Данная публикация представляет собой краткий обзорный путеводитель (модуль)  по судебным делам, в которых выработаны правовые позиции по вопросам, касающимся статуса, порядка получения и правового значения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ.)
 
Нормативные акты.
 
Градостроительный Кодекс РФ  (ГрК РФ)
 
ФЗ  от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» 
 
ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 
 
Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка»
 
Приказ Минрегиона РФ от 11.08.2006 N 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка»
 
Письмо Госстроя от 17.12.2012 N 3427-ВК/11/ГС О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана

Муниципальное регулирование (на примере г. Владимира)

Постановление главы Администрации г. Владимира от 15.03.2013 № 888 Об утверждении перечня документов для предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков»

Судебная практика.

Обзор судебной практики ВС РФ за второй квартал 2013 года (судебная практика по административным делам)
 
Судебное оспаривание градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ): практика Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда.

Понятие и состав ГПЗУ.

Как следует из ст. 44 ГрК и сложившейся судебной практики,
 
ГПЗУ — сводный справочный, а не правоустанавливающий документ, в котором содержится определенная информация:
  • о  границах земельного участка; 
  • границах зон действия публичных сервитутов; 
  • минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 
  • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента),  при этом в ГПЗУ, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
  • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
  •  информация о ТУ подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • информация о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав ГПЗУ может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
 
Получение ГПЗУ.
 
При рассмотрении заявления о выдаче ГПЗУ администрация  не вправе требовать от заявителя предоставления документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности (паспорта).
 
Именно такую правовую позиция выработал Верховный суд РФ, которая попала в  Обзор судебной практики ВС РФ за второй квартал 2013 года.
 
Г. обратилась в администрацию г. Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного в г. Рязани, для дальнейшего получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок и паспорт собственника земельного участка.

 10 мая 2002 г. администрация г. Рязани письмом фактически отказала в выдаче испрашиваемого градостроительного паспорта земельного участка в связи с непредставлением в полном объеме необходимых документов, сообщив, что градостроительный паспорт будет изготовлен в случае предоставления кадастрового паспорта земельного участка, технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и материалов действующей (актуализированной) топографической съемки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях в масштабе 1: 500, выполненной в соответствии с «Техническими требованиями к цифровым картографическим материалам и порядку их создания на территории города Рязани», утвержденными постановлением администрации г. Рязани от 26 августа 2009 г. № 6052. 
Г., посчитав, что действия органа местного самоуправления не соответствуют требованиям закона и нарушают ее права, обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными требование представить дополнительные документы и отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязать администрацию г. Рязани подготовить, утвердить и выдать ей испрашиваемый документ без взимания платы. 

Решением Советского районного суда г. Рязани от 26 июня 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 22 августа 2012 г., в удовлетворении заявления отказано. 

Определением судьи Рязанского областного суда от 15 октября 2012 г. отказано в передаче кассационной жалобы Г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Г. просила данные судебные постановления отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
 Отказывая в удовлетворении заявления и признавая оспариваемые заявителем действия органа местного самоуправления правомерными, суд первой инстанции исходил из того, что требование администрации г. Рязани о представлении Г. дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана, основано на положениях действующего законодательства и не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, который не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя.

Свои выводы суд обосновывал положениями ст. 44 ГРК РФ, регулирующими вопросы составления ГПЗУ, а также Инструкции о порядке заполнения формы указанного паспорта, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, а также сослался на приказ названного министерства от 10 мая 2011 г. № 207, которым утверждена форма ГПЗУ. С такой позицией согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда, полагая, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону, требование о представлении дополнительных документов для изготовления градостроительного плана земельного участка обоснованно, поскольку без сведений, содержащихся в них, невозможно заполнить форму, установленную федеральным нормативным правовым актом.

Довод заявителя о нарушении администрацией г. Рязани положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающих требовать от заявителя представления информации и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением  государственной или муниципальной услуги, апелляционной инстанцией признан несостоятельным.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (чч. 1, 2 данной статьи). Согласно положениям ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных чч. 1 – 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица. 

 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 207, на который указал в своем решении Советский районный суд г. Рязани, также не содержит никаких предписаний о представлении лицом, подавшим заявление о получении градостроительного плана земельного участка, кадастрового паспорта земельного участка, технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, материалов действующей (актуализированной) топографической съѐмки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях в масштабе 1: 500 и иных документов, содержащих сведения, необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

В связи с изложенным является неправильным вывод апелляционной инстанции о несостоятельности довода Г. о нарушении администрацией г. Рязани положений п. 1 ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, запрещающих органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила заявленные Г. требования удовлетворить.
 
Определение № 6-КГ12-11
 
Следует отметить, что подобного рода ситуация имеет место быть во всех регионах России, в том числе во Владимире.
 
Главная сложность выполнения  незаконных условий муниципальных актов состоит в получении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
 
На практике получение ТУ от Горгаза, РКС, Горэлектрорсети, Горводоканала может затянуться на долгие месяцы и даже годы, при этом необходимо потратить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Вывод

Теперь, в случае получения такого отказа со стороны местной Администрации, у заявителей есть судебная перспектива.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.ГПЗУ - образец1.6 MB
2.Владимирский регламе​нт ГПЗУ61.6 KB
3.Перечень документов ​для ГПЗУ (Владимир)53.7 KB
4.Верховный суд ГПЗУ813.1 KB

Автор публикации

Юрист Ермоленко Андрей Владимирович
Владимир, Россия
1. Ведение дел в судах Владимирской области, Москвы.
2. Представительство в госорганах.
3. Недвижимость, строительство, земля. 4. Семейные споры и раздел имущества. 5. Жилищные и наследственные.

