Вступительная часть.

Самыми первыми, размещенными мною на сайте материалами были два гражданских дела по спорам вкладчиков обанкротившихся банков  с Агентством по страхованию вкладов об установлении размеров страхового возмещения по вкладам, и включении в реестр обязательств банков перед вкладчиками. Потом я возвратился к этой теме разместив материал «Верховный суд разворачивает региональную практику по спорам вкладчиков с Агентством по страхованию вкладов».

Он размещен здесь.

Надо отметить, что для граждан-посетителей эти материалы пользуются большим интересом, особенно когда происходит крушение какого-либо более-менее крупного банка. Об этом свидетельствует вал звонков из разных регионов, особенно из Москвы.

К данному материалу непосредственного отношения я не имею, и в этом судебном процессе участия не принимал,  более того, прочитал о нем вчера.  Однако думаю, что большому количеству посетителей сайта будет интересен этот материал как ответ на многие вопросы по теме «дробления вкладов». Прецедент действительно тревожный и о нем нужно всем как минимум знать, что он такой есть. Полагаю, что в стране пока он такой один.

Каких-либо комментариев по поводу этого дела и статьи взятой мною с сайта Информационного агентства «Ура.ру» я давать не буду, поскольку с уголовным делом не знаком. Вместе с тем, считаю, что в целях просветительских, данной статье найдется достойное место на сайте «Праворуб».


Собственно статья.

Источник.

 «Нехороший прецедент. Суд приговорил к уголовному сроку вкладчицу, пытавшуюся спасти свои деньги, когда банк шел к банкротству».

В Тюмени к уголовной ответственности привлечена клиентка местного банка-банкрота «Мега банк» — гендиректор компании «Центр Статус» Татьяна Пагер, которая попыталась раздробить банковский вклад юрлица незадолго до банкротства банка, чтобы получить свои средства. За покушение на мошенничество (статья 30 УК РФ и статья 159 УК РФ) Центральный районный суд Тюмени приговорил ее к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы условно, свидетельствует текст приговора суда. В российской истории страхования вкладов это первый случай привлечения руководства компании-дробильщика к уголовной ответственности.
 
Приговор Татьяне Пагер был вынесен 4 июня, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на Агентство по страхованию вкладов. Уголовное дело было возбуждено по факту перевода средств со счета «Центр Статуса» в неплатежеспособном «Мега банке» незадолго до отзыва у него лицензии в оперативно открытые в том же банке вклады сотрудников этой компании и связанных с ней физлиц, включая саму Пагер.

Смысл таких действий, в последние несколько лет получивших широкое распространение и классифицируемых АСВ как незаконное дробление средств, — получение клиентами банков денег в обход положенной по закону очередности. Дело в том, что после отзыва у банка лицензии его клиенты-физлица могут рассчитывать на получение от АСВ 700 тыс. рублей страхового возмещения, а средств свыше этой суммы — в качестве кредиторов первой очереди в ходе банкротства банка. Юридические лица не имеют никаких гарантий от государства и могут претендовать на возврат своих средств лишь в качестве кредиторов третьей очереди.

До 4 июня единственным следствием неправомерного дробления средств на счетах юрлиц во вклады физлиц был отказ со стороны АСВ в выплате страхового возмещения. Теперь руководство компании-дробильщика получило еще и уголовный срок.
 
Между тем срок мог бы быть и больше. Соответствующая статья Уголовного кодекса предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы, в случае если преступление было совершено организованной группой либо в особо крупном размере. Оба этих отягчающих обстоятельства в данном деле присутствовали. Всего со счета компании «Центр Статус» во вклады ее сотрудников было переведено 1,63 млн. рублей (по 600 тыс., 600 тыс. и 430 тыс. рублей в каждый из трех открытых в банке депозитов).

При этом реальное снятие денег со счета компании в банке и последующее их внесение наличными через кассу на депозиты, как это пытались представить по документам обвиняемая и ее соучастники, не происходило. В ситуации неплатежеспособности банк ограничился внутренними проводками «без фактической выдачи денег и внесения их в кассу», говорится в приговоре суда.

Причем все эти действия были совершены за день до введения в банке запрета на привлечение средств граждан во вклады и чуть меньше чем за месяц до отзыва у него лицензии. Была в деле и организованная группа: госпожа Пагер действовала в сговоре с сотрудником банка

Автор публикации

Адвокат Блинов Анатолий Сергеевич
Тюмень, Россия
Адвокат по уголовным делам в Тюмени. Представительство интересов налогоплательщика в налоговых и правоохранительных органах. Ведение дел в арбитражных судах любых регионов.

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Бозов Алексей, Блинов Анатолий, Морохин Иван, ak47, Климушкин Владислав, +еще 1
  • 27 Июня 2012, 10:41 #

    Замечательная статья, опасный прецедент.

    Странно это все. Если была утечка инсайдерской информации, то почему она просто не сняла все деньги со счета? Не дали? Если да, то значит это банк ее принудил к такой схеме защиты собственности. Следовательно у нее состояние крайней необходимости.

    +2
    • 27 Июня 2012, 10:46 #

      Я полагаю, что да, денег тогда уже у банка не было. Из материала видно что деньги принадлежали юридическому лицу и не являлись вкладом, который гарантирован государством. А после «перебазирования» этих денег, они стали вкладом физических лиц в сумме не большей 700 тыс.

      +3
  • 28 Июня 2012, 07:11 #

    Такой подход является дискриминационным, т.к. юрлица платят больше налогов, чем обычные граждане (вкладчики), и совершенно непонятно, с какой стати они должны быть менее защищены.
    Тем более, что юридические лица — суть фикции, за которыми всегда стоят люди.

    С одной стороны, государство всячески ограничивая возможности наличных расчетов (что само по себе правильно) обязывает предприятия открывать счета в банках, а с другой — кроме собственного права арестовывать эти средства и снимать в безакцептном порядке в ходе налогового контроля, ничего не гарантирует.

    Это называется: игра в одни ворота.

    +3
    • 28 Июня 2012, 21:16 #

      Да! Да! Да! Я до сих пор не понимаю, почему предприниматель, имеющий три завода платит за почтовые услуги меньше, чем общество с ограниченной ответственностью с одним участником, имеющее всего один ларёк в деревне?
      Да и с государственной пошлиной та же песня...
      А по большому счёту, вся налоговая система такова...
      Если уж равная защита частной собственности, то и равные условия налогообложения во всём, да вообще равные условия.
      Эта дискриминация имеет давнюю историю. Ой давнюю…

      +1
  • 28 Июня 2012, 19:56 #

    Неплохо бы обжаловать, вернее, думаю и надеюсь, что обжалуют… Чо-то я состава-то не увидел, кто тут, кого обманывал? Банкротства — нет, очередности — нет, чужих ден ср-тв — тоже нет. Нужно  было оправдывать и пусть прокуратура со своей новацией идет ВС РФ, а не адвокаты…

    0
    • 28 Июня 2012, 21:26 #

      Этот прецедент, как мне видится, лишь продолжение «эпопеи» с так называемым «налоговым планированием», которое сперва профессор Рогозин пропогандировал, а когда Рогозина взяли в штат налоговой службы, сразу возникла команда «ату их!». В результате сперва стали в арбитражных делах вменять «недобросовестность» налогоплательщика за применение тех самых «Рогозинских схем», а потом вышло пресловутое постановление ВС РФ и все участники «налоговой схемы» стали объявляться преступной группой, а главбух — организатором!

      +1
  • 28 Июня 2012, 21:20 #

    Вот Алексей Анатольевич зрит в корень. У меня тоже возник вопрос о соотношении «заката солнца в ручную», который оценили как мошенничество и «нужно сделать ночь, чтоб все наконец легли спать», то есть крайней необходимости.

    Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

    Даже не знаю как тут быть. Нужен чёткий критерий разграничения причинения вреда и крайней необходимости по экономическим делам, и таковой, как мне кажется, лежит только в плоскости полной проверки деятельности банка, поскольку может оказаться, что осужденная сама стала жертвой преступления и просто сопротивлялась последствиям. А это уже классика уголовного права, так как спасаясь от убийцы вполне можно спрятаться за другим человеком — это не преступление, такое осуждается только моралью.

    Правда в данном казусе ещё вопрос в том, что «другое лицо» которым прикрылись имеет специальные задачи от государства, и по всему получается, что эта задача сформулирована как «не допускать полного возмещения средств по вкладам!»

    Интересно девки пляшут!

    +1
  • 03 Июля 2012, 00:16 #

    Я так понимаю, деньги были переведены «задним числом» уже после отзыва лицензии у банка. Вместе с тем, интересно, каким же образом удалось это доказать, ведь все проводки в данном случае делаются внутри банка. Это самое важное обстоятельство — момент фактического перевода денег. Потому что в том случае, если бы деньги были переведены со счета юридического лица за день до отзыва лицензии — то здесь отсутствует не только состав какого-либо преступления, но и вообще нет никакого правонарушения в действиях директора, ведь компания вправе распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, в том числе переводить ВСЕ свои деньги во вклады физ.лиц в том же банке.

    Это несовершенство законодательства, лазейка, которую не продумал законодатель — так кто же в этом виноват? Кто мешал ее закрыть в процессе законотворчества? Почему за грехи законодателя должен расплачиваться руководитель пострадавшего юридического лица, который, естественно, спасался в данной экстренной ситуации, как мог, причем ЗАКОННЫМ способом (пока не доказано иное)?

    А то у нас законы принимаются в режиме скороговорки-конвейера: включите режим голосования — покажите результат — решение принято, и так по 20 штук законов за раз, некоторые после первого чтения сразу же в целом. Это нормально? А потом верховный суд начинает закручивать гайки. За что? Что сделал верховный суд для защиты работников этого юридического лица, которые могли остаться, а может и остались, без заработной платы, возможно, остались на улице без работы, потому что кто и за счет чего будет оплачивать аренду помещения, в котором они сидели? Об этом подумал верховный суд? У нас так — юридическое лицо, значит какие-то мошенники. А то, что за юридическим лицом стоят обычные люди, которые пострадали так же, как и обычные вкладчики — это верховному суду не интересно.

    То хочет запретить переуступку прав требования банков коллекторам — там вообще ЮРИСТЫ есть?

    +1

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: ««Нехороший прецедент. Суд приговорил к уголовному сроку вкладчицу, пытавшуюся спасти свои деньги, когда банк шел к банкротству».» 1 звезд из 5 на основе 5 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации