История вопроса
В феврале 2012 года на волне протестных настроений представители адвокатского сообщества актуализировали самый значимый для современной адвокатуры вопрос – размер оплаты по назначенным делам. На чрезвычайном заседании Совета Федеральной палаты собравшихся там президентов адвокатских палат подвели к тому, что для давления на правительство необходимо объявлять забастовки, то есть разрешить рядовым адвокатам отказываться от ведения дел по назначению государства. В марте этот план стал реализовываться, первые палаты объявили предупредительные забастовки, требуя повышения ставок по «бесплатным делам».
Весьма показательным является вопрос, который адвокаты пытаются решить, воспользовавшись сложившейся в стране ситуацией. Это не реформирование судебной системы, не защита прав адвокатов, не защита прав клиентов, а финансовый вопрос. Объявление забастовки продемонстрировало тот факт, что современная адвокатура заплутала в трех соснах: феодальной, социалистической и капиталистической моделях организации адвокатуры.
Феодальная адвокатура
Современное адвокатское сообщество желает видеть себя благородным сословием, для которого высшей ценностью является общественное служение. Именно по этой причине адвокаты позиционируют свою корпорацию как некоммерческое образование, а адвокатов – как лиц, оказывающих правовую помощь, а не юридические услуги.
Однако обязательным приложением к данному образу должен быть отказ от таких меркантильных вещей, как деньги. Например, в такой «чистой» сословной адвокатуре, как присяжная адвокатура (1866–1917), адвокаты безвозмездно оказывали помощь в категории дел «по праву бедности».
Присяжная адвокатура как сословие, которому претит дух стяжательства, безвозмездно взвалила на себя бремя по оказанию юридической помощи. Подобная бесплатная составляющая титула «благородное сословие» современную адвокатуру явно не устраивает.
Советская адвокатура
Такая форма организации адвокатуры, как советская адвокатура, предполагает финансирование дел по назначению государством. Это финансирование четкое и стабильное.
Не совсем приятным приложением к формату советской адвокатуры является возникающая финансовая, а значит, и вся остальная зависимость от государства, что не очень сочетается с основным принципом адвокатуры – независимостью.
И кроме того, государственное финансирование никогда не бывает значительным, его можно назвать «капельным». Подобные капельки не устраивают представителей солидной адвокатской корпорации. Советская адвокатура является центральной в мировоззрении современных адвокатов. Даже способ реагирования в сложившейся проблемной ситуации – забастовка – из арсенала преимущественно советского периода.
Капиталистическая адвокатура
Вопрос оказания юридических услуг по праву бедности в капиталистических условиях решается адвокатурой в форме государственного заказа. Государство объявляет о своем намерении потратить энную сумму на оказание юридических услуг, например, лицам, привлекающимся к уголовной ответственности.
Объявляется конкурс, и если ни один из участников не согласился на предложенную государством оплату, она поднимается до того размера, который устроит хотя бы одного участника.
Такая система хороша тем, что в конце концов государство будет вынуждено предложить рыночную цену за необходимые ему услуги. Современную адвокатуру рыночная цена вполне устраивает, ее не устраивает необходимость вступать для этого в конкурентную борьбу с другими участниками рынка.
Поэтому адвокатура благополучно заблокировала попытки Минюста России провести конкурсы по получению заказа на оказание юридических услуг за счет государства.
Нерадужные перспективы
Современная адвокатура хочет, чтобы оплата услуг за счет государства была высокой, как в адвокатуре капиталистической, стабильной, как в адвокатуре советской, а ее имидж был, как в адвокатуре феодальной.
Это значит, что современное адвокатское сообщество находится в мире иллюзий. Организация упомянутой забастовки может привести к следующему:
1) умалению имиджа адвокатуры, которая ради денег бросает своих доверителей;
2) закручиванию гаек в лучшем случае в отношении менеджмента, а в худшем – в отношении самой адвокатуры из-за попыток «шантажировать» государство в сложный для него период.
Впрочем, существует и «благоприятный» вариант. Проникшись адвокатскими трудностями, государство символично повысит ставку оплаты труда адвокатов по назначению на несколько десятков или сотен рублей. К сожалению, проблема разумной организации оплаты труда адвокатов по назначению разрешена не будет.
Мельниченко Р.Г. Заблудились? // эж-Юрист. № 13. 2012. С. 3.