Да 15 15

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Ермоленко Андрей, lawer-soldatenkov, Климушкин Владислав, Шарапов Олег, mcnp-novoross, Горчаков Александр, nataljutrobina
  • 22 Ноября 2013, 22:23 #

    Уважаемый Андрей Владимирович!
    А как же чиновникам вот без этого
    Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

    +5
    • 22 Ноября 2013, 22:30 #

      Евгений Алексеевич, по моим наблюдениям, процентов 70 юристов совершенно не знают и не понимают ГрК и не читают обзоров ВС РФ. А про наших предпринимателей я вообще молчу. Так что чиновники голодными не останутся. (smoke)

      +2
      • 22 Ноября 2013, 22:49 #

        А я Вам больше скажу, большинство участников ПРАВОРУБа не читают даже тех документов, которые автор  крепит к статье!?:?
        А Вы про Высокое?(giggle)

        +1
      • 22 Ноября 2013, 23:00 #

        Прочитал ещё раз и поставил себе звездочку в избранное!(Y)

        +2
      • 26 Ноября 2013, 16:56 #

        Андрей Владимирович, думаете чиновники град.комов читают или что-то понимают в ГрК ? (giggle)

        +1
        • 26 Ноября 2013, 17:15 #

           Александр Николаевич, некоторые очень даже в нем разбираются, только делают вид под дурачка (дурочку), они так денег вымогают…

          +1
          • 26 Ноября 2013, 18:23 #

            Андрей Владимирович, ну вот не давать им денег. А дурачков из них изгонять! Тут на Праворубе несколько интересных статей на эти темы, как чинуш на место поставить. Часто они забывают, что для людей работают.

            +1
      • 24 Апреля 2015, 19:25 #

        Доброго времени суток Андрей Владимирович! Прочитала Ваши публикации и впечатлилась. У меня, начинающего юриста, проблемка иного характера. Очень хороший человек обратился ко мне за разъяснениями, а я то ещё «плаваю». Суть вопроса:  земляк обратился в администрацию МО, попросил изготовить план земельного участка и приложил чертеж с желаемым видом строения, градостроительный план изготовили, глава администрации утвердил, но такое расположение строения не понравилось самому владельцу земли. Какие нормативные документы мне нужно поизучать  или изменить градостроительный план не реально?

        +1
        • 24 Апреля 2015, 22:19 #

          Существует такое понятие как областные нормативы проектирования и градостроительства…

          +1
          • 25 Апреля 2015, 07:57 #

            Благодарю Андрей Владимирович! А ещё я посмотрела, что в зависимости от класса огнестойкости зависит противопожарный разрыв. Но ведь начальник управления градостроительства — это не специалист по определению класса огнестойкости, хотя спокойно указал в ГПЗУ, что разрыв должен быть 10 метров (т.е. степень огнестойкости здания 3).

            +1
  • 23 Ноября 2013, 11:54 #

    Еще мало кто разобрался в нашем Градостроительном кодексе, слишком много намешано до уровня инструкций на местах.

    Думаю необходимо при случае оспаривать явно не соответствующее федеральному законодательству Постановление Администрации или лучше натравить на Администрацию прокуратуру. Уже больше года чиновники не вправе требовать при оказании государственных услуг документы находящиеся в распоряжении органов власти.

    +4
  • 23 Ноября 2013, 19:41 #

    Главная сложность выполнения  незаконных условий муниципальных актов состоит в получении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
    Андрей Владимирович, так вроде проблемы с подключением объектов к сетям отрегулированы Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83
    «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»?
    Там и сроки установлены и порядок. Вот недавно только решали эти вопросы и как-то не было проблем…

    +2
  • 26 Ноября 2013, 03:01 #

    Даже не стал читать.
    Просто сложил в копилку. (+)

    +1
  • 26 Ноября 2013, 09:53 #

    Градостроительный план получен через 11 месяцев после обращения, таковы процессуальные сроки http://kraevoi.krd.sudrf.ru/...490655&delo_id=5&text_number=1

    +1
    • 26 Ноября 2013, 18:33 #

      пдф не знаю как, а ссылка вроде работает, можно посмотреть на сайте краснодарского краевого суда поиск по номеру дела 33-19603/2013

      +1
    • 26 Ноября 2013, 18:53 #

      Как нибудь соберусь, там объем большой надо время выбрать. Обращение (срок 1 мес… отказ) — обжалование главе МУ (срок 1 мес… отказ) — заявление в районный суд (дней 35 с момента подачи… отказ — в законную силу ждем 1 мес. — потом апелляция — дней 50… удовлетворено — 20 дней возврат дела в райсуд — 12 дней выдача исполнительного — 5 дней возбуждение ИП ну и наконец результат. При этом вначале была еще банальная переписка с муниципальными чиновниками (безрезультатно) жалобы от прокуратуры до администрации президента (безрезультатно), правда из зак. собрания края прислали заключение о незаконности действий муниципалитета, но при этом естественно никого не наказали. Вообще делом занимался для себя лично сильно не торопясь и скорее из спортивного интереса. А так в деле более 100 листов — типичный образец чиновничьего беспредела.

      +1
    • 04 Октября 2014, 16:27 #

      В тексте статьи сделана ссылка на 


      Судебное оспаривание градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ): практика Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда.


      По просьбе авторов указываю ссылку на их сайт - http://pirks.ru/

      +1
    • 18 Декабря 2014, 14:47 #

      Практическая реализация законодательства о ГПЗУ: здесь и здесь

      +1

    Да 15 15

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Градостроительный план земельного участка в г. Владимире » 3 звезд из 5 на основе 15 оценок.
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации