Таким образом, налог на недвижимость будет введен, по всей видимости не позже 2013 г. Сколько придется платить собственнику после введения налога на недвижимость?
На сегодняшний день Налоговым Кодексом РФ предусмотрено три имущественных налога:
Первый – налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ). 1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса (ст. 373 НК РФ).
Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты. ст. 14 НК РФ.
Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, – земельный (гл. 31 НК РФ). 1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.(ст. 388 НК РФ).
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.
Третий – налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налогоплательщиками признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.
Идея разработчиков законопроекта состоит в том, чтобы заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета, и обсуждается в Государственной Думе с 2004 года.
Проект ФЗ № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Суть нововведения в том, что законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков – физических лиц и организаций будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы.
Сейчас имущественные налоги не являются бюджетообразующими, потому что налогооблагаемая база имеет или кадастровую, или инвентаризационную оценку и существенно меньше оценки рыночной стоимости объекта недвижимости.
После введения нового налога на недвижимость налоговой базой будет служить кадастровая стоимость объекта недвижимости, ориентированная на рыночную стоимость объекта недвижимости, которая должна заменить существующую сегодня государственную инвентаризационную оценку БТИ, Центров ТИЗ. Оценку будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Планируется, что налог будет взиматься по ставкам от 0,1% до 1% от базы.
Плюсы:
1. Упрощает исчисление и уплату налога за счет введения единой системы;
2. Вводит налоговую ставку в пределах от 0,01 до 1% процента от рыночной стоимости недвижимости и как результат пополнение бюджета государства при сохранении ставки подоходного налога в 13%.
Минусы введения нового налога:
1.Увеличит налоговую нагрузку на собственников обычных квартир;
2. Спровоцирует рост стоимости содержания жилья;
3. Сократит число сделок купли-продажи недвижимости, так как ряд крупных игроков уйдет с рынка;
4. Спровоцирует удорожание вторичного рынка жилья, так как продавцы в цену продаваемой квартиры сразу начнут закладывать расходы по уплате налога на недвижимость.
5. Cпровоцирует рост арендной платы за аренду недвижимости.