Поводом для написания настоящей статьи стал вопрос представителя клиента (юридического лица, далее по тексту — Общество), о том, как реагировать на налоговое уведомление о вызове в налоговый орган, в соответствии с которым, клиент приглашался на комиссию по урегулированию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ.
В данном уведомлении налоговая инспекция подробно изложила сведения из главы 9 НК РФ, о возможности и порядке предоставления Обществу отсрочки (рассрочки) оплаты текущей налоговой задолженности.
История возникновения налоговой задолженности следующая. В отношении Общества, устойчивой подрядной организации, была проведена выездная налоговая проверка за период 2018-2019 год, по результатам которой, налоговым органом было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу доначислена налоговая недоимка по НДС и налогу на прибыль, пени и штрафные санкции.
Далее, Общество обжаловало решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе, которое оставило решение без изменения. Соответственно, решение налогового органа вступило в законную силу. После чего, в адрес Общества стали поступать требования об уплате налога, пени, штрафа в установленный срок.
На исполнение указанного требования законодатель предоставляет 8 дней (п.3. ст. 69 НК РФ). Общество, решение налогового органа обжаловало в судебном порядке, обратившись с заявлением в Арбитражный суд о признании ненормативного акта налогового органа — недействительным. При этом следует отметить, что ходатайство Общества о принятии обеспечительных мер поданное в суд, о приостановлении действия ненормативного акта и приостановления взысканий по спорному решению, до рассмотрения дела по существу, суд разрешил определением о встречном обеспечении.
Т.е. с целью обеспечения баланса частных и публичных интересов, судом было предложено обществу внести на депозит суда, денежные средства в размере 1/2 от суммы недоимки по налогу на прибыль и НДС, доначисленных в оспариваемом решении. Общество указанную судом сумму не внесло на депозит суда, и суд после установленного срока в определении о встречном обеспечении, выносит определение об отказе в принятии обеспечительных мер.
Таким образом, судебный процесс продолжается, требования об уплате задолженности постоянно поступают в адрес Общества, и отраженные в них суммы в части пеней, увеличиваются. При этом следует отметить, что не позднее двух месяцев (п.4 ст. 46 НК РФ) с даты направления первичного требования Налоговая инспекция, как правило, выносит решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика(юридического лиц, индивидуального предпринимателя, налогового агента).
Естественно, налоговым органом применяются способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе, предусмотренные ст. 76 НК РФ в виде — приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей. т.е. налоговая инспекция направляет в банковские организации, где имеются расчетные счета у Общества, решение о взыскании денежных средств, решение о приостановлении расходных операций, и инкассовые поручения о взыскании денежных средств вынесенные в порядке (ст. 46 НК РФ)на сумму налоговой недоимки, пеней и штрафов, которые установлены оспариваемым решением, или правильнее будет сказать- на сумму отрицательного сальдо единого налогового счета.
Итак, картина следующая.
Организация имеет нормальные финансовые показатели и производственную эффективность. Но приходит налоговая проверка, по результатам которой происходит существенное доначисление налогов, пеней и штрафов. В связи с введением с 01.01.2023 г. единого налогового счета (далее-ЕНС), указанная недоимка по налогам, пени и штрафы, выявленные налоговой проверкой, «падают» на ЕНС организации, образуя отрицательное сальдо по расчетам с бюджетами.
Далее включается налоговая инспекция, и как минимум выполняет вышеописанные мною действия. Организация попадает в замкнутый круг. Все поступающие налоги от Организации, в т.ч. и за текущие налоговые периоды, в соответствии с электронным алгоритмом и законодательством, в указанной системе по учету налоговых обязательств (ЕНС) «падают» на погашение отрицательного сальдо за предыдущие налоговые периоды, или на период по которым проводилась выездная налоговая проверка.
В результате у Организации образуется задолженность за текущие налоговые периоды. И вот казалось бы, при описанных мною обстоятельствах, имеется «спасительная» ст. 64 НК РФ об отсрочке (рассрочке) выплаты налоговой задолженности, но есть весьма существенные нюансы:
—во первых в соответствии с п.3. ст. 64 НК РФ, на сумму отсрочки или рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора.
Разумно было бы полагать, что институт введения рассрочки, направлен доброй волей законодателя на сохранение здорового предприятия (бизнеса), и на возможность этому предприятия за счет функционирования, рассчитаться с налоговой задолженностью. А фактически получается, что тонущей Организации ее спаситель тянет руку помощи, а на рукаве рубахи той спасающей руки, весит «ценник» в виде процентов за спасение.
Помощь не бесплатна. Или: «одной рукой спасаем, другой топим», а это уже на спасение и не похоже) ;
— во вторых и это основное, в соответствии с п.6 ст. 64 НК РФ при обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки, по основанию невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.
Вопрос, ответ на который очевиден: — с какой вероятностью банк, в котором имеется решение налоговой инспекции о взыскании с Организации налога, и решение о приостановлении расходных операций по счетам Организации, предоставит данной Организации – банковскую гарантию?
На мой взгляд, это маловероятно. Но, в случае, если банк захочет получить полный контроль над организацией, юридически оформив соотвествующие документы, этого исключать не стоит. Но это исключение из общей тенденции. Полагаю, что вся процедура по возможности предоставления отсрочки(рассрочки) в оплате налоговой задолженности – сложна и малоэффективна.
Если скажем, организации грозит банкротство, при установленных выплатах налоговой задолженности, то получению отсрочки (рассрочки) платежа будет предшествовать обязательное проведение анализа финансового состояния, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 14.03.2023 N 169 ««Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов».
Этой методике я планирую посвятить отдельную статью. Таким образом, возвращаясь к началу статьи я полагаю, что безусловно, являться на комиссию по урегулированию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ (далее –комиссия) необходимо. Но смысловой диалог с представителями налоговой инспекции на комиссии, закончится после заявления представителя Общества о невозможности предоставить «банковскую гарантию».
Потом весь остальной диалог между представителями Организации и налоговой инспекции, по сути не будет иметь практического смысла.
Благодарю за внимание к публикации.