ни ребенка, ни суд. Оформить вопросы ходатайством.
Заключение
Как бы вы не вели это дело, главное не превращайте спор о детях, в войну за детей. Помните, бывшие супруги когда-то были близкими, дорогими друг другу людьми. И хотя они утратили это состояние, другое состояние осталось неизменным — они остались родителями для своих детей. А детям всегда нужна полноценная семья. Не зря ВС РФ в Определении от 29.01.2019г. № 18-КГ18-223 закрепил концепцию единого дома.
Поэтому не надо подпитывать взаимное недовольство родителей друг другом, обострять их и без того нелегкие отношения. Если нельзя установить мир и полюбовно договориться о месте жительства ребенка, то хотя бы не надо устраивать из этого процесса сведение старых счетов.
Меня удивляют коллеги, которые в правовых позициях дословно приводят доводы клиента о бывшем супруге, конечно же негативного характера. Для чего вам это? Что вы этим хотите достичь? Демонизировать образ другого родителя, чтобы точно суд не определил место жительство с ним?
Я категорически против такого подхода. Выглядит непрофессионально и откровенно слабо построение позиции по типу «отец (мать) такой плохой (плохая)» с перечислением всех реальных и додуманных его пороков.
Зачем говорить, что не так с другим родителем, когда можно назвать ключевые причины, чем хорош ваш доверитель, почему именно он в большей степени достоин жить совместно с ребенком, в чем заключается необходимость определить место жительства ребенка с ним, а не другим родителем.
Конечно работать с имеющимися у оппонента пробелами и слабостями в позиции можно и нужно, но работать процессуально, т.к. без эмоций и сухо по факту.
Выражаю благодарность всем, кто дочитал до конца!
Буду рада, если Вы поделитесь со мной своим опытом ведения семейных споров и мнением по рекомендациям, изложенным в публикации!
Источник картинки — Freepic