Поводом для написания настоящей статьи стал вопрос  представителя клиента (юридического лица, далее по тексту — Общество),  о том, как реагировать на налоговое уведомление о вызове в налоговый орган,  в соответствии с которым, клиент приглашался на комиссию по урегулированию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ.

В данном уведомлении налоговая инспекция подробно изложила сведения из главы 9 НК РФ, о возможности и порядке предоставления Обществу отсрочки (рассрочки) оплаты текущей налоговой задолженности.

История возникновения налоговой задолженности следующая. В отношении Общества, устойчивой подрядной организации, была проведена выездная налоговая проверка за период 2018-2019 год, по результатам которой, налоговым органом было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу доначислена налоговая недоимка по НДС и налогу на прибыль, пени и штрафные санкции.

Далее, Общество обжаловало решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе, которое оставило решение без изменения. Соответственно, решение налогового органа вступило в законную силу. После чего, в адрес Общества стали поступать требования об уплате налога, пени, штрафа в установленный срок.

На исполнение указанного требования законодатель предоставляет 8 дней (п.3. ст. 69 НК РФ). Общество, решение налогового органа обжаловало в судебном порядке, обратившись с заявлением в Арбитражный суд  о признании ненормативного акта налогового органа — недействительным. При этом следует отметить, что ходатайство Общества о принятии обеспечительных мер поданное в суд, о приостановлении действия ненормативного акта и приостановления взысканий по спорному решению, до рассмотрения дела по существу, суд разрешил определением о встречном обеспечении.

Т.е.  с целью обеспечения  баланса частных и публичных интересов, судом было предложено обществу внести на депозит суда,  денежные средства в размере 1/2 от суммы недоимки по налогу на прибыль и НДС, доначисленных в оспариваемом решении. Общество указанную судом сумму не внесло на депозит суда, и суд после установленного срока в определении о встречном обеспечении, выносит определение об отказе в принятии обеспечительных мер.

Таким образом, судебный процесс продолжается,  требования об уплате задолженности  постоянно поступают в адрес Общества, и отраженные в них суммы в части пеней, увеличиваются. При этом следует отметить, что не позднее двух месяцев (п.4 ст. 46 НК РФ) с даты направления первичного требования Налоговая инспекция, как правило, выносит решение о  взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика(юридического лиц, индивидуального предпринимателя, налогового агента).

 Естественно, налоговым органом применяются способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе, предусмотренные ст. 76 НК РФ в виде — приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей. т.е. налоговая инспекция направляет  в банковские организации, где имеются расчетные счета у Общества, решение о взыскании денежных средств,  решение о приостановлении расходных операций, и инкассовые поручения о взыскании денежных средств  вынесенные в порядке  (ст. 46 НК РФ)на сумму налоговой недоимки, пеней и штрафов, которые установлены оспариваемым решением, или правильнее будет сказать- на сумму отрицательного сальдо единого налогового счета.

 Итак, картина следующая.

Организация имеет нормальные финансовые показатели и производственную эффективность. Но приходит налоговая проверка, по результатам которой происходит существенное доначисление налогов, пеней и штрафов. В связи с введением  с 01.01.2023 г. единого налогового счета (далее-ЕНС), указанная недоимка по налогам, пени и штрафы, выявленные налоговой проверкой, «падают» на ЕНС организации, образуя отрицательное сальдо по расчетам с бюджетами.

Далее включается налоговая инспекция, и как минимум выполняет вышеописанные мною действия. Организация попадает в замкнутый круг. Все поступающие налоги от Организации, в т.ч. и за текущие налоговые периоды, в соответствии с электронным алгоритмом и законодательством, в указанной системе по учету налоговых обязательств (ЕНС) «падают» на погашение отрицательного сальдо за предыдущие налоговые периоды, или на период по которым проводилась выездная налоговая проверка.

В результате у Организации образуется  задолженность за текущие налоговые периоды.  И вот казалось бы, при описанных мною обстоятельствах, имеется «спасительная» ст. 64 НК РФ  об  отсрочке (рассрочке) выплаты налоговой задолженности, но есть весьма существенные нюансы:

 —во первых в соответствии с п.3. ст. 64 НК РФ, на сумму отсрочки или рассрочки начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора.

Разумно было бы полагать, что институт введения рассрочки, направлен доброй волей законодателя на сохранение здорового предприятия (бизнеса), и на возможность  этому предприятия за счет функционирования, рассчитаться с налоговой задолженностью. А фактически получается, что  тонущей Организации  ее спаситель тянет руку помощи, а на рукаве  рубахи той спасающей руки, весит «ценник» в виде процентов за спасение.

Помощь не бесплатна. Или: «одной рукой спасаем, другой топим», а это уже на спасение и не похоже) ;

 — во вторых и это основное, в соответствии с п.6 ст. 64 НК РФ при обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки, по основанию невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

 Вопрос, ответ на который очевиден: — с какой вероятностью банк, в котором имеется решение налоговой инспекции о взыскании с Организации налога, и решение о приостановлении расходных операций по счетам Организации, предоставит данной Организации – банковскую гарантию?

На мой взгляд, это маловероятно. Но, в случае, если банк захочет получить полный контроль над организацией, юридически оформив соотвествующие документы, этого исключать не стоит. Но это исключение из общей тенденции.  Полагаю, что вся процедура по возможности предоставления отсрочки(рассрочки) в оплате налоговой задолженности – сложна и малоэффективна.

Если скажем, организации грозит банкротство, при установленных  выплатах налоговой  задолженности,  то получению отсрочки (рассрочки) платежа будет предшествовать обязательное проведение анализа финансового состояния, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 14.03.2023 N 169 ««Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов».

