Защитникам, оказывающим помощь по административным делам,  должна быть известна выведенная как под копирку формула из текста решения по делу об административным правонарушении:
«… суд  принимает  в качестве доказательства  показания допрошенных свидетелей – инспекторов ДПС, поскольку указанные свидетели не являются лицами, заинтересованными в исходе дела, у суда не имеется оснований относится к показаниям допрошенных свидетелей критически…». Аналогичную ситуацию описывает  консультируемый  на страницах Праворуба.

Из текста обращения следует, что свидетельские показания сотрудника ДПС используются для восполнения пробелов административного материала, составленного в отношении гражданина. Автором обращения ставится под сомнение возможность допросить инспектора, поскольку последний является лицом заинтересованным в исходе дела. Так ли это?

Действительно, в практике все более актуальным становится вопрос о том, могут ли свидетельские показания инспекторов ДПС, составивших административный материал, использоваться в качестве доказательств по делу.

Проанализируем действующие нормы КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Как видим из нормы статьи никаких запретов или ограничений на допрос в качестве свидетеля по делу лица, заинтересованного в исходе дела, не имеется.

Исключением из этого правила  является правило, изложенное в ст. 25.7 КоАП РФ: 

«1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

По правилам ч. 2. присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии».

В соответствии с ч. 5 той же статьи в случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Институт понятых является гарантией обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ). Из этого можно сделать вывод, что в административном процессе все же имеются лица заинтересованные в исходе дела:  государство с одной стороны, и лицо, в отношении которого имеется подозрение в совершении правонарушения – с другой.

О наличии  конфликта интересов в публичном споре между государством и лицом, в отношении которого ведется производство по делу, указывает также ст. 25.12 КоАП РФ:

1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Итак, лицо, составившее протокол по административному делу, иной административный материал, который служит доказательством вины привлекаемого к административной ответственности, является  лицом, заинтересованным в исходе дела. Однако,  КоАП РФ  не содержит запрета о допросе  в качестве свидетеля по делу любого  лица, в том числе заинтересованного (кроме понятых) в исходе дела.

И все же допросить инспектора ДПС, составившего административный материал, в качестве свидетеля  можно не во всех случаях. 

Доказыванию по делу об административных правонарушениях подлежат обстоятельства, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ.

Доказательствами  по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ), в частности,  являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, составляемые сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела.

Судья после поступления административного материала в порядке подготовки к рассмотрению дела проверяет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В случае, если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья установит, что протокол и другие материалы дела составлены неправомочными лицами, протокол и другие материалы дела составлены неправильно либо материалы представлены не полно, и неполнота материалов не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья выносит определение о возвращении  протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол для устранения допущенных недостатков (ст. 29.4 КоАП РФ).

Следует учитывать, что возможность вернуть органу или должностному лицу материалы для исправления имеется только при подготовке к рассмотрению дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ  в  протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Законодательно неразрешенным остался вопрос о том, что можно считать недостатками административного материала, а также его неполноту, которые нельзя восполнить в судебном заседании.

Ответ на этот вопрос отчасти можно найти в руководящей практике Верховного Суда РФ:  пункт 4  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Необходимость вернуть неправильно составленные  протокол и другие неправильно или неполно оформленные  материалы  в порядке подготовки  дела является реализацией конституционного принципа недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

Теперь можно сказать, что допрос инспектора ДПС в качестве свидетеля при рассмотрении административного дела для восполнения пробелов административного материала недопустим, а возможен для установления лишь тех обстоятельств, которые не подлежат обязательному включению в протокол об административном правонарушении и другие протоколы по административному делу.

Автор публикации

Адвокат Астапов Максим Сергеевич
Москва, Россия
Сложные экономические споры, включая строительные, корпоративные споры, банкротство, споры с жилой и нежилой недвижимостью. Участие в арбитражных судах в Москве и в регионах, опыт в Верховном Суде.

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Астапов Максим, jenny, nota-bene, Malyy, rudkovskaya, marinalening, MZR2008, Шарапов Олег
  • 23 Октября 2012, 11:58 #

    Всё это конечно интересно и правильно, но сама возможность возвращения административного материала, как впрочем и уголовного дела, на мой взгляд, является прямым нарушением принципа процессуального равенства сторон, т.к. у стороны обвинения есть возможность восполнить и дополнить материалы дела, а у лица привлекаемого к ответственности нет.

    +4
    • 23 Октября 2012, 12:12 #

      Согласен, как впрочем многое в административном процессе — например отсутствие принципа состязательности сторон, обвинительная функция суда и т.п.
      Однако, изложенная в статье точка зрения, прежде всего, основана на имеющемся инструментарии, действующем законе и имеет прикладной характер. Я бы, например, ввел принцип допустимости доказательств — прямой запрет на использование в доказывании вины иных видов доказательств обстоятельств дела, если данные обстоятельства подлежат доказывания только определенными средствами, например, протоколом.

      +4
      • 23 Октября 2012, 12:28 #

        Уважаемый Максим Сергеевич,
        принцип допустимости доказательств В нашем, реальном административном процессе, это звучит как сказка, как мечта… к сожалению, пока призрачная.

        А уж о вынужденно-обвинительной функции суда в административном процессе, и говорить не приходится.

        +4
        • 23 Октября 2012, 17:40 #

          7. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
          При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
          Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
          (ред. от 10.11.2011)
          «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»



          Уважамемый Иван Николаевич,
          полюбопытствуйте как решает этот вопрос ВАС. Признаюсь, считал, что он всегда на шаг впереди судов общей юрисдикции.

          0
          • 27 Октября 2012, 04:04 #

            В практике арбитражных судов есть такая фраза: «Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует, в связи с чем административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлеченное к административной ответственности, административное правонарушение.»
            В судах ОЮ об этом только помечтать.

            +2
  • 23 Октября 2012, 13:17 #

    Максим Сергеевич, спасибо за отличный анализ нашего законодательства.
     Теперь можно сказать, что допрос инспектора ДПС в качестве свидетеля при рассмотрении административного дела возможен для установления лишь тех обстоятельств, которые не подлежат обязательному включению в протокол об административном правонарушении и другие протоколы по административному делу.Нужно лишь положить этому бурное начало  в судебной практике. 

    +1
  • 23 Октября 2012, 13:39 #

    Спасибо за познавательную и актуальную статью, Максим Сергеевич. Ещё какой прикладной характер

    +2
  • 23 Октября 2012, 14:00 #

    суд принимает в качестве доказательства показания допрошенных свидетелей – инспекторов ДПСГлава Мосгорсуда Ольга Егорова: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру». «Российская газета» — Федеральный выпуск №4982 .

    А вот что  гласит федеральный закон.
    Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
    / Презумпция невиновности/
    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Делаем выводы! 8)

    +4
  • 23 Октября 2012, 14:49 #

    Уважаемый Максим Сергеевич, с большим вниманием прочитала Вашу статью.

    Отличный анализ и выводы. Очень хочется увидеть все это в широком применении на практике в суде! :)

    +1
  • 23 Октября 2012, 22:37 #

    Максим Сергеевич, спасибо. Я просто представляю, Вашу статью использовать в выступлении по какому-нибудь административному делу. Суд будет плакать. У них же все отчеканено. У меня был случай, когда я обжаловала постановление об административном правонарушении, а там, о чудо, никак нельзя было его оставить в силе. Так суд битый час чуть не плача рылся в «Консультанте», искал что-нибудь, что бы отказать мне. А там — никак. А сотрудник ДПС сидит и молится: ваша честь, если отмените, то не по моей вине? А, нет, суд неправильно что-то там сделал, слава богу. Поистине, кто был в суде, тот в цирке не смеется.

    +2
  • 26 Октября 2012, 10:45 #

    Как правило инспектора ДПС работают в паре. Один составляет протокол и вписывает туда напарника в качестве свидетеля. Напарник не заинтересованное лицо, поскольку он протокол не составлял. Вот и вся дискуссия.

    +1
    • 26 Октября 2012, 12:56 #

       Напарник не заинтересованное лицо, поскольку он протокол не составлял
       КоАП РФ  не содержит запрета о допросе  в качестве свидетеля по делу любого  лица, в том числе заинтересованного (кроме понятых) в исходе дела.

      0

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Свидетель в погонах» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации