Вопрос: может ли бывший учредитель организации или конкурсный управляющий участвовать в процессе как потерпевший? В суде сторона защиты обосновывала незаконность привлечения в качестве представителя ликвидированного юридического лица-потерпевшего конкурсного управляющего Т., однако ни суд первой, ни апелляционной инстанции эти доводы не услышал.
Ø Пример из практики
Ч. признан виновным в совершении не позднее ДД.ММ.ГГГГ открытого хищения не менее 50 железобетонных фундаментных блоков, находившихся в стенах навозохранилищ, входящих в единый комплекс по выращиванию скота принадлежащий СПК <данные изъяты>», арендованный ООО «<данные изъяты>», руководителем которого был ФИО1, расположенный в <адрес>, организовав их демонтаж, погрузку и вывоз, чем причинил материальный ущерб СПК «<данные изъяты>» на сумму не менее 53 628 рублей.
Действия Ч. квалифицированы ч. 1 ст. 161 УК РФ.
27.02.2013 г. в рамках заседания суда первой инстанции защитником было заявлено ходатайство об исключении из числа потерпевших Межрайонной ИФНС по Самарской области, ОАО «С.», ОАО «У.», которые являлись кредиторами в рамках конкурсного производства, но реального ущерба в результате преступления им причинено не было. А привлекли их в качестве потерпевших приблизительно с такой формулировкой: «В результате хищения имущества обвиняемым уменьшилась конкурсная масса, и кредиторы получат меньше, чем могли бы». Суд удовлетворил ходатайство стороны защиты в полном объеме.
Однако 08.04.2014 г. через несколько минут после открытия судебного заседания и до выполнения судом процессуальных обязанностей, предусмотренных главой 36 УПК РФ, председательствующий-судья предъявил стороне защиты два постановления. Постановлением от 08.04.2014 г. признавалось ошибочным привлечение по настоящему уголовному делу в качестве потерпевшего общества с ограниченной ответственностью «П.», Межрайонной ИФНС № по Самарской области, ОАО «С.», ОАО «У.». Постановлением о допуске для участия в уголовном деле представителя потерпевшего от 08.04.2014 г. Т. как представитель СПК «» (бывший конкурсный управляющий) на момент совершения преступления, допущена к участию в рассмотрении уголовного дела.
Процессуальное решение судьи о привлечении в качестве представителя потерпевшего Т. сделало фактически неисполнимым возможное решение суда о возмещении вреда такому потерпевшему, как по результатам рассмотрения уголовного дела, так и по результатам рассмотрения гражданского иска в порядке, предусмотренном ГПК. Как следует из смысла абз. 7 ст. 220 ГПК РФ, указанная правовая норма предусматривает обязанность суда прекратить производство по делу в случае, если после ликвидации организации, являвшейся стороной по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство. Сам по себе он направлен на пресечение рассмотрения дела судом с вынесением судебного постановления, которым решался бы вопрос о правах и об обязанностях ликвидированного юридического лица при невозможности вступления в дело правопреемников.
Ø Доводы стороны защиты
В соответствии с п. 6 ПП ВС от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» в случае, когда потерпевшим признано юридическое лицо, его права и обязанности в суде согласно части 9 статьи 42 УПК РФ осуществляет представитель, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом. Когда в судебном заседании участвует руководитель предприятия, учреждения (организации), его полномочия должны быть удостоверены соответствующей доверенностью или другими документами. По смыслу части 1 статьи 45 УПК РФ, представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут выступать не только адвокаты. Полномочия таких лиц подтверждаются доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо заявлением потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя в судебном заседании. Суд, принимая решение о допуске представителя с учетом данных о его личности, должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу представителя потерпевшего или гражданского истца.
Кроме того, законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица. Таким образом, все правомочия, как самого потерпевшего, так и его представителей в уголовном процессе, определяются и являются производными от их статуса и правомочий, установленных нормами гражданского права. Соответственно, при разрешении вопроса о допуске к участию в уголовном процессе представителя потерпевшего и гражданского истца (юридического лица) суд обязан руководствоваться нормами ГК РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «Понятие юридического лица» юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с определением арбитражного суда Самарской области от 10.06.2009 г. конкурсное производство в отношении СПК «»- завершено.
В соответствии со ст. 129 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника. В соответствии со ст. 149 указанного ФЗ после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Потерпевшим в уголовном процессе признается потерпевший от преступления, а в случае его смерти (физическое лицо) либо прекращения существования (юридическое лицо), его родственник либо правопреемник. Согласно части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В силу части 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, СПК "" ликвидирован без правопреемства, и как юридическое лицо прекратило свое существование.
Из изложенного следует, что с момента ликвидации юридического лица прекращаются все полномочия как самой организации, так и ее исполнительных органов, представителей, и участников (учредителей).
При этом в связи с ликвидацией потерпевшего никакие решения в отношении него — несуществующего юридического лица — уже не могут быть приняты в принципе. Отсюда участие в уголовном процессе представителя несуществующего потерпевшего противоречит принципу состязательности сторон (ст. 16 УПК РФ), так как предоставляет стороне обвинения преимущества, не предусмотренные нормами закона, и необоснованно ухудшает положение подсудимого.
Именно поэтому прекращение существования, а именно ликвидация юридического лица, ранее признанного потерпевшим, приводит к аннулированию полномочий этого юридического лица в уголовном процессе и, следовательно, к прекращению полномочий его представителя. Иное означало бы, что представитель действует не в интересах представляемого лица (которого нет), а в собственных интересах или в интересах иных лиц, что противоречит его процессуальному предназначению.
Ø Позиция суда (Апелляционное постановление Самарского областного суда)
Утверждения защиты о том, что потерпевшим судом признано ненадлежащее лицо, не основаны на исследованных материалах дела. Судом установлено, что арбитражным управляющим на проведение окончательной процедуры банкротства СПК <данные изъяты>» была назначена Т., которая совершенно справедливо была признана потерпевшей на момент совершения открытого хищения принадлежащего этому СПК имущества, находящегося в аренде ООО «<данные изъяты>», директором которого был ФИО1, не имеющий права на его отчуждение.
ü По согласованию с доверителем адвокаты бюро будут добиваться справедливости в суде кассационной инстанции.