Этой методике я планирую посвятить отдельную статью. Таким образом, возвращаясь к началу статьи я полагаю, что безусловно, являться на комиссию по урегулированию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ (далее –комиссия)  необходимо. Но  смысловой диалог с представителями налоговой инспекции на комиссии, закончится после заявления представителя Общества о невозможности предоставить «банковскую гарантию».

Потом весь остальной диалог между представителями Организации и налоговой инспекции, по сути не будет иметь практического смысла. 

 Благодарю за внимание к публикации.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Налоговое уведомлени​е_compressed (1)3 MB

Автор публикации

Адвокат Пиляев Алексей Васильевич
Нижневартовск, Россия
Адвокат в г.Нижневартовске.
Юридическая помощь по гражданским, уголовным, административным делам.Арбитраж. Налоговые споры.

Да 24 24

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Коробов Евгений, Мамонтов Алексей, Стрыгин Иван, Пиляев Алексей
  • 25 Сентября 2023, 05:00 #

    вся процедура по возможности предоставления отсрочки(рассрочки) в оплате налоговой задолженности – сложна и малоэффективна Уважаемый Алексей Васильевич, Вы сами сделали совершенно правильный вывод — в такие ситуации лучше просто не попадать, т.к. никакое вмешательство ФНС в деятельность любой компании не будет полезным, а скорее только навредит, поэтому всегда нужно принимать превентивные меры, не хранить все яйца в одной корзине и лучше иметь «запасной аэродром».

    +7
    • 25 Сентября 2023, 05:10 #

      Уважаемый Иван Николаевич, благодарю за внимание к публикации, и комментарий. Уже немалое время, по нормам корпоративной безопасности под один бизнес открывают от 3 юридических лиц. Например один под операционную деятельность, другой под активы, третий под аренду этих активов — бенефициарами. Но потом законодатель внес налоговую ответственность за дробление бизнеса(очередной раз подкрутил бизнесу «гайки») И все стало, интереснее и сложнее, в этой сфере. Кстати, далеко не все компании разные корзины применяют.

      +5
  • 25 Сентября 2023, 09:32 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, к величайшему сожалению, вся внутренняя политика нашего государства Российского, направлена на удушение экономики и бизнеса, а не на его сохранении. И в этом забеге участвуют все три ветви государственной власти, включая исполнительную и судебную. Причём судебная власть, умышленно в таких случаях переступает через закон. 

    Всё собираюсь опубликовать судебную практику на примере конкретного дела о том, как на уровне ВС РФ умышленно убивается бизнес в Белгороде. При соучастии прокуратуры — единой и неделимой. При явных признаках коррупции в органах государственной власти.

    +3
  • 25 Сентября 2023, 12:29 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, я бы еще рассмотрел вредность просьбы о предоставлении отсрочки\рассрочки с другой стороны.
    По своей сути эта норма призвана дать возможность выплатить имеющуюся и ПРИЗНАВАЕМУЮ задолженность. Но вы, обжалуя решение налогового органа в суде, считаете, что этой задолженности нет. В то же время вы просите предоставить отсрочку. Создается ситуация когда вы своими действиями фактически признали наличие задолженности. 
    Именно по таким обстоятельствам судебной практики не встречал, а вот по схожим по сути ВС РФ и КС РФ высказались не один раз. Это когда руководитель в рамках ст. 199 УК РФ выплачивает насчитанное, у.д. прекращается, он успешно обжалует решение налоговой в арбитраже, а потом просит выплаченных денег обратно. Не отдают и не будут отдавать в дальнейшем.
    В приведенном вами примере практика может пойти по этому же сценарию. Попросил отсрочки, значит считает, что задолженность есть. Есть признание задолженности — решение правильное.

    +5
    • 25 Сентября 2023, 16:14 #

      Уважаемый Алексей Вячеславович, благодарю за комментарий и внимание к публикации!  Вы видимо не совсем  внимательно читали публикацию, так как я описывал, что организация не просит отсрочку. Просто налоговый орган прислал уведомление, в котором пригласил налогоплательщика на комиссию по урегулированию задолженности. В указанном уведомлении он расписал «множественные» сценарии получения отсрочки (рассрочки) налоговой задолженности налогоплательщиком. Но как вы правильно заметили, налогоплательщик с задолженностью не согласен, так как обжалует ненормативный акт налогового органа. Возможно, картинка сопровождающая статью не совсем в тему и вводит в заблуждение). Статья о том, что сам по себе институт отсрочки(рассрочки) налоговой задолженности, малоэффективен и по сути не выполняет своей функции — сохранение бизнеса, при возможности его сохранить.

      +3
      • 26 Сентября 2023, 10:46 #

        Уважаемый Алексей Васильевич, читал я как раз внимательно. Я понимаю, что комиссия предлагает разные варианты урегулирования. Но любой вариант урегулирования задолженности в любом случае требует вашего согласия. Оформление то (если налогоплательщик проглотит наживку) в любом случае будет производиться путем подачи его заявления. А заявление подал — значит согласился.
        Об эффективности или неэффективности не берусь судить. Это уже из области менеджмента и экономики. Я же больше по праву.

        +2
        • 26 Сентября 2023, 17:29 #

          Уважаемый Алексей Вячеславович, понял. Сегодня на комиссии в ФНС побеседовали, услышали предложения ФНС по урегулированию задолженности, которые в принципе были невозможны для организации, и разошлись.

          +1
  • 25 Сентября 2023, 21:12 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, лайк влепил (Y)

    +3

Да 24 24

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов для юридического лица. Насколько эффективен установленный законодателем механизм по возможности реализации права налогоплательщика предусмотренный ст. 64 НК РФ на отсрочку (рассрочку) текущей налоговой задолженности?» 4 звезд из 5 на основе 24 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации