Основания и порядок помещения несовершеннолетних в ЦВСНП регулируется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассмотрение материалов является специальным видом судопроизводства.
Хочу рассказать о сложившейся в Калининском районном суде г.Новосибирска практике помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, с которой по воле судьбы и «разнарядке» председателя мне довелось ознакомиться.
Схема изоляции подростка от общества отработана чисто: постановка на учет, совершение двух противоправных деяний до достижения возраста, с которого наступает уголовная (административная) ответственность за это деяние, отрицательная характеристика социального педагога и воодушевленное выступление инспектора ПДН о том, что несовершеннолетний не поддается никакой профилактической работе, несмотря на все усилия. И судья, принимая решение, мотивирует тем, что помещение подростка в ЦВСНП является целесообразным, исключительно в воспитательных целях коррекции его поведения и предупреждения совершения преступления в будущем.
Причем, если вопрос о помещении в ЦВСНП поднимается в суде повторно, тут уже без вариантов, хотя помещение в ЦВСНП и подается как мера воспитания, преследуемая цель — именно наказание.
Возможно, кого-то я удивлю, но оба эти варианта являются незаконными. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей не является психокоррекционным учреждением, а его целями является временное содержание несовершеннолетних по основаниям и в порядке, строго определенным в Законе.
Законом предусмотрено только две формы судопроизводства: о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП и о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (есть еще открытого типа, но туда направляются только с согласия). Обе эти формы Законом изложены достаточно ясно. Какого-либо двоякого смысла я не обнаружила.
Для правильного понимания вкратце объясню, в чем суть. В соответствии с Законом несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту их жизни или здоровья или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, или их невозможно передать родителям, иным законным представителям в течение трех часов на основании постановления начальника полиции могут быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов. При этом, если вышеуказанные основания в течении суток не отпали (родители не забрали, личность не установлена, проживает в другом регионе, существует угроза жизни или здоровью и т.п.), в суд направляются материалы о помещении в ЦВСНП на срок до 30 суток.
Таким образом, представление материалов на несовершеннолетних, указанных в пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22, невозможно без их предварительного помещения в ЦВСНП, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости скорейшего изъятия несовершеннолетнего из неблагополучной обстановки и создания ему приемлемых условий временного содержания.
По смыслу Закона помещение в ЦВСНП не является ни мерой воспитательной, ни тем более мерой наказания, целью помещения является не изоляция, а временное содержание подростка до устранения обстоятельств, послуживших основанием такого помещения.
Поскольку решение вопроса о помещении в ЦВСНП по закону строго ограничено временными рамками (буквально сутки), за которые нужно собрать материалы, предоставить их в суд, обеспечить явку в судебное заседание несовершеннолетнего, родителей (или представителей органа опеки и попечительства) прокурора, адвоката, представителя ЦВСНП, ознакомить с материалами, постольку выполнить их практически невозможно. Видимо, поэтому законное помещение в ЦВСНП для правоохранителей целая проблема.
Принятие решения о помещении подростка в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа происходит более степенно.
В течении 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора. Однако оно требует и основательной мотивировки. Так, для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа начальник органа внутренних дел или прокурор направляют в суд по месту их жительства:
1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;
2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (именно с данного постановления комиссии начинается производство).
3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;
4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;
6) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащее рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
Помимо этого в отношении несовершеннолетнего должно быть проведено медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование, которое проводится на основании отдельного постановления судьи.
Кроме этого, по постановлению прокурора или начальника полиции психолого-медико-педагогическая комиссия органа управления образованием должна провести несовершеннолетнему комплексное обследование для подготовки рекомендаций по оказанию несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
Однако если судом будут установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение, материалы направляются в комиссию по делам несовершеннолетних для применения мер воспитательного воздействия.
Круг замкнулся. Фактически инициатором применения особых мер воздействия к несовершеннолетним является именно инспектор, поэтому такой бесполезный «круговорот материалов в природе» суду не интересен.
И вот тут (в муках или нет, не могу знать) родился уникальный, не предусмотренный ни одной нормой законодательства, вид судопроизводства, который устраивает всех, кроме самого подростка и его родителей. Когда несовершеннолетнего просто вызывают в суд, потом задерживают и доставляют в ЦВСНП.
Как я уже выше писала, подготовкой материалов (список которых не определяется никакой нормой Закона и содержит: само постановление, характеристику, справку о совершенных правонарушениях, справку педиатра об отсутствии заболеваний) занимается инспектор ПДН, в течении 30 дней со дня прекращения уголовного дела, на основании чего начальном полиции принимается решение ходатайствовать перед судом о целесообразности помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Судьи Калининского суда г.Новосибирска запросто принимают решение об изоляции несовершеннолетнего с целью предупреждения совершения им преступлений. При этом подросток буквально изымается из семьи, поскольку никаких оснований его временно помещать в центр не было. В большинстве своем родители способны осуществлять контроль за поведением и принять меры особого воспитательного воздействия.
По трем таким делам я подготовила жалобы председателю Областного суда, досадно, что пока они будут рассмотрены, даже если решение будет положительным, несовершеннолетние уже «отбудут срок».
Останется вариант обратиться в суд с иском в порядке ст.9 Закона о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, и (или) морального вреда.
О принятом решении позже расскажу, если интересно.