В начале 2024 года ко мне поступило обращение с одного из небольших городов Челябинской области о том, что некая женщина содержит приют для безнадзорных животных, в котором пребывают более ста пятидесяти собак. При этом собаки находятся на свободном выгуле, то есть не помещены в вольеры. Чему также были приложены фотодоказательства. Соответственно, создаётся опасность для неопределенного количества лиц (людей).
Для начала решил проанализировать саму ситуацию и наличие относимого к казусу действующего законодательства РФ, а также его содержание. В первую очередь, было проверено наличие установленной законом регистрации приюта и соответствующих ОКВЭД на предмет подходят ли они к заявленной деятельности. Приют оказался зарегистрированным надлежащим образом. ОКВЭД в целом тоже подходящим для деятельности приютов для безнадзорных животных.
Тем не менее имелись и нарушения в деятельности приюта. Как это выяснилось после исследования фактических обстоятельств дела..
С моей стороны было предложено их разрешить. Альтруистом, конечно же, не являюсь, но и не наживаюсь на подобных случаях – главное возместить расходы на дорогу, да что-то перекусить (то, что называю суточными), да и домой что-то немного привезти – всё-таки не один живу. Но продолжения не последовало.
Тем не менее, можно выделить следующие требования к приютам для безнадзорных животных:
Основным законом, где отражены хоть в каком-то виде требования к таким приютам, является Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 16 поименованного Закона приюты должны размещаться не в каких-то квартирах, частных домах, а в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. В данном случае нарушением являлось размещение приюта для безнадзорных животных на территории частного дома.
Владельцами частных приютов могут быть только юридические лица либо индивидуальные предприниматели. То есть, если самозанятый пожелает создать приют для безнадзорных животных, ему следует для этого зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо в установленном порядке учредить некоммерческую организацию. В данном случае нарушений не было.
При поступлении новых питомцев в приют Законом предусмотрено обязательное карантирование данных животных сроком на 10 календарных дней плюс вакцинация в этот срок от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных. Ничего подобного в приюте, скорее всего, не проводилось. О том, проводилась ли предусмотренная статьей 16 Закона стерилизация также осталось неизвестным.
Одной из обязанностью приюта для безнадзорных животных является обязательная при поступление новых питомцев их проверка на предмет наличия у них законных владельцев и возвращение данных питомцев данным владельцам, сведения о которых удалось обнаружить на ошейниках или иных предметах поступивших в приют для безнадзорных животных питомцев. Другое дело, если имеются основания для конфискации или реквизиции данных животных у их владельцев. Но и для этого установлена определенная процедура. Ничего подобного, согласно имеющимся сведениям, в данном приюте не проводилось. Более того, при отлове безнадзорных животных предусмотрена обязательная видеофиксация данного процесса отлова, по каждому отлавливаемому животному.
Также нет никаких документальных сведений о том, ведётся ли в данном приюте учёт поступления и выбытия животных. Вероятнее всего, что не ведётся.
Таким образом, выявлена масса нарушений в данном приюте для безнадзорных животных, которые никто не стремится устранять.
Но подобных приютов для безнадзорных животных по всей России множество. Где-то соблюдается действующее законодательство, где-то игнорируется. Поэтому посчитал нужным привести ссылки на некоторые действующие законодательные и нормативные правовые акты в области деятельности по содержанию приютов для безнадзорных приютов, которые далее и представляю:
— Федеральный закон от27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 10.09.2019 г. №1180 «Методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев»;
— Постановление Правительства РФ от 23.11.2019 г. № 1504;
— Письмо Минприроды России от 22.07.2019 г. № 15-50/08242-ОГ «О порядке отлова безнадзорных животных»;
— Приказ Росстандарта от 02.04.2020 г. № 687;
— ГОСТ Р 57014-2016.
Какие-то сведения возможно почерпнуть и из судебной практики, в частности из Кассационного определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 г. № 88а-26345/2023.
Надеюсь это хоть как-то поможет привести в порядок деятельность приютов для безнадзорных животных. Тем более, что в том же Екатеринбурге местными депутатами не так давно запрещен свободный выгул домашних животных даже в частном секторе.
Изображение к публикации сгенерировано нейросетью Realistic Vision 5.0