Если назвать федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» сырым, это будет слишком лестная оценка для него. Закон напоминает курсовую работу, созданную посредством команд «копировать» и «вставить». Текст пестрит выдержками из законов об адвокатуре, о прокуратуре, Конституции РФ. Особого внимания заслуживает ст. 19, посвященная оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами.

Согласно закону с 2012 года государственные юридические бюро подлежат передаче в ведение субъектов РФ, то есть федеральный центр сбрасывает с себя бремя финансирования проекта «бесплатная юридическая помощь». Сегодня вопрос оказания бесплатной юридической помощи адвокатами является наиболее значимым и проблематичным в адвокатской корпорации.

Сформулированную в 1990-е годы концепцию бесплатной юридической помощи, которая легла в основу закона, можно охарактеризовать одной фразой: «Каждому – по юристу (адвокату)». То есть права человека считаются защищенными в том случае, если рядом с ним находится адвокат. Подобный формальный подход в свое время считался инновационным, так как не применялся, например, в другие периоды существования нашего государства. Но практика показала, что эта концепция не только не стала панацеей от нарушения прав и свобод индивида, но и привела к падению качества квалифицированной юридической помощи, а также к значительным и, как оказалось, неоправданным финансовым затратам.

Порочность подхода «всем по бесплатному юристу» видится сразу в нескольких аспектах:

1. Неразумное расходование социального продукта. Государство создает систему, направленную на умаление прав и свобод человека (инквизиционная форма предварительного следствия, имитация судебных процедур и т. п.). В качестве некой компенсации существования этой карательной формы управления создается система бесплатной юридической помощи. То есть сначала общественные ресурсы тратятся на создание карательной системы, а затем – на ее обуздание. Видится более целесообразным изменить карательный механизм, чем тратиться на укрощение своего же порочного создания.

2. Низкое качество бесплатных юридических услуг. При любой форме распределения социальных благ безвозмездно (посредством государственных юридических бюро или оплаты государством услуг адвокатов) качество услуг будет в лучшем случае минимально низким. И клиенты, которые действуют по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок», и поставщики бесплатных юридических услуг относятся к этой работе как к бесплатной, то есть некачественной.

3. Падение качества услуг на всем рынке. Создание атмосферы бесплатности юридической помощи приведет к деградации всего рынка. Юрист не сможет, проведя утром бесплатный процесс спустя рукава, днем, преобразившись, блестяще защитить платного клиента. Бесплатная юриспруденция становится своеобразным камнем на шее рынка квалифицированных юридических услуг в России.

Карманные адвокаты и назначенцы

Адвокатская корпорация с момента своей организации в 1866 году была сразу же вовлечена в систему предоставления бесплатной юридической помощи. Первоначально, в период присяжной адвокатуры, эта система называлась «ведение дел по праву бедности», сейчас – «назначенный адвокат». Современная система назначенной адвокатуры, призванной обеспечить оказание бесплатных юридических услуг, была выстроена в 2003–2004 годах. Порядок привлечения адвокатов к оказанию юридической помощи за счет государства определялся советами адвокатских палат субъектов РФ и с течением времени стал однотипным.

Субъект Федерации разделяется на судебные районы, совет адвокатской палаты в каждом районе назначает ответственного адвоката, который формирует списки назначенных адвокатов из числа проживающих там и изъявивших желание быть включенными в списки этого района. Теоретически количество адвокатов, внесенных в списки, неограниченно. На основе этих списков составляется график дежурств, и в случае появления необходимости в адвокате соответствующий государственный орган направляет запрос ответственному адвокату. Последний согласно графику дежурств назначает конкретного адвоката для участия в деле.

Система назначенной адвокатуры должна была разрешить две задачи:
обеспечить государственные органы (прокуратуру, суд и т. п.) бесперебойной поставкой назначенных адвокатов;
ликвидировать сложившуюся систему так называемых адвокатов по вызову.

Дальнейшее развитие событий показало, что первая задача была успешно реализована, вторая – нет.

Сегодня налажена четкая система поставки адвокатов для удовлетворения потребностей государственных органов в целях демонстрации защищенности лиц, нуждающихся в квалифицированных юридических услугах перед лицом угрозы государственного принуждения. Однако за разрешение этой задачи была заплачена чрезмерно высокая цена.

Государство установило невысокий размер оплаты труда адвоката по назначенным делам, (около 300 руб. в день), компенсировав это отсутствием требований к качеству оказываемых услуг. Трудно винить адвокатов в том, что они быстро поняли, что за эти деньги от них требуется не оказывать услуги, а имитировать свое присутствие. Сложилось положение, при котором многие адвокаты, особенно в провинции, пожелали стать назначенными адвокатами. И если до 2003 года оказание бесплатной юридической помощи было уделом стажеров или начинающих адвокатов, то теперь записаться в назначенные адвокаты желают многие.

Например, в некоторых регионах страны сложилась жесточайшая конкуренция за бесплатные дела. Так, на общем собрании одной из коллегий адвокатов прозвучала следующая фраза: «Все хотят расписываться ни за что». Она подтверждается и следующими фактами: некоторые назначенные адвокаты направляют к выплате определения более чем на 100 000 руб. ежемесячно. Простые математические вычисления показывают, что в таком случае в день адвокат проводит около десяти дел, и это включая субботу и воскресенье.

Еще одним подтверждением ненормальности ситуации с назначенными юристами стали конфликты между ответственными по району адвокатами и желающими попасть в дежурные списки адвокатами. Последние указывают на установившуюся якобы практику денежного взноса за включение в круг адвокатов, оказывающих юридические услуги за счет государства. Отказ же включать некоторых адвокатов в списки мотивируется низким качеством их работы и безответственностью.

Ряд адвокатских палат, например Нижегородской области, опубликовали список адвокатских образований, допущенных до оказания юридической помощи бесплатно. Какими бы благими намерениями это не объяснялось, но факт остается фактом: адвокат может оказывать юридическую помощь за счет государства только в случае, если он состоит в «одобренном» адвокатском образовании. На этом фоне установленный во всех адвокатских палатах официальный ежемесячный взнос для тех, кто не включен в списки назначенных адвокатов, трудно объяснить без обвинений в протекционизме и коррупции.

А вот задача избавления от адвокатов по вызову (карманной адвокатуры) так и не была разрешена. Более того, по нашему мнению, назначенная адвокатура вскоре наполнилась именно адвокатами по вызову.

А как же принцип независимости?

Самой же большой опасностью в сложившейся ситуации видится умаление принципа независимости адвокатуры. Адвокаты все больше и больше подпадают под финансовую зависимость от назначенных дел, а значит, и от государства. И похоже, некоторых адвокатов это устраивает.

Весьма странной выглядит позиция руководства адвокатской корпорации. Оно призывает адвокатов «выбивать» из государства долги по бесплатным делам, указывая, что следственные органы МВД России должны адвокатам 67,1 млн руб., Следственный комитет РФ – 21,7 млн руб., а федеральные суды – 22,7 млн руб. Призыв был бы уместным, если бы адвокаты действительно отрабатывали эти деньги. Пытаясь «давить» на государство, адвокатура играет с огнем.

К сожалению, в этот опасный процесс включились рядовые адвокаты. Так, адвокат А. Колесниченко выиграл гражданский иск к премьеру России В.В. Путину о возмещении судебных расходов. Хорошо, если государство за малозначительностью не обратит внимание на подобные уколы со стороны адвокатуры. В противном случае при той административной и финансовой зависимости от государства последнее мановением пальца перекроет кислород и ликвидирует как ставший ненужным ему и обременительным для него институт.

Рассматриваемый закон не содержит в себе путей разрешения возникших вопросов. В чиновничьем стиле он предписывает адвокатской палате ежегодно направлять в субъект Федерации список назначенных адвокатов, публиковать этот список, в частности в сети Интернет, подавать ежегодный отчет по назначенным делам. Назначенным же адвокатам предписывается подавать ежегодный отчет по проведенным им бесплатным делам. Махровая бюрократия, по нашим наблюдениям, никак не влияет на качество оказания адвокатских услуг за счет государства.

