Заявление о том, что «не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора» является почти обязательным элементом арбитражного спора (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).
Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд.
Требование (претензия) заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством, облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования, обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Но, по большому счету, в ГК РФ претензионным порядок разрешения споров не урегулирован. А, следовательно, по мнению арбитражных судей, должен быть подробно урегулирован в заключаемых договорах.
Фраза «Претензионный порядок до арбитражного урегулирования споров обязателен» является недостаточной для признания судом обязательности претензионного порядка .
Арбитражные суды отсутствие обязательного претензионного порядка обосновывают обычно следующим образом :
«В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
При буквальном толковании указанных положений договоров суд не усматривает, что стороны договоров регламентировали претензионный порядок, так как они фактически не согласовали обязательные элементы процедуры досудебного порядка: ни сроки направления претензий, ни порядок их рассмотрения. Ссылки на обязательное направление претензии заинтересованной стороне перед обращением в суд в тексте представленного в материалы дела договора поставки не содержится».
Судейское усмотрение безгранично…
Отсюда вывод: в договорах претензионный порядок должен быть расписан тщательно и подробно.Хотя бы в следующей формулировке:
«Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами из Договора или в связи с ним, регулируются ими путем переговоров с применением претензионного порядка. При этом претензии рассматриваются, и ответ на них направляется в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней, следующих за датой их поступления.
В случае неудовлетворения Подрядчиком обоснованных претензионных требований Заказчика либо непредставления Подрядчиком мотивированного документально подтвержденного отзыва на предъявленную претензию Заказчик вправе удержать сумму претензионных требований из суммы оплаты за выполняемые работы.
При не урегулировании споров и разногласий путем переговоров с применением претензионного порядка они подлежат разрешению в Арбитражном суде по месту нахождения Заказчика».
Имеет смысл обратить внимание и на тщательность подготовки ПРЕТЕНЗИИ.
Договора пишутся для судов.
И очень важно ещё на стадии заключения договора исключить возможные недоразумения в арбитражном суде.