Организация и особенности деятельности адвокатуры по Положению об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 года.
Итак, Положение об адвокатуре СССР было утверждено Постановлением СНК СССР от 16 августа 1939 года. Данным Положением устанавливалось создание областных, краевых и республиканских коллегий адвокатов для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления.
В районных центрах и городах области, края и республики создавались юридические консультации. Руководили консультациями заведующие, назначенные президиумом. Если численность адвокатов в консультации превышала 15 человек, то заведующий освобождался от ведения дел в судах и получал зарплату от президиума коллегии адвокатов за общее руководство консультацией, в противном случае им получалось дополнительное вознаграждение в размере, устанавливаемом президиумом.
Положением был закреплен новый принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование или не имеющие такового, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов. При этом прием в адвокатуру производился посредством подачи заявления заинтересованного лица (кандидата) непосредственно в президиум коллегии адвокатов, членом которой желал стать претендент.
Исключение из коллегии адвокатов также производилось президиумом коллегии. Также существовал и институт стажеров, но он был недостаточно регламентирован в Положении. В связи с этим Наркомюстом издавались специальные нормативные документы, регламентирующие порядок подготовки молодых адвокатов и стажеров. Так, 23 апреля 1940 года была утверждена Инструкция НКЮ СССР № 47 о порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях.
Статья 14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип, заключающийся в том, что все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием ее членов и президиумом коллегии адвокатов. Однако в условиях жесткой централизации государственной власти принципиальные вопросы внутренней жизни корпорации решало государство в лице своих органов, а не сама адвокатская корпорация.
Положение допускало занятие адвокатской деятельностью лиц, не состоящих членами коллегий адвокатов, с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом Инструкцией НКЮ СССР. Но частная практика не получила широкого распространения, по причине отсутствия Инструкции – она не была разработана и утверждена. Наркомом юстиции, а впоследствии Министром юстиции разрешалось заниматься частной адвокатской практикой лишь выдающимся советским адвокатам, к которым относились, например, И.Д. Брауде, В.Л. Успенский. Так же допускалось занятие частной адвокатской практикой в отдаленных местностях Крайнего Севера, где юридические консультации не могли быть организованы вследствие их нерентабельности. А по рекомендациям местных руководящих организаций разрешалось заниматься адвокатской деятельностью представителям советской интеллигенции, врачам, учителям и т.д.
Общее государственное руководство адвокатурой, как уже говорилось выше, возлагалось на НКЮ СССР, союзных и автономных республик, определялись конкретные задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям:
а) дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);
б) составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.
Примечательно, что органы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом в адвокатуру. Особое внимание уделялось “политической подготовленности” адвокатов. В связи с этим Народным комиссаром юстиции СССР от 22 апреля 1941 года был издан приказ № 65 “О контроле за приемом в адвокатуру СССР”, в котором отмечалось, что в адвокатуру проникают лица, не отвечающие политическим и деловым требованиям. В этой связи на президиумы возлагалась обязанность более тщательно подходить к вопросам приема в члены коллегии. При этом, Народному Комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Рассматривая адвокатуру конца тридцатых – начала сороковых годов 20 столетия, нельзя не отметить особой организации коллегий адвокатов союзных республик. Вообще, коллегии адвокатов союзных республик можно было разделить на две группы.
В первую группу можно отнести коллегии адвокатов, осуществляющие руководство другими коллегиями, входящими в них, или хотя и не входящими, но подчиненными им коллегиями адвокатов. Например, в Белорусской ССР образовалась Белорусская коллегия адвокатов, объединяющая все областные коллегии адвокатов, и осуществляющая непосредственное руководство ими; в Киргизской ССР существовали две коллегии – коллегия адвокатов Киргизской ССР и подчиненная ей коллегия адвокатов Ошской области, признаваемая самостоятельной.
Во вторую группу можно отнести областные, краевые, межрайонные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов, не обладающие правом руководства другими коллегиями.
