Одному из пользователей портала iPristav.ru (автор проекта — Московская коллегия адвокатов «Правовой Альянс») под ником veteran_sluzhby (перевод с немецкого — veteran_sluzhby) удалось взять online-интервью у представителя немецкой службы принудительного исполнения. В городе, где живет его собеседник, примерно 10.000 жителей, а с общинами, которые прилегают к нему, примерно 18.000 жителей. На город — 2 судебных исполнителя, у каждого собственное Бюро, и у каждого есть его собственный район в пределах судебного участка. Вот что он поведал своему российскому коллеге.
***
В задачи немецких судебных исполнителей (Gerichtsvollzieher) в основном входит: исполнение судебных решений и нотариальных действий, сбор долгов, доставка персональных уведомлений, извещений о взыскании по исполнительным листам и налогам, сбор денежных средств по требованиям и т.д. Что характерно — вызовы в суд ответчика, не включены в функции судебного исполнителя.
В Германии судебный исполнитель правомочен производить обыск жилища должника, если это необходимо в целях исполнения. Он вправе вскрывать запертые двери дома, двери помещений и соответствующие места.
Судебный исполнитель может производить обыск в жилище должника без его согласия, но только на основании постановления судьи. Для выполнения своих функций судебный исполнитель имеет право обратиться к полиции или армии, а также привлекать Службы технической помощи.
Как становятся судебными исполнителями в Германии? — Предпосылкой для того, чтобы стать судебным исполнителем, является наличие среднего образования («средняя зрелость»), т.е. среднюю школу надо закончить успешно. Только тогда можно пройти обучение на «судебного чиновника», которое продолжается 2 года. Если после обучения тест на профпригодность был сдан успешно, то тогда можно пройти следующий период обучения, которое продолжается следующие 3 года. Итого — 5 лет обучения.
Во время обучения работаешь только с наставником, который объясняет ученику законы и как работают судебные исполнители. После обучения – экзамен. Обучение не очень легкое… Необходимо овладеть очень большим количеством знаний по немецкому законодательству. 50% судебных исполнителей в Германии — женщины.
Как у Вас обстоят дела материальным положением?
Часто бывает, что муж – судебный исполнитель, и его жена помогает ему в Бюро, часто и дети тоже. У меня, например, офис в собственном доме и моя жена работает у меня по трудовому договору, с зарплатой, пенсией и страхованием на случай болезни.
Многие судебные исполнители тоже сняли офисы, и только начинающие имеют офис в участковом суде на определенное время, пока подбирают собственный офис. У нас есть отдельные офисы, вместе с тем, мы, в крайнем случае, ночью и в выходные досягаемы для кредиторов и должников. Участковый суд после 17:00 ч. закрыт, и телефон не отвечает.
Профессия судебного исполнителя — это у нас скорее пожизненное положение. Кто является судебным исполнителем и с охотой делает свою работу, больше не уходит из профессии добровольно. Государство не может уволить нас, только если мы изобличены в преступлении (бывает, но очень редко).
Мы зарабатываем очень хорошо, прежде всего, если учесть, какое незначительное (!) у нас образование. Чем дольше мы на службе, тем большее количество денег мы получаем. Дополнительно мы зарабатываем больше, чем больше мы работаем. Также нам подлежат уплате проценты от взысканных сумм.
Наш немецкий коллега – старший судебный исполнитель (Obergerichtsvollzieher). Наш корреспондент спросил у него, что значит «старший»? — Если судебный исполнитель хорошо работал много лет, он назначается старшим судебным исполнителем и получает также большую зарплату. Наименования GV и OGV — это только звание, которое, однако, не значит, что у меня есть надзор за моим коллегой или несколькими коллегами.
Кто он, среднестатистический должник в Германии? — Распределение должников — 80% физических лиц к 20% фирм. Причем складывается такое чувство, что число юридических лиц с финансовыми проблемами только возрастает. При приведении в исполнение судебного решения в отношении юридических лиц не имеется такого количества законов, которые защищают должника, в отличие от должников — физических лиц. Кроме того в отношении юридических лиц сравнительно быстро может быть начата процедура банкротства.
Если суд начал процедуру банкротства, никакое дальнейшее приведение в исполнение более не возможно. В Германии, в этом случае, тоже все регулирует «конкурсный управляющий». Мы действуем только в исключительных случаях, когда, например, управляющему необходимо предоставить доступ к служебным помещениям должника. При этом кредиторы — физические лица также могут ходатайствовать о начале процедуры неплатежеспособности.
Физические лица, которые сильно задолжали и совсем не могут оплачивать свои долги, всё же, могут иметь шанс на нормальную жизнь без долгов. Они должны в течение 6-ти лет сообщать управляющему о каждой смене местожительства, о каждом изменении работодателя и отдавать подлежащую конфискации часть зарплаты своему конкурсному управляющему. Таким образом, должникам снова стоит работать, так как у них есть цель и не все безнадежно.
Мы почти не имеем ничего общего с налогами. У финансового управления есть собственные исполнители, которые посещают должников по налогам. При этом исполнители финансового управления не могут арестовывать имущество, это для них делаем мы.
Если судебный исполнитель больше не может найти должника, он сообщает об этом кредитору. Свою работу судебный исполнитель выполнил. Дольше уже это дело кредитора — узнавать новый адрес и обращаться к судебному исполнителю, на чьей территории находится этот новый адрес должника. Требования граждан против граждан – это не государство против граждан как в «штрафном процессе». У самого государства нет интереса преследовать должника. То, что кредитор вправе требовать от государства, — это только услуги судебного исполнителя. И лишь только в «штрафном процессе» государство всеми средствами (полиция, прокуратура, Интерпол и пр.) преследует «должника». Эта позиция характерна для Европы. Почему государство должно расплачиваться за твою глупость?
Продолжение следует...
© По материалам Форума судебных приставов