О рассмотрении дела судом первой инстанции я рассказывал здесь.
При отмене усыновления важным вопросом является возможность взыскания алиментов на ребёнка с усыновителей.
Из закона практически ничего не понятно. В статье 143 СК РФ содержатся общие формулировки.
В свободном доступе исчезающе мало решений судов по таким делам, а потому сложно догадаться, чем объясняется возможность взыскания алиментов при тех или иных обстоятельствах.
Здесь конкретики также будет мало, но всё же больше чем ничего. Думаю, читателя может подтолкнуть к определённым мыслям.
По делу
Итак, на решение суда первой инстанции прокурор подал апелляционное представление, указывая, что суд необоснованно освободил нерадивых усыновителей от уплаты алиментов, и требовал взыскать с истцов по ¼ со всех доходов с каждого, а там получалась бы общая сумма примерно 50000 рублей в месяц. Вся позиция сводилась к описанию бездействия усыновителей, и настаивалось на их виновности в разладе отношений с ребёнком: не смогли и не захотели понять ранимую душу ребёнка, нужно было войти в положение.
Для доверителей-усыновителей я подготовил достаточно развёрнутое возражение, где по абзацам разобрал прокурорское представление. Заняло сие творение девять листов.
В судебном заседании апелляции прокурор красочно описывал бездействие истцов, что они должны были делать, но не сделали. В завершении своего выступления прокурор отметил, что ничего страшного в поведении ребёнка не было, ведь так ведёт себя каждый третий подросток.
Это меня удивило, о чём сообщил суду: наверно, каждый третий ребёнок бьёт свою мать, провоцирует конфликты, сбегает из дома, разбазаривает личные вещи. Взаимоотношения с ребёнком же не имели никакого значения для решения вопроса о взыскании алиментов. И вот почему.
Маленькая, но важная деталь
При подготовке возражения я долго вертел часть 4 ст. 143 СК РФ, где указано следующее:
Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 81 и 83 настоящего Кодекса.
Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать
исходя из интересов ребенка
интересов ребенка
Интересы ребёнка – вот ключевое. Я предположил, что вокруг этого нужно строить защиту или нападение. Необходимо раскрыть в чём выражается этот самый интерес, и каким образом он нарушается или не затрагивается. Всё остальное не имеет значения для взыскания алиментов.
В данном же случае, ребёнок имел алименты от биологической матери, которая в своё время была лишена родительских прав, но алименты до настоящего времени не отменила, и пособие по потере кормильца после смерти биологического отца. Всего чуть более 15000 рублей. Это стало первым и, по факту, ключевым доводом возражения, остальные восемь листов пришлось занимать анализом доводов прокурора о фактических обстоятельствах дела, уж очень было всё перевёрнуто с ног на голову.
Итог
Областной суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.
В своём определении суд подробно расписал обстоятельства дела и в конце указал, что значение это не имеет для решения вопроса о взыскании алиментов, а главное следующее:

Как видно, «ставка сыграла», что не может не радовать. Надеюсь, в этом деле поставлена точка.
****
С Уважением, адвокат Сергеев Иван Анатольевич