Контроль и прозрачность

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации – в минимальном вмешательстве государства в деятельность адвокатуры по всем вопросам, кроме одного. Это вопрос вливания в адвокатуру бюджетных средств, которое должно находиться под строжайшим контролем и быть абсолютно прозрачным как во благо общества, так и самой адвокатуры.

Положение об оказании за счет государства услуг, содержание которых не определено, разлагает адвокатуру. Уже были сделаны попытки сделать эту систему финансово прозрачной, например, путем проведения конкурсов на оказание юридических услуг по назначенным делам. Но вопрос требует тщательной доработки.

Считаем, что для создания в России эффективной системы оказания юридических услуг за счет государства необходимы два условия:

— создание стандарта качества юридических услуг. При несоблюдении этого стандарта адвокатом или иным допущенным юристом необходимо лишать их возможности оказывать юридические услуги за счет государства.
—  возмещение расходов государства в порядке регресса с лица, которому эти услуги были оказаны.

Пока лицо видит, что юридические услуги ему оказываются бесплатно, оно не будет контролировать их качество. Освобождение лица от обязанности оплатить услуги адвоката в порядке регресса должно быть единичным и решаться каждый раз в индивидуальном порядке по заявлению заинтересованного лица.

Пока эти шаги не будут сделаны, российская адвокатура так и останется «на игле» бесплатных дел, постепенно теряя свой привлекательный образ юристов высшей пробы. Что касается закона, честнее было бы оставить в нем одну статью: «Все бесплатные юридические услуги в Российской Федерации с 2012 года оказываются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации».

Мельниченко Р.Г. Кормушка для назначенцев. Размышления по поводу законопроекта о бесплатной юридической помощи. // эж-Юрист. № 38. 2011. С. 7.

Да 8 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Николаев Андрей, tatarec, solovmurmansk, Климушкин Владислав, Морохин Иван, rgmelnichenko, shumilova, cygankov, suhoveev, Бозов Алексей, vladimir-verhoshanskii, Стрижак Андрей, Irbis, juli42008, Monstr, daevseev, lexdemon, ak47
  • 27 Марта 2012, 20:43 #

    Вот это не очень понял: «Пока лицо видит, что юридические услуги ему оказываются бесплатно, оно не будет контролировать их качество».

    +2
  • 27 Марта 2012, 20:48 #

    Я не думаю, что адвокаты разбогатеют на данном виде услуг, поскольку допустим по закону нашей области право на бесплатную помощь имеют 1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 3) гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;



    +1
  • 27 Марта 2012, 21:07 #

    А вот интересный вопрос, как, вернее в чью пользу будут взыскивать расходы на представителя в порядке ст.100 ГПК РФ

    +1
  • 27 Марта 2012, 22:09 #

    необходимы два условия: <...> — возмещение расходов государства в порядке регресса с лица, которому эти услуги были оказаны.Разве практика взыскания с доверителей расходов государства на оплату труда адвокатов по назначению в уголовном и гражданском судопроизводстве в настоящее время не существует?
    В Мурманской области, к примеру, это не является чем-то сверхестественным.

    +1
    • 28 Марта 2012, 06:12 #

      В подавляющем большинстве ЗК уходят на отсидку и им никто требования о возмещении расходов на защитника не предъявляет. А если и предъявит, то чего с них взять? Зоны сами по себе нищие, и оплата работающим ЗК просто как подачка.
      Тут проблема шире, она в том, чтобы зоны могли выходить на рынок и работать там как современные фирмы. 

