Как практикующий адвокат могу подтвердить, что необоснованно длительные сроки проведения назначаемых судами экспертиз действительно являются одной из главных причин запредельных сроков разрешения дел. Ведь назначение экспертизы, в подавляющем большинстве случаев, влечет приостановление производства по делу. В свою очередь, экспертные учреждения, насколько мне известно, объясняют длительный срок проведения экспертиз перегруженностью.
Если это так, то введение штрафных санкций, возможно, в какой-то мере дисциплинирует экспертные учреждения, но выше головы, как говорится, не прыгнешь. Может быть, проблему надо решать комплексно? Увеличить штаты экспертных учреждений, поднять экспертам заработную плату? Другая проблема, действительно, связана с несвоевременным вручением судебных извещений адресатам.
Таким образом, причины установлены и, будем надеяться, что их устранение приведет к сокращению сроков рассмотрения дел. В то же время, мне кажется, забыто, что экспертизы проводятся и по уголовным делам. Так вот, почти в каждом постановлении о продлении срока расследования по делу или ходатайстве следователя о продлении срока содержания под стражей указывается, что по делу назначена экспертиза, результаты которой надо получить (то есть экспертиза проводится и неизвестно, когда будет закончена) и приобщить к материалам дела.
Суд, как правило, такие ходатайства удовлетворяет, и человек, находящийся под стражей в следственном изоляторе фактически в тюремных условиях, не может рассчитывать на скорую передачу его дела в суд, который, между прочим, только и может установить его виновность. Очевидно поэтому, что и по уголовным делам должны устанавливаться сроки проведения экспертиз. Между тем, в проекте закона об экспертизах по уголовным делам нет ни слова. Думается, что этот пробел надо устранять.
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук