11 сентября следователь по особо важным делам Главного следственного
управления ГУВД Кемеровской области Виктор Кинзаков предъявил обвинение гражданке Надежде Ермиловне Медведевой по статье 159, ч. 3, п. а, б. Иными словами — Надежда Медведева обвиняется в мошенничестве, совершенном организованной группой, в особо крупном размере. На пресс-конференции для журналистов, где был обнародован этот факт, звучали цифры и впрямь пугающие.
Десять месяцев действует на территории Кузбасса кемеровская городская общественная организация «Авангард». За это время через руки ее организаторов прошло около 68 миллионов долларов. 39 миллионов баксов попросту «утекли» из региона, большая часть из них — порядка 29 миллионов — осела на личных счетах руководителей структуры (Медведева — одна из них). Все эти деньги (во всяком случае, львиная их доля) выкачаны из карманов добропорядочных кемеровчан.
Как-то в детстве (а я родилась и выросла в миллионном городе) меня потрясла простая мысль:
— Мама, подумай-ка, если бы каждый житель нашего города вдруг прислал мне по одному рублю, у меня бы получился миллион!
Старший брат посмеялся: «Ага, а если бы каждый житель области — то три!»
Разговоры эти происходили в застойные времена, до бума и краха финансовых пирамид было еще ой как далеко. Но, похоже, не одной мне приходила на ум такая арифметика. Детская эта шутка кое-кому всерьез вскружила голову. Дело оставалось за малым: сделать так, чтобы люди сами захотели отдать свой рубль чужой тете. Еще лучше — не рубль, а доллар. И не один, а тысячу. Или полторы.
Как? Каким способом можно заставить взрослого человека, находящегося в здравом уме и трезвой памяти, выложить чужим людям кругленькую сумму?
«Кто здесь сидит, того люблю. Кладите в парту по рублю» — писали на столах мальчишки в нашей школе. Никто, конечно, рубли в парту им не складывал.
Добровольные пожертвования членов городской общественной организации «Авангард» составляли 1500 баксов. Желающие внести их находились еженедельно.
— Черт, я даже не знаю, как так влетел! — удивляется сегодня самому себе 43-летний Николай Н. — Видите, тут все дело в том, что человек, который позвал меня в «Авангард», — мой хороший знакомый. А у меня как раз полоса такая в жизни была неудачная — после дорожной травмы работу потерял. Здоровье не очень, специальность редкая. Устроиться на хорошие деньги не могу, воровать не умею.
Ну а тут он. Человек солидный, с положением, из тех, кто, как говорится, Крым и Рим прошел. Давай, мол, сведу тебя с людьми. Контора серьезная. Заработаешь. Там такие «бабки» крутятся.
Сегодня иначе, чем «этот дурдом», Николай «Авангард» не называет. А несколько месяцев назад, идя на первую встречу с будущими «коллегами», он так волновался! Тщательно выбирал, что надеть, чтобы произвести достойное впечатление. Высиживал многочасовые «лекции», откуда кроме общих туманных фраз и хорового скандирования каких-то лозунгов мало что помнит.
Потом опрометью мчался куда-то на чужой машине: организаторы объявили, что для успеха дела необходим взнос каждого, и чем быстрее ты его внесешь, тем скорее преуспеешь. Снимал с книжки сбережения «на черный день», недостающую сумму одалживал у приятеля. Ну как же! Ведь так хотелось продемонстрировать себя в новой фирме как «успешного», «способного» работника. Только работать-то там не пришлось. После нескольких семинаров в «Авроре», ДК «Азот» Николай понял: прирастить свой капитал или хотя бы вернуть вложенные деньги (30 тысяч) он сможет лишь в том случае, если, подобно своему приятелю, приведет в прожорливый «Авангард» еще 3-4-5 таких же, как он сам, «лохов». Облапошивать знакомых Николай не хотел.
Сегодня следствие располагает сведениями о 600 кемеровчанах, пострадавших от деятельности «Авангарда». На самом деле их гораздо больше. Подавляющее большинство опрошенных, как Николай Н., сегодня не могут связно объяснить, «что на них нашло», когда они «добровольно» передавали свои деньги «консультантам» из «Авангарда».
Точнее на этот вопрос отвечают омские психологи, уже проводившие специальную экспертизу деятельности пирамид, подобных «Авангарду». Их вывод однозначен: здесь налицо методы специального психологического воздействия на личность. Гипноз? Не совсем так. Но специальное заострение внимания на мелочах (как одеться, в чем пойти), изматывающие лекции «ни о чем», все убыстряющийся ритм мероприятия, отсутствие времени на обдумывание решений, игра на «доверии», на «соблюдении приличий» (все отдают деньги, что же я-то «зажмусь», неловко как-то) создают особую ауру, я бы сказала «морок», преодолеть который может только человек — цитирую психологов — «с параноидальными акцентуациями характера». По-русски говоря: патологически упрямая личность. Но большинство приходящих в «Авангард» — нормальные люди. Психологи утверждают: в таких играх налицо психическое насилие над жертвой со стороны организаторов.
Идет следствие. Руководству структуры предъявлено серьезное обвинение. Однако — вот парадокс! Из-под стражи обвиняемую отпускают под залог, семинары по зомбированию доверчивых кемеровчан и выманиванию у них новых порций денег продолжаются! В том же ДК «Азот», в ДК «Шахтер». В чем дело?
По мнению Надежды Медведевой и ее адвоката Андрея Суховеева, обвинение, предъявленное „Авангарду“, шито белыми нитками.
— Господин Кинзаков лжет, называя сумму нанесенного якобы нами ущерба (»Ну сами посудите, откуда в личных сбережениях кемеровчан могут взяться такие суммы — 39 миллионов долларов? Да и много ли вы найдете среди людей, «желающих преуспеть», тех, кто готов сейчас выложить из кармана 1000 — 1500 долларов? На тысячу — одного-двух, не больше".)
Трудно не согласиться с последним утверждением. Но оно подтверждает лишь выводы следствия: именно потому, что слой состоятельных людей не пополняется, а истощается, деятельность пирамид вроде «Авангарда» достаточно быстро сходит на нет.
— Далее, — говорят мои оппоненты, — следователь лжет, утверждая, что «Авангард» не чем иным не занимается, как только выкачивает у честных граждан деньги. А благотворительная деятельность? Помощь детским домам, интернатам, больницам, госпиталям?
Я не поленилась прозвонить по указанным адресам. Действительно, помощь оказывалась, подарки были. Но — положа руку на сердце — кто из предпринимателей не откупал свою совесть пасхальными куличиками сироткам? Разве это отменяет сам факт мошенничества?
— Мошенничество предполагает обман, — парируют собеседники. — А обмана никакого не было. Мы — не «МММ». Это деятели финансовых пирамид говорят вкладчикам: вносите деньги, мы вернем вам большую сумму. «Авангард» же ничего не обещает. Кроме одного: воспользовавшись полученными здесь знаниями, знакомствами, связями, навыками, ты сможешь разбогатеть. Если, конечно, сумеешь реализовать их в жизни.
— Своего рода консалтинг? — уточняю я.
— Вроде того, — соглашается Надежда Медведева и начинает пространно объяснять, как важно в наше время простое человеческое общение, как дорога встреча с людьми-единомышленниками, как полезно бывает просто выйти в люди, узнать, кто чем дышит, может быть, найти себе партнера: Ведь не все измеряется деньгами.
— Ну хорошо, — гну свое. — А кто из ваших членов сумел, пройдя через учебу «Авангарда», открыть свое дело? Начать новый бизнес? Найти деловых партнеров?
— Мы не можем называть имена, — потупилась Надежда Медведева.
— Возьмите в пример меня! — усмехнулся Андрей Суховеев. — Я лично нашел здесь своих клиентов.
Да уж, комплимент структуре:
— И все-таки, — прошу моих собеседников, — разъясните, не понимаю, как можно заставить человека отдать единственную скопленную им тысячу долларов на благотворительность или «простое общение»?
Мне отвечают вопросом на вопрос:
— Вы когда-нибудь в кассу взаимопомощи играли?
— Было дело. Скидываешься с коллегами каждый месяц по десятке, а раз в год, по очереди, получаешь свои 120 рублей.
— Но вот и здесь примерно то же самое!
Однако когда я постаралась вникнуть в механизм, скажем, как определяется очередь выплат (там — по жребию, а у вас?), мои собеседники разговор замяли.
— На пальцах не объяснишь. Лучше приходите к нам на семинар.
На семинар я не пошла. Вспомнила, как на пресс-конференции Виктор Кинзаков приводил в пример профессионального психолога — специалиста, в интересах следствия внедренного в структуру. После посещения семинара он в течение двух дней не мог составить элементарный отчет.
Похоже, «Авангард» — фирмочка из тех, в которых приходится платить рубль за вход, десять — за выход. И свидетельством тому — система штрафов, которую руководство «Авангарда» налагает на своих «штатных» консультантов. Вот примеры расценок:
невыполнение распоряжений шефа — $100,
болтовня с охраной — $500,
пререкание с шефом — $1000.
По данным следствия, структуры, подобные «Авангарду», действуют на территории 55 регионов Российской Федерации. Более того — во многих из них в составе «лекторов»-руководителей фигурируют одни и те же лица, а ниточки от всех тянутся к федеральному центру, в Москву, где во главе структуры числится некто Андрей Винтергеллер, находящийся сейчас в розыске.
Увы! Довести расследование деятельности такой «общественной организации» до судебного рассмотрения пока сумели только в Омске, Липецке и Екатеринбурге. У нас в Кузбассе единой позиции в отношении «Авангарда» у силовых структур и местных властей почему-то нет. В ГУВД, например, до сих пор не могут найти необходимую сумму, чтобы провести экспертизу.
… Одна моя знакомая, узнав, что я готовлю материал про «Авангард», закивала головой: «А, знаю-знаю, у меня там приятельница подвизается. За последний год квартиру сменила. Откуда, говорю, у тебя такие деньги? Оклад не ахти какой, одна двоих детей растишь. Она, правда, работает в обладминистрации...»
Ольга ШТРАУС, Томь, № 42(101) от 17.10.2001. Кемерово