      +2
  • 28 Марта 2012, 02:36 #

    Тогда необходимо взыскивать со второй стороны.А если в порядке регресса к лицу, которому услуга была оказана, получается, не бесплатная помощь, а с отсрочкой платежа:)

    +1
  • 28 Марта 2012, 06:24 #

    Роман Григорьевич, в Вашей статье всё упирается в вопрос о качестве, скажите, а какими видятся Вам критерии качества и каков должен быть порядок их контроля?
    Поясню:
    Вот Кротенко, хотя и опубликовал неплохие монографии и курс адвокатский у него хороший, но вот на качестве «забуксовал». На его сайте есть статья о критериях качества, так там как в баранке — в самом интересном месте вместо вкусной начинки большая дырка.
    Самую толковую статью на эту тему опубликовал Берлин в Журнале «Право и экономика», № 5, 2002 г. Но его критерии ситуативны, связаны с конкретными видами юрпомощи, причём с теми, в которых как-бы и так всё понятно (например, написанный устав прошёл регистрацию и т.п.). А вот по судебным спорам у него ничего нет.
    Имеется ещё некий ГОСТ о социальной помощи детям-сиротам. Это единственный ГОСТ в котором есть раздел о качестве юридической помощи, но… фактически там предлагается метод экспертных оценок, который в нашем потоке обращений и дел просто захлебнётся. Да и сами эксперты тоже должны чем-то руководствоваться, если у них есть критерии, то по ним можно процесс до автоматизации довести, как например автоматизирована диагностика заболеваний.
    Видел ещё западные методики, они базируются на пределах права человека и на почасовке. В итоге выходит очень размытая вещь, как бы определяют, что защита такого права возможна, а дальше выводят по максимуму нагрузку и стоимость. Это не критерии качества, это критерии накачивания.
    Вот и Минюст РФ о качестве заговорил, даже предполагается «привлечь иностранных специалистов» для выработки стандартов качества. Гм! Роман Григорьевич, Вы что, хуже иностранного специалиста?

    +4
    • 28 Марта 2012, 07:44 #

      Качество юридических услуг, один из ключевых для меня уже достаточно давно.
      Научная пробуксовка в этом вопросе, действительно, существует. В журнале «Право и экономика» есть две моих статьи по этому поводу:
      Минимальные стандарты качества адвокатских услуг. // Право и экономика. № 6. 2010.
      Соблюдение стандартов качества при составлении документов юридического характера. // Право и экономика. № 6. 2011.
      Опубликовать их не могу, так как у меня с ними договор, но в Гаранте и Консультанте они есть.
      Общий вывод такой: необходимо принять формальные стандарты, подобно ГОСТам. То есть, конкретно прописать, что адвокат, как минимум, обязан сделать. Прямо по пунктам.

      +1
      • 28 Марта 2012, 15:45 #

        Статью 2010-го года читал. Там нет как таковых критериев качества. Иными словами: Если у ботинка плохо присобачена подошва, это объективно и это не трудно выявить. А тут, в отношении качества юрпомощи, как-то все руками разводят...8-|

        +2
  • 28 Марта 2012, 07:29 #

    Вопросы оплаты «назначенцев», на мой взгляд, могут быть решены довольно просто, путём возрождения единого социального налога (ЕСН), в состав которого, помимо отчислений на будущую пенсию, медицинское и социальное страхование, включить малюсенькую дольку на оплату юридической помощи в случае привлечения к уголовной ответственности.

    Т.е. создать систему по аналогии с ОСАГО, но исключительно на базе государственной страховой компании, т.к. передача этих функций и средств в частные компании, приведёт к «обрастанию» этих компаний приближенными адвокатами-назначенцами.

    Для ограничения злоупотреблений, достаточно установить лимиты выплат как по одному застрахованному, так и по получателю-адвокату.

    Система должна работать просто — человек (сам, или через родственников) обращается за помощью к конкретному, им самим выбранному адвокату, и при его согласии (заключении соглашения) получает счет, который оплачивается страховой компанией.

    +4
    • 28 Марта 2012, 08:35 #

      В этом случае проще объявить адвокатуру государственным органом, находящемся на налоговом обеспечении и оставить разговоры об адвокатуре, как независимой корпорации. Адвокатуру и так обыватели недолюбливают, а после введения малюсенького адвокатского ОСАГО, недолюбливание явно возрастёт на порядок.

      +1
      • 28 Марта 2012, 09:06 #

        По поводу «недолюбливания» адвокатуры я бы не стал делать столь категоричных выводов, да и пример ОСАГО я привёл только в качестве аналогии, но саму идею государственного страхования на случай привлечения (возможно в составе иных гарантируемых государством социальных выплат), я считаю здравой.

        Никто ведь не считает безнравственными отчисления на случай временной потери трудоспособности, заболевания, инвалидности, достижения пенсионного возраста и т.п.

        Зато такая система позволила бы самому потенциальному клиенту выбирать того адвоката, которого он хочет, а не соглашаться на того, которого подсовывает следователь или судья.

        По крайней мере, это могло бы стимулировать самих адвокатов к повышению собственного уровня, и исключило бы зависимость от государственных подачек.

        +5
        • 28 Марта 2012, 09:20 #

          Логичней тогда «КАСКО». Человек тогда сам понимает необходимость «подстраховаться» адвокатом. А навязывание страхования порождает: протекционизм, коррупцию, формализм и низкое качество. Ведь мы, адвокаты, еле еле отбились от ОСАГО в отношении нас самих. Зачем же то же самое навязывать нашим клиентам?

          +5
        • 28 Марта 2012, 09:26 #

          С удивлением пришел к умозаключению, что идея ивана Николаевича несет весьма конструктивный  смысл.
          Результатом внедрения порядка выбора доверителем адвоката по назначению могло бы стать очищение адвокатского сообщества от приближенных к следствию адвокатов по назначению. Народная молва — самый лучший маркетинг в деятельности адвоката, что способствует повышению уровня деловой репутации. При внедрении подобной системы высока вероятность уменьшения дисциплинарной практики.
          А уж про страхование так и говорить нечего, данная норма и в законе прописана, но не досуг нашим законодателям заниматься подобными мелочами. Страхование бы на все 100% гарантировало бы подзащитному право на защиту, т.е. право на бесплатную юридическую помощь.

          P.S. К сожалению, могу констатировать, что пока это только мечты. И мы имеем то, что имеем.

          +3
        • 28 Марта 2012, 09:48 #

          Согласен. Нужно давать людям возможность как самим уплачивать взносы на добровольное страхование, так и обеспечивать государственный минимум для неработающих.

          Сейчас ведь можно получить медицинскую помощь как по полису ОМС, так и за отдельную плату, и все к этому привыкли.

          Ещё раз подчеркну, главное — отделить «назначенцев» от следствия и суда, это и будет лучшей гарантией независимости, и стимулом к развитию адвокатуры в целом.

          +2
    • 28 Марта 2012, 10:31 #

      Уважаемый Иван Николаевич, фактически вы предлагаете, что бы потерпевшие несли расходы на защиту подсудимого, конечно не напрямую, а опосредовано, но моральной стороны вопроса это не снимает. Как вы полагаете?

      +2
      • 28 Марта 2012, 10:40 #

        Я полагаю, и даже не предполагаю, а точно знаю, что и сейчас, граждане за счет своих налогов, т.е. опосредованно, содержат всю правохоронительную систему, а так же оплачивают медицинское, социальное, пенсионное и пр. обеспечение всех неработающих граждан, в т.ч. и подсудимых, с которых ничего невозможно взыскать.

        Я просто предлагаю отодвинуть от распределения бюджета правохоронителей, и дать гражданам возможность самостоятельно выбирать себе адвоката.

        +3
        • 28 Марта 2012, 15:28 #

          Вот Вы и добрались до сути, Иван Николаевич. Теперь формулируем основное противоречие:
          — С одной стороны гражданин должен выбирать адвоката, даже если это адвокат призванный госорганом (не назначенный, ни в коем случае не назначенный);
          — С другой стороны такой порядок пресекается не только госорганами (теми же следователями), которым это невыгодно, но и палатами адвокатов, которым, как оказывается, тоже это невыгодно, поскольку в этом случае они должны реально работать, предоставляя подзащитному весь спектр адвокатов с их характеристиками на выбор. Палате проще «установить порядок», чем предоставлять адвокатов. И тогда это невыгодно адвокатам, поскольку они боятся ситуации в которой начнут выбирать одних и тех же, как правило талантливых, и им придётся работать за мизерные подачки государства.
          Вывод: Говоря о борьбе с «назначенцами» мы говорим о борьбе с самими собой на фоне неявного сговора госорганов и адвокатов, которым, как не странно, «назначенчество» выгодно. Хотя таковое можно пресечь простой возможность подзащитного выбирать адвоката.

          +2
        • 28 Марта 2012, 17:37 #

          Забавно, но что-то в этом есть… Лишь бы не уронили статус «назначенца» ниже плинтуса и не сравнили сами понимаете с кем…
          Так и представляю себе капризного жулика в кабинете следователя, — «Что? Адвоката? Вот этого? А можно всех посмотреть?!» :)

          +4
        • 28 Марта 2012, 19:09 #

          Возможность выбора адвоката самим подзащитным — единственное, что может разрушить существующую порочную систему назначений одних и тех же адвокатов.

          +2
          • 28 Марта 2012, 20:14 #

            А как проголосовать за это 10 раз? (handshake)
            (Только противоречия не так просты как кажутся — надавишь на одно плечо, так сразу вылезет вверх другое. Нужны ещё и критерии ограничения, чтоб не злоупотребляли этим правом. Например: не желаешь из нашего региона — на тебе кандидатуры из трёх сопредельных, а если и этого не желаешь — получи первого попавшегося, типа, как та капризная принцесса-невеста) 

            0
          • 28 Марта 2012, 20:20 #

            Коллеги! Кажется, зреет ещё одна законодательная инициатива и опять благодаря Ивану Николаевичу!

            0
  • 28 Марта 2012, 09:18 #

    Иван Николаевич, думаю, предложенная Вами идея вполне реалистична, но есть одно НО, вряд ли кто когда-нибудь примет ее за основу. По крайней мере, данная идея будет не выгодна для органов гос. власти. Их вполне устраивает настоящее положение адвокатов по назначению.

    +3
  • 28 Марта 2012, 09:27 #

    Предложенный И.Н. вариант вполне подходит для выхода из сегодняшней ситуации. Конечно, перекладывать бремя оплаты защитника на всех граждан тоже не идеальный вариант. Особенно учитывая то, что множество обвиняемых и подсудимых, пользующихся правом на квалифицированную юридическую помощь «за счет государства», сами не работают и не собираются.
    Может стоит поступить в части «бесплатной» юридической помощи по аналогии со ст. 41 Конституции РФ, которая гарантирует право на медицинскую помощь? 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений… Вот пусть те, кто «за собой чувствует» и начинают заранее платить страховые взносы!

    +3
    • 28 Марта 2012, 09:31 #

      Верно, Андрей Борисович! И чтобы была возможность добровольных взносов на счет, а накопительная часть страховых сбережений передавалась бы по наследству. Как пенсия, но только не по достижении пенсионного возраста, а при «страховом юридическом случае».(Y)

      +3
    • 28 Марта 2012, 15:34 #

      Ой, сомневаюсь я на счёт «финансовых чувств» у наших граждан. «Тюрьма — дом родной» — это уже культура, уже в крови, песнях, сказках, воспитании и даже в повседневной этике (типа: «не стучи»).
      А финансовое чувство идёт от чувства собственника, которое появится только тогда, когда в каждом доме мы будем видеть сейф с титульными и долговыми бумагами, счетами, оплатами, семейной бухгалтерией. Сейчас же, приходит клиент и говорит: «Ой, где-то у меня эта бумага была, хотя, я, кажется, все эти бумаги выкинул, но я поищу...»

      +1
      • 28 Марта 2012, 17:54 #

        А если еще проще поступить? Пусть «назначенца» гражданину, впервые привлекающемуся к уголовной ответственности, оплачивает государство, а рецидивиста «по понятиям» оплачивает воровской общак! Типа справедливо! Ну, так, в порядке бреда… :)

        Хотя, согласен, в первую очередь надо решить вопрос не с оплатой, а именно с тем, чтобы сам подозреваемый имел право выбора защитника по ст.ст.50-51 УПК РФ. Действующая система дежурных адвокатов не эффективна в плане защиты. Исключить спайки карманных адвокатов надо! Но, боюсь, что при борьбе с ними только со стороны адвокатского руководства (причем чаще на бумаге, чем на деле) проблему не решить. Да и сами карманные не захотят отказаться от халявного лакомого куска. Примеров знаю массу. такие адвокаты смотрят только в свой карман, указания о равномерном распределении нагрузки их только смешат. Да и большинство координаторов судебных районов из числа крупнейших адвокатских образований смотрят на такие «мелочи» сквозь пальцы. Карманные, которых не обидели, потом за этого же председателя коллегии и проголосуют на перевыборах… А тут нужна жесткая мера...
        Вот если бы следователя наказывали за приглашения карманного адвоката в порядке коррупционной борьбы, ну или еще как… Глядишь, при двухсторонней борьбе с протекционизмом и был бы результат. А следователю, прокурору, судье (государству) оно надо???

        +2
        • 28 Марта 2012, 20:27 #

          , а рецидивиста «по понятиям» оплачивает воровской общак! Типа справедливо! Ну, так, в порядке бреда…
          А почему в порядке бреда!? Это очень даже верно!!!!
          Вот пираты 16-17-го  веков, это ведь они изобрели общаг и изобрели именно как страховку!
          Дмитрий Алексеевич! Вы даже не представляете что Вы придумали! Вы придумали как уничтножить воровские общаки (а заодно и их держателей) по всей России!!!!!
          Если для особо рьяных само государство будет держать общак, и эти… не будут присасываться к общему для нормальных граждан «юридическому ОСАГО», то всё складывается, а заодно и получается супер эффект! — Воровские общаки и их держатели не выдержат конкуренцию с «государственным юридическим ОСАГО».
          Это очень резкий парадоксальный метод решения проблемы, когда болезнь лечат самой болезнью (типа как лесной пожар гасят встречным подпалом).
          Дмитрий Александрович, Вы супер! За одну такую идею надо памятник ставить!!!
          — Причём всё сходится: И идея «юридического ОСАГО», и идея «выбора адвоката по назначению (блин! убил бы тока за это слово!), и идея экономии госсредств, равенства… ВСЁ!!!! 

          +1
          • 29 Марта 2012, 15:25 #

            Теперь осталось, на законодательном уровне прописать принципы формирования и распределения воровского общака, позвав с докладом на заседание Думы несколько «авторитетов».
            Это заседание станет блокбастером проката, Дмитрий Аександрович, автоматом войдет в десятку Форбс, как автор идеи, и оплатит наконец-то, все идеи и технические задания по развитию сообщества «Праворуб».

            +1
    • 29 Марта 2012, 15:06 #

      Если он «за собой почувствует», то ФСБ будет уже это точно знать. Очень популярная база у силовиков будет.
      У нас пока не клюнет, мужик не перекрестится.

      0
  • 28 Марта 2012, 10:39 #

    Мне кажется, что автор публикации подзабыл перевод латинского выражения «pro bono publcae» — «ради общественного блага». А принятие данного закона как раз и направлено для достижения общественного блага. Пусть у каждого будет свой адвокат, будет выбор, будет конкуренция. В результате этого произойдет естественный отбор, лишние сами отсеются. Не вижу в принятии данного закона никакого ограничения прав действующих адвокатов. Если он профессионал, так и клиенты к нему в очередь становятся, у него появляется возможность выбирать более платежеспособного. Что мешает такому адвокату иметь в штате несколько помощников, которые бы оказывали юридические услуги за минимальную плату, а ему выступать в качестве наставника молодежи? Да ничего! А автор зачем то призывает к некоей элитарности. Мне кажется, это деструктивный подход.

    +2
  • 28 Марта 2012, 10:42 #

    Кто из адвокатов чаще всего говорит, подобно автору: «Кормушка для назначенцев»? Тот кто от этой кормушки отлучен! И не важно сам ли он отказался от дел по назначению или его к ним не подпускают конкуренты. Что бы подобные претензии потеряли актуальность предлагаю внести следующие изменения в законы:
    1. Все адвокаты обязаны не менее 1 раза в месяц вести дела по назначению. Несоблюдение этого требования влечет прекращение статуса адвоката.
    2. Следователь, дознаватель и суд обязаны предоставить каждому подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) возможность самому выбрать себе защитника по назначению из реестра местных адвокатов. Избранный защитник не вправе отказаться от назначения, за исключением временной нетрудоспособности или занятости в другом деле.

    +1
  • 28 Марта 2012, 17:11 #

    а еще коллеги я считаю, что необходимо ввести ограничение по возрасту у адвокатов, пенсионный возраст, а то очень часто наблюдаю своих коллег которым за 80 лет, девятый десяток уже, а все работают и откровенно говорят, что с работы только вперед ногами. А в процессе так вообще спят не стесняясь, а если дело на 4-5 человек, больше 3-х, приходят в процесс с вопросом: «А кто мой?», нарушение права на защиту, больше никак не назовешь.

    +1
    • 28 Марта 2012, 17:36 #

      А в процессе так вообще спят не стесняясь, Иногда лучше спать, чем говорить. :D
      А еще таких адвокатов 80-90 лет называют «Мэтрами» и награждают грамотами федеральной палаты «за долгожительство».

      +2
      • 28 Марта 2012, 19:25 #

        да согласна «Мэтры» есть, а я про тех что просто ходят по так называемым «бесплатным» делам, и не могут внятно особый порядок разъяснить, не говорю уж про заявления или ходатайства какие-нибудь по делу заявить, живости ума нет, есть только знания, расплывчатые УК И УПК РСФСР.

        +1
    • 28 Марта 2012, 18:06 #

      Обеими руками «за», но только в случае нормального пенсионного обеспечения.

      +1
    • 28 Марта 2012, 20:37 #

      Это попробуйте Семену Львовичу Арии рассказать — он, на девятом десятке из квартиры двух жуликов шуганул имея, всего лишь, трофейный штык-нож, который у него с фронта остался, или Зильберканту из Нижнего, который сам на процессе любого молодого вымотает)

      +1
    • 28 Марта 2012, 20:38 #

      а еще коллеги я считаю, что необходимо ввести ограничение по возрасту у адвокатов, пенсионный возраст, а то очень часто наблюдаю своих коллег которым за 80 лет, девятый десяток уже, а все работают и откровенно говорят, что с работы только вперед ногами.
      Знаете, коллега, мне самому уже скоро будте столько же (ой время летит...), но если меня прижать в тёмном месте к тёплой стеночке, то я ещё очень даже ничего...
      — У нас был (жаль, что «был») такой адвокат ПОЛИКАРПОВ, которого все уважали. Помню судья уже в годах говорил: «Учитесь у него, я читаю приговор и вижу как он уже кассационную жалобу при этом пишет...»
      Эх! Хотел бы я быть Поликарповым. Видел его всего два раза в процессах: 
      — Спокоен
      — Краток
      — Доказателен
      — Невозможно возразить
      Будь мы все ТАКИМИ — кирык пришёл бы этим… давно уже пришёл бы…

      +1
  • 28 Марта 2012, 20:41 #

    Вот крайне интересно получилось!
    Предлагаю вернуться к статье, вызвать Самого Романа Григорьевича, и предложить ему:
    а) Сформулировать предложения об изменении законодательства по итогам этого обсуждения;
    б) Определить план продвижения этих инициатив (в том числе и с итогом авторитета самого РГ)

    «Назвался груздем — полезай в кузов»

    +1

Да 8 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Адвокатура на игле бесплатных дел» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации