По данному вопросу уже писались статьи и высказывались мнения, проводились митинги и пикеты протеста, собирались подписи граждан, но проблемы это не решило.
Ювенальная юстиция фигурирует во многих историях по изъятию детей из семьи (информацию о наиболее нашумевших можно найти в сети Интернет), – в одних случаях, служба опеки забирала детей из семьи под надуманным предлогом, прикрываясь законом, а в других случаях, действия опеки были совершенно необходимы и оправданы.
Возникает масса вопросов о ювенальном законодательстве: где ведется пропаганда, с использованием средств массовой информации, оправдывающая действия служб опеки и попечительства, а где реальная необходимость в защите прав ребенка? А самое главное — для чего эта ювенальная юстиция нужна, откуда вообще взялась, как возникла и развивалась в России, каково ее практическое применение, несет ли угрозу для российской семьи? Хотелось бы тщательно во всем этом разобраться.
Все началось очень давно. Мировая история такова, что в прошлом участь несовершеннолетних правонарушителей была весьма жестокой: малолетних обвиняемых суды приравнивали к взрослым преступникам, соответственным было и наказание. Есть позорные пятна в истории некоторых, ныне цивилизованных стран, когда детей казнили за совершение преступления.
И, лишь в 1890 году, сначала в Австралии, затем в Канаде (1894г.) и в США (1899 г.) были учреждёны первые в мире ювенальные суды.
Ювенальные суды – это система специальных судов, созданных для совершения отдельного (более мягкого) правосудия в отношении несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция – это судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.
Ювенальные технологии – комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.
В России, ювенальная система начала свое существование с сентября 1995 года, когда был издан указ Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от 14.09.1995г., утверждающий «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года».
Вскоре, в декабре 1995 года принят Семейный кодекс РФ, п. 2 статьи 56 которого позволяет несовершеннолетним самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства с жалобами на нарушение их прав и интересов со стороны родителей, а с 14-летнего возраста – в суд.
Наличие п. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ обязывает любого гражданина, которому стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, а также о нарушении его прав, «сообщить об этом в орган опеки и попечительства».
В 1998 г. утвержден Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором законодательно впервые введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к которым отнесены весьма широкие категории детей, признающиеся нуждающимися в помощи социальных служб.
В 2008 г. принята глава 22 Семейного кодекса РФ, согласно которой дети, признанные по решению суда оставшимися без попечения родителей, помещаются в специальные учреждения и, в дальнейшем могут быть устроены в новые семьи.
Все эти, и многие другие статьи и законы, принятые в Российской Федерации за последние годы, усилили роль опеки и создали лишь систему контроля за семьей, вместо оказания помощи семье, — этот факт в настоящее время признают многие эксперты, обеспокоенные перспективой дальнейшего развития российского ювенального законодательства по «европейской» схеме.
Изначальный смысл создания ювенального законодательства – «детские» суды, давно утратил свой приоритет в развитии системы особого судопроизводства для несовершеннолетних. Достаточно сравнить количество законов, принятых за последние 20 лет в России, по тем двум направлениям, в которых движется ювенальное законодательство: социальному и судебному.
Развитие уголовно-правового режима несовершеннолетних в России.
В Российской Империи уголовная ответственность была ограничена возрастом 7 лет, с 1903 г. граница поднялась до 10 лет.В Советском Союзе возраст уголовной ответственности несколько раз менялся, последние изменения оставили наступление уголовной ответственности с 16 лет, дела таких лиц рассматривала специальная комиссия по делам несовершеннолетних.
С 1996 г. и по настоящее время, согласно ст. 87 Уголовного кодекса, принятого Государственной думой «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет». Таким образом, согласно существующего Российского законодательства, лица до 14 лет не подлежат уголовной ответственности.
Созданные в советское время комиссии по делам несовершеннолетних работают и поныне, их деятельность основана на действующих федеральных законах, основным из которых является ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 г.
Согласно данного федерального закона, несовершеннолетние, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа по устранению безнадзорности и правонарушений, имеют права, в том числе:
— На гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение,
— На поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества,
— На получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества,
— На обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.
В 2011 году утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Согласно п. 2 данного Постановления, Российским судам, при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, наряду с соблюдением УК и УПК РФ надлежит учитывать:
— положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),
— Конвенции о правах ребенка (1989 г.),
— Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.),
— Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.),
— Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.).
Укрепляет позиции ювенальных технологий п. 44 настоящего Постановления:
Судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления…
Возникают закономерные вопросы. Не слишком ли много дано прав малолетним преступникам? Не слишком ли мало возложено на них ответственности? Может стоит ввести порог наступления уголовной ответственности, как это было в Царской России, с возраста 7-10 лет? Ведь современные детки уже не те, что были 20 лет назад. Средняя возрастная планка детской преступности неуклонно снижается.
Многие дети (даже вполне себе благополучных родителей) рано начинают курить, пробовать алкоголь и наркотики, рано начинают половую жизнь. Эти детки «трясут» со своих родителей модные шмотки, «айфоны» и карманные деньги на «красивую» жизнь, реклама которой щедрым потоком льется на них отовсюду! Они слишком рано стремятся познать все «прелести» взрослой жизни, но вот ее мудрая изнанка – в виде ответственности, в том числе уголовной, им доступна только с 14 лет, да и то, лишь по отдельным статьям УК.
Согласитесь, несправедливо, когда на свободе гуляет 12-13-летний преступник, который уже довольно опытен для своих лет! Его брали на «дело» (и не один раз) более взрослые товарищи только для того, чтобы было кому взять всю вину на себя в случае чего! Потому что, пока не стукнуло 14 лет, он «выходит сухим из воды» и этим пользуются в криминальном мире: подросток способен сделать немало противоправного, но в силу возраста не подлежит уголовной ответственности.
Печально наблюдать, как принципы правосудия зачастую оказываются бессильны при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. Связка «преступление-наказание» не работает, ведь с великовозрастным «что-то натворившим» чадом сначала будут долго возиться, проводить профилактические и прочие упреждающие мероприятия, а то и вовсе ничего делать не будут.
Давно известно, что никакая личность не может нормально развиваться без разумных рамок и ограничений. А в наше время многие родители не могут (читай – не хотят) урезонить своих чад, потому что не воспитывают их. Точнее давно выпустили процессы воспитания из-под своего контроля и заняты иными, более важными, как им кажется, делами: работа, телевизор, интернет, соцсети – список может быть огромным, придумайте сами, что вам больше нравится.
Почему? Потому что воспитание – это чудесный процесс, но зачастую он требует усилий, причем в первую очередь над собой, - а это так сложно! К тому же, «яблоко от яблони» – тем, что подхватили их дети, многие взрослые сами давно увлечены – процессами потребительства, безнравственной жизни, бездуховности. Многие давно переживают, что большинство сегодняшних подростков ни к чему не стремится, погрязло в материализме. А вы спросите: к чему стремятся и о чем мечтают их родители?
И если все это происходит в семьях, с детьми, у которых есть родители, что говорить о детях, воспитывающихся в детских домах, или о беспризорниках? Детские дома могут обеспечить лишь материальным, мало кто из детей по-настоящему «воспитывается» там.
Ведь дать воспитание могут только родители, — это функция семьи! Та самая, которую пытаются у нее отнять, подсунув взамен суррогат, сведя деятельность семьи лишь к обеспечению вещественными благами, уровень достаточности которых устанавливается законодательно и проверяется специальными чиновниками. Неужели мы к этому и придем?
Лично у меня зашкалило количество вопросов по данной теме, и я знаю, как ответить на многие из них (…много прав, …мало обязанностей, …стоит изменить, …несправедливо, …не нормально).
Но логично возникают другие вопросы: как вырулить из этого ювенального тупика? Что можем сделать мы вместе и лично каждый в отдельности? Понятно, что надо менять саму суть законов, но кто этим будет заниматься? Возможно, что кто-то уже давно ломает копья над решением этих вопросов. Понятно, что это не те люди, которым сейчас дана власть. Неужели мы подошли к той ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят»?..
Я считаю, что совсем необязательно дожидаться кардинальных перемен в нашей власти и в обществе, — этого может никогда не случиться. Человек не может изменить весь мир, но он может изменить то, что ему по силам – свой маленький мир, достаточно начать человеку с самого себя.
Если каждая семья перетряхнет свою систему ценностей и поставит воспитание своих детей на первый план, то уже начнутся перемены. Правда огорчу любителей мгновенного эффекта – воспитание детей это длительный процесс, поэтому не ожидайте сразу всего и много.
Давайте поправим свои мозги на место и возьмем наконец ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Не будем больше давать средствам массовой информации манипулировать собой, выключим «зомбоящики», выйдем из соцсетей, будем приходить вовремя с работы, будем общаться с нашими детьми, играть, рисовать, читать книги, посетим театр или музей, сходим в церковь (может и не раз!), научим детей уважать не только себя, но и других людей. С ними будем учиться и мы сами, чему-то новому и хорошему.
И мы ни за что не дадим в обиду наши семьи и наших детей, мы будем защищать свои права, если это потребуется! Ведь правда?