На основании Положения от 16 августа 1939 года адвокатура в РСФСР действовала вплоть до 1962 года, а именно до того периода, когда было принято новое Положение об адвокатуре РСФСР от 25.07.1962 года. Но до этого времени на долю адвокатуры пришлись многочисленные испытания. Это и период военного времени, когда при господстве тайного и закрытого процесса по отдельной категории дел адвокатов не допускали к защите в судах. Уголовный процесс был превращен в обязанность соответствующих органов любым путем жестоко наказать преступника, зачастую таковым не являющимся. Однако, одной из важнейших задач для коллегий адвокатов, в этот период, было оказание юридической помощи военнослужащим и членам их семей, а так же инвалидам. Как правило, юридическая помощь указанным лицам оказывалась бесплатно и, в соответствии с указаниями Наркомата юстиции СССР от 6 марта 1943 года, самыми квалифицированными адвокатами. При этом следует учесть, что численность адвокатов в период Великой Отечественной войны сократилась на 60 %. НКЮ РСФСР предпринимались меры по пополнению рядов адвокатов за счет организации шестимесячных курсов по подготовке стажеров коллегии адвокатов, но численность адвокатов по отношению к количеству дел оставалась непропорционально мала.
С окончанием войны многие адвокаты вернулись в свои коллегии и продолжили дальнейшую работу по защите прав граждан и организаций.
В пятидесятых годах стала несколько меняться позиция законодателя по отношению к адвокатам. Были предприняты ряд шагов, свидетельствующих о более либеральном взгляде государства, взявшего курс на укрепление социалистической законности, на институт адвокатуры. Такое отношение объяснялось общим изменением политической ситуации в стране, а именно приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева.
На основании краткого анализа деятельности адвокатуры в рассматриваемый период по Положению об адвокатуре от 1939 года, можно сделать вывод, что государство, в лице его органов, поставило адвокатуру в такое положение, когда первостепенной задачей адвоката стало оказание содействия социалистическому правосудию в целом, а не оказание помощи и защита конкретного человека. Определялось, что защита обвиняемого в советском государстве должна быть достойной нашего социалистического общества, а советский адвокат должен быть активным проводником социалистической законности.
Организация и деятельность адвокатуры по Положению об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 года.
В начале 1960-х годов Положение об адвокатуре СССР, в соответствии с “Основами о судоустройстве СССР” принятыми в декабре 1958 года, было заменено республиканскими положениями. В РСФСР соответствующее положение было принято 25 июля 1962 года.
В Положении определялась природа советской адвокатуры как добровольного объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, указывались задачи защиты, осуществляемой членами коллегий адвокатов, участие их в стадии предварительного следствия и в суде.
Произошли изменения в требованиях к претендентам на вступление в адвокатуру. В соответствии со статьей 9 Положения членами коллегии адвокатов могли стать граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Те же, у кого этого стажа не было, принимались в коллегии лишь после прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки устанавливался Министерством юстиции РСФСР.
В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (в Москве и Ленинграде) Совета депутатов трудящихся в члены коллегии адвокатов могли приниматься лица, не имеющие высшего юридического образования, но лишь в том случае, если они имели стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Отказ в приеме в члены коллегии адвокатов и исключение из коллегии адвокатов осуществлялось по Постановлению президиума коллегии, которое могло быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (в Москве и Ленинграде) Совета депутатов трудящихся в месячный срок со дня его вынесения.
Государством осуществлялся жесткий контроль за вновь прибывшими в адвокатуру. О каждом принимаемом в члены коллегии президиум коллегии адвокатов в семидневный срок доводил до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (в Москве и Ленинграде) Совета депутатов трудящихся, осуществляющих руководство и контроль за деятельностью коллегий.
Исключение из коллегии адвокатов производилось в случаях:
— обнаружившейся непригодности к исполнению обязанностей адвоката;
— систематического нарушения правил внутреннего распорядка коллегии;
— недобросовестного исполнения своих обязанностей;
— получения адвокатом денежного вознаграждения помимо юридической консультации;
- совершения преступления или проступков, порочащих звание советского адвоката.
Следует заметить, что было установлено, так называемое, двойное подчинение адвокатуры. Помимо осуществления руководства и контроля за деятельностью коллегий адвокатов органами, перечисленными выше, общее руководство и контроль осуществлялось Министерством юстиции РСФСР.
Некоторые ученые считают, что такой контроль являлся результатом проявления заботы об улучшении условий работы адвокатов. Якобы, юридические консультации обеспечивались хорошими служебными помещениями. Может быть, так оно и было, но лишь в незначительной части, так как большинство консультаций продолжало ютиться в подвальных или полуподвальных помещениях.
Немаловажным является и то, что Положением юридическая консультация предусматривалась как основная организационная форма адвокатской деятельности. Возможности заниматься частной адвокатской практикой не предусматривалось.
XXIII Съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. Это повлияло на повышение важности роли адвокатов в управлении народным хозяйством. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное Постановление “Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве”, что “взвалило” на адвокатуру огромную нагрузку по правовому обслуживанию предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.
Важную роль в становлении адвокатуры рассматриваемого периода сыграло Постановление Пленума Верховного Суда СССР “Об улучшении организации судебных процессов, повышении культуры их проведения и усилении воспитательного воздействия судебной деятельности” от 25 февраля 1967 года. Пленумом отмечалось, что судьи проявляют неравное отношение к участникам процесса, допускают нетактичное обращение с адвокатами, и в связи с этим им указывалось на необходимость строжайшего соблюдения норм, гарантирующих равенство прав участников процесса.
В 1977 году была принята Конституция СССР, в которой впервые говорилось об адвокатуре, как о публичном институте. А 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР “Об адвокатуре в СССР.
По результатам рассмотрения деятельности адвокатуры на основании Положения от 1962 года, можно сделать вывод, что в отличие от Положения 1939 года, по-иному стал решаться вопрос о подконтрольности коллегий адвокатов. Повысилась требовательность к адвокатуре в целом, иначе стал определяться круг задач, стоящих перед коллегиями, но при этом расширились права адвокатов. В частности, теперь адвокаты могли участвовать в уголовных делах и на стадии предварительного расследования, тогда как ранее им предоставлялась такая возможность лишь с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия.
И, несмотря на то, что Положение об адвокатуре 1962 года сыграло положительную роль, как в деятельности адвокатуры, так и в жизни государства, адвокаты все-таки продолжали находиться под “прессом” партийных и государственных структур, контролировавших деятельность корпорации, впрочем как и другие структуры общества.
Особенности деятельности адвокатуры по Положению “Об адвокатуре РСФСР” от 20 ноября 1980 года. Предпосылки неотложности реформирования института адвокатуры.
Как уже говорилось выше, 30 ноября 1979 года был принят Закон “Об адвокатуре в СССР”. Принят он был на второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.
В статье 1 Закона указано, что основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям.
20 ноября 1980 года, на основании Закона “Об адвокатуре в СССР”, был принят Закон РСФСР “Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР”. С принятием этого закона утратило силу Положение “Об адвокатуре” от 25 июля 1962 года.
Новое Положение “Об адвокатуре” фактически повторяло Положение предыдущее, вобрав от него самое положительное и проверенное жизнью.
Положением предусматривалось, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. При этом третьей статьей Положения предусматривалось образование, в случае необходимости, межтерриториальных и других коллегий адвокатов, но с согласия Министерства юстиции СССР.
Руководствуясь этим правом и вопреки устоявшейся практике (одна коллегия в регионе) Министерство юстиции СССР, в лице министра Федорова Н.В., с 1989 года разрешило в порядке эксперимента создавать вторые коллегии или, как их называли еще, параллельные коллегии адвокатов. Адвокаты вновь создаваемых коллегий должны были работать на одинаковых условиях с адвокатами других коллегий РСФСР в соответствии с действующим законодательством об адвокатуре.
Основными причинами, побудившими на этот шаг, стала необходимость увеличения количества адвокатов и перестроение организационной структуры адвокатуры с тем, чтобы приспособить ее к имеющейся коньюктуре спроса на юридическую помощь и преодолеть сложившийся монополизм традиционных (единственных в регионе — первых) коллегий адвокатов при приеме в адвокатуру.
Вред и определенная опасность монополизма традиционных коллегий адвокатов сказывался на “навязывании” ими правил поведения судьям, следственному аппарату и особенно тем из них, которые по различным причинам хотели связать свою дальнейшую жизнь с адвокатурой. Например, президиум Московской городской коллегии адвокатов вводил в практику предварительного согласования с юридическими консультациями вопроса о приеме в члены коллегии бывших народных судей, следователей, прокурорских работников. В случае отрицательного отзыва адвокатов о деятельности того или иного лица в качестве народного судьи, прокурора или следователя, он не мог стать членом коллегии адвокатов. Было забыто, что основным мерилом качества юридической помощи является здоровая, равноправная конкуренция. Именно этот путь должен лежать в основе построения независимой адвокатуры. Монополизму в этом объеме характерно и то, что сама старая структура, основанная на командно-административных методах управления, деградирует.
Деградация традиционных коллегий началась с того, что они в своей основе порушили систему переподготовки кадров. Ежегодно в регионах при отделах юстиции организовывались курсы по повышению профессионального уровня адвокатов. Таким образом, практически каждый адвокат один раз в три года повышал свою квалификацию. Однако при коренной смене законодательства, когда юридическая информация стала черпаться из различных источников, эти курсы прекратили свое существование. Уровень знаний адвокатов в этой связи зачастую оказывался не на должном уровне.
Но, даже учитывая вышеописанное, в восьмидесятые годы (годы перестройки), именуемые периодом коренных изменений и активизации деятельности адвокатуры, корпорация, несмотря на внутренние проблемы, приобрела (не на долго) значительный авторитет. Адвокатуру стали называть организацией контролирующей состояние законности с позиции интереса конкретного человека. Министерство юстиции СССР начало строить свои отношения с адвокатурой на основе взаимодействия, а не контроля и руководства.
Однако, государство, принимая новое Положение и проявляя тем самым заботу об адвокатуре с одной стороны, не обеспечивало поддержки адвокатов с другой, ставя перед ними новые проблемы и трудности – зачастую искусственные и надуманные (это и предоставление помещений, и оплата по делам по назначению).
То есть, адвокатура, наделенная серьезными обязанностями, была лишена государством возможностей, необходимых для исполнения поставленных задач. Именно поэтому в настоящее время адвокатура не занимает того высокого положения в обществе, которого достойна. Именно поэтому со стороны государственных органов и организаций прослеживается необязательное отношение к просьбам и запросам адвокатов.
В 1989 году, в целях объединения всех адвокатов СССР для отстаивания интересов адвокатуры на всех уровнях, и распространения передового опыта адвокатов, был создан Союз адвокатов СССР.
Задачами “Союза” провозглашались формирование правового государства, создание сильной независимой адвокатуры и защита чести, достоинства, профессиональных и социальных прав адвокатов.
“Союз адвокатов СССР” сыграл огромную роль в объединении адвокатов союзных республик, сохранил независимость и самостоятельность адвокатуры. С распадом Советского Союза в 1991 году и началом раскола в адвокатуре, “Союз адвокатов СССР” преобразован в “Международный союз адвокатов”, который продолжил благородное дело предшественника. Однако, Саратовская коллегия адвокатов не вошла в “Международный союз адвокатов”, ее председатель создал свою “Ассоциацию адвокатов России”, куда вошли несколько коллегий Поволжья и Кавказа.
В то же время, а именно в июле 1990 года, по инициативе большинства адвокатов РФ, был создан “Союз адвокатов России”.
Основной целью “Союза адвокатов России”, помимо повышения качества оказываемой юридической помощи, являлось объединение адвокатов в единую профессиональную общественную организацию.
12 сентября 1994 года в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского Федерального союза адвокатов. Из 120 делегатов, за его создание проголосовало 117, а трое воздержались.
Таким образом, на базе “Союза адвокатов России” был образован “Федеральный союз адвокатов”, обладающий статусом общероссийского Союза.
Естественно, что в динамичных условиях общественной и государственной жизни назрела необходимость проведения реформирования адвокатуры. 9 июня 1995 года состоялся Внеочередной съезд “Федерального союза адвокатов”, на котором была принята Концепция развития адвокатуры в России. Основной целью концепции развития адвокатуры являлось обеспечение граждан и организаций гарантированной защитой их прав и законных интересов, а также получения реальной квалифицированной юридической помощи по месту жительства или работы.
На основе принятой концепции была разработана концепция Закона об адвокатской деятельности, предполагающая существующую реорганизацию института адвокатуры и обеспечение современных потребностей общества в правовой помощи и закрепляющая самостоятельность каждого отдельного адвоката в выборе конкретных форм организации адвокатской деятельности. Что и нашло отражение в Федеральном Законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 30.05.2002 года, рассмотрение которого нам предстоит в следующей главе.
Стала проводиться активная работа по подготовке нового законодательства об адвокатуре.
Итак, обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что на протяжении нескольких десятков лет адвокатура представляла собой не что иное, как своеобразный инструмент государства в борьбе за укрепление могущества советской власти, обеспечение прав трудящихся, обвиняемых, населения, оказания помощи предприятиям, организациям, учреждениям, — гражданскому обществу.