Вопросы о размещении на различных сайтах в сети «Интернет» персональных данных пользователей (ПД), появляются на Праворубе с завидной регулярностью, однако, содержание как самих вопросов, так и ответов на них, свидетельствует о том, что далеко не все правильно понимают, что же такое персональные данные, каков их юридический статус, кто, и что может делать с персональными данными пользователей web-сайтов.

Поскольку мне, в качестве официального представителя портала Праворуб, регулярно приходится давать ответы на всевозможные запросы и жалобы, я попробую в этой статье разъяснить, что же это за зверь такой, и что делать в той или иной ситуации, касающейся персональных данных и их обработки.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 закона РФ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, персональные данные это:

любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)

Таким образом, на сегодняшний день, благодаря «бесконечной мудрости» и «прозорливости» наших законодателей, к персональным данным, теоретически, можно отнести почти всё, что гражданин (субъект персональных данных), либо любой государственный «контролёр» посчитает, прямо или косвенно, относящимся к конкретному физическому лицу.

Именно столь бесконечно широкое определение и вводит большинство граждан, в т.ч. и должностных лиц надзирающих и контролирующих органов, в заблуждение относительно ключевого понятия объекта правовой защиты.

Понять, что же всё-таки относится к защищаемым законом персональным данным, проще всего путём исключения из вышеприведённого определения всего того, что к ним (ПД), не относится, а перечень таких исключений прямо перечислен в ч. 2 ст. 1 закона № 152-ФЗ, т.е. личные архивы физических лиц, государственные архивы, и многочисленные государственные информационные системы этим законом не регулируются и персональными данными не являются.

Однако, даже в тех случаях, когда сведения о гражданине относятся к категории персональных данных, далеко не всегда сам субъект персональных данных вправе требовать их изменения или удаления.

Не буду утомлять читателя перечислением всех многочисленных целей и условий сбора, хранения, и обработки персональных данных, а вновь обращу внимание на исключения, то есть те случаи, когда субъект персональных данных фактически утрачивает право и возможность повлиять на сведения (информацию, ПД) о себе любимом, находящуюся у иных лиц — операторов персональных данных.

Субъект персональных данных фактически утрачивает право требования удаления информации (сведений) о себе, когда имеется совокупность обстоятельств, указанных в п. 10 или 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», то есть в тех случаях, когда гражданин сам сделал сведения о себе общедоступными (например — опубликовал в СМИ или сети «Интернет»), либо эти данные подлежат обязательному опубликованию (например — сведения о кандидатах в депутаты или данные реестра адвокатов).

Собственно именно об этом и говорится в преамбуле пользовательского соглашения (ПС) портала «Праворуб», как и большинства других приличных сайтов:

Пользователь безвозмездно и бессрочно передает Владельцу сайта право использования своих произведений, сбор, обработку и опубликование своих персональных данных, в том числе своих изображений, и контактных данных

Здесь стоит напомнить, что на Праворубе, как и абсолютном большинстве web-сайтов, ничего нельзя написать без прохождения процедуры регистрации и прямого подтверждения своего согласия с условиями пользовательского соглашения.

Конечно далеко не все пользователи, даже после регистрации на сайте, удосуживаются прочесть условия пользовательского соглашения, но поставив «галочку» в регистрационной форме сайта, Вы уже совершили полный и безоговорочный акцепт (ст. 437 ГК РФ) и заключили договор с владельцем сайта на условиях пользовательского соглашения.

Применительно к порталу «Праворуб», необходимо учитывать так же его особенности, в частности — систему аутентификации пользователей профессиональных категорий, и систему разграничения уровней доступа к различному контенту, и если с профессионалами, подтвердившими свою категорию, всё понятно, то с неаутотентифицированными пользователями (гости и энтузиасты) картина иная.

Если о пользователях профессиональных категорий владельцам портала известно достаточно много, то о «гостях» известно только с какого адреса электронной почты проведена регистрация аккаунта и IP-адреса с которых осуществлялась авторизация пользователя.

Однако, эти данные (E-Mail & IP), даже с большой натяжкой, вряд-ли можно отнести к категории персональных данных, поскольку сами по себе они человека однозначно не идентифицируют.

Точно так же, как не являются персональными данными всевозможные «ники» — псевдонимы, в качестве которых могут использоваться хоть собачьи клички, хоть названия любимых чипсов пользователя, и это (по крайней мере пока) право пользователя, не претендующего на получение профессиональной категории, и желающего сохранить свою анонимность, что коррелирует с отнесением к адвокатской тайне даже самого факта обращения гражданина за юридической помощью.

Тем не менее, «особо одарённые» пользователи, частенько не задумываются о последствиях своего поведения и имеющихся на большинстве сайтов технических ограничениях возможности позднего редактирования своих публикаций и комментариев, и «смело» указывают на своих личных страницах и в собственных «произведениях» массу информации о себе, а потом, опомнившись (порой через несколько лет) требуют удалить всю их писанину.

Естественно, всем таким «опомнившимся» и «прозревшим» администрация отказывает и предлагает обращаться в суд в случае несогласия, одновременно предупреждая о сомнительности этой перспективы, и взыскании судебных издержек в случае проигрыша.

И дело тут вовсе не в самоуверенности владельцев сайта, а в том, что имеются как технические и организационные, так и законодательные препятствия в удовлетворении подобных «хотелок».

С технической и организационной стороны, препятствия состоят в том, что зачастую пользователь не может даже указать точную ссылку на нужную страницу, не говоря уже о том, что обращающийся с «хотелкой» пользователь никак не может соотнести себя с автором той писанины, которую требует удалить, и не желает понимать, что невозможно «выпилить» его комментарий из ветки обсуждения, не нарушив целостность всей цепочки, и не поставив в глупое положение всех тех пользователей, которые ответили на его комментарий.

С юридической же стороны всё ещё сложнее — многие даже не подозревают о существовании ст. 10.1 федерального закона (из «пакета Яровой») от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая называется: «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет», за нарушение требований которой установлена отнюдь не символическая ответственность, предусмотренная ст. 13.31 КОАП РФ.

Не вдаваясь в анализ самих норм этой статьи, и множества подзаконых актов, возлагающих на организаторов распространения информации в сети «Интернет» множество весьма обременительных обязанностей, могу сказать только одно: ни один владелец сайта, представляющего хоть какую-то ценность, не станет рисковать своим сайтом ради чьих-то сомнительных хотелок.

Для тех кто «не в курсе» напомню — портал Праворуб включен в федеральный реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет». Реестровый № 17-PP от 27.11.2014 г., о чём официально указано на странице компании-владельца. Просто вдумайтесь: наш сайт включен в реестр организаторов распространения информации семнадцатым, среди тысяч других сайтов, и Вы поймёте, какое пристальное внимание ему уделяют «органы».

Всем добросовестным, но «сильно спешащим» пользователям, хочу процитировать один из стандартных ответов администрации сайта на просьбы об удалении чего бы то ни было с сайта: 

Всё, что Вы написали на Праворубе, останется здесь навсегда.

Размещая своё Произведение (публикацию, вопрос, комментарий, документ — любой контент) на сайте, автор (пользователь) признаёт, что оно становится частью Сайта, как сложного составного произведения (ст. 1240 ГК РФ), и предоставляет Владельцу сайта неограниченную и бессрочную лицензию (исключительные права) на безвозмездное использование любых своих произведений, добровольно размещённых пользователем на сайте, по усмотрению Владельца сайта, а так же признаёт безусловное авторское право Владельца сайта на это сложное составное произведение. Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ) к произведениям, размещённым пользователями на сайте, не применяется.

Тем же, кому действительно есть резон убрать из публичного доступа (но не удалить безвозвратно) свои необдуманные «произведения» и спрятать свои «грехи молодости», придётся воспользоваться специальным инструментом, доступным только автору публикации/вопроса, но за маскировку собственной глупости, придётся уже заплатить, хотя лично я считаю это справедливым, и оправданным «предохранителем» от возможного буйства современных «геростратов».

Ну а тем, кто пытается использовать Интернет в целях навредить кому бы то ни было, могу лишь напомнить о существовании как гражданско-правовых, так и административных и уголовных инструментов борьбы с подобными проявлениями.

Всем пользователям интернета нужно помнить, что в интернете ничего не исчезает бесследно, и каждый пользователь сам должен думать, где и что он пишет, и отвечать за последствия своего поведения в Сети.

Соавторы: Администратор, Главный Редактор

Автор публикации

Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.

Да 59 59

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: suhoveev, Морохин Иван, Рисевец Алёна, office74, Семячков Анатолий, polyanna, Блинов Анатолий, Николаев Андрей, cygankov, Малиновская Наталья, advokatantonov, Петров Станислав, Демина Наталья, steeler1975, Климушкин Владислав, Ширшов Игорь, Коробов Евгений
  • 01 Июня 2017, 07:27 #

    Уважаемый Иван Николаевич, всё написано правильно, доступно и интересно.
    Проблема одна — эту публикацию никогда не причитают те, для кого она, в первую очередь, предназначена.
    «Бронированные дятлы» как не читали соглашений, так и не будут читать.
    Потому — хорошо, но бесполезно! 

    +19
    • 01 Июня 2017, 07:32 #

      Уважаемый Андрей Борисович, я надеюсь, что хотя бы кто-то из указанной Вами категории всё-таки прочтёт, а остальным можно будет просто дать ссылку на эту статью в ответ на их стенания ;) 

      +13
    • 01 Июня 2017, 07:58 #

      Потому — хорошо, но бесполезно! Уважаемый Андрей Борисович, а я не согласен :) Первая часть публикации натолкнула меня на мысль о необходимости изменения своего стандартного соглашения и углубленное изучение вопроса о персональных данных.

      Кроме того, эта публикация — проявление добросовестного поведения. Она направлена на разъяснение участникам необходимой и достоверной информации об условиях использования ресурса и обеспечения возможности правильного выбора в целях соблюдения интересов «стороны».

      +10
    • 01 Июня 2017, 15:40 #

      Не скажите, уважаемый Андрей Борисович, не скажите.
      Полезно автору (по себе знаю), т.к. систематизируется и сокращается информация. Полезно тем, кто не боронированный и не дятел, т.к. получаешь знания уже «переваренные» другим светлым умом (опять же по себе знаю).
      Да и дятлам полезно, т.к. появляется инструмент для их лечения.

      +6
  • 01 Июня 2017, 07:41 #

    Уважаемый Иван Николаевич, вот точно, не хотят наши граждане думать «до»! С чем это связано не знаю. Везде, где можно и нельзя пихают свои ПД, а потом не знают что делать с результатом своих необдуманных действий.:(

    Интернет многими воспринимается каким-то другим измерением, в котором все почему-то должны жить именно по его правилам, но нет… на практике получается по другому.

    Позиция сайта по этому вопросу понятна. Всё, что Вы написали на Праворубе, останется здесь навсегда.

    +12
  • 01 Июня 2017, 08:18 #

    Уважаемый Иван Николаевич!

    Для трёх моих последних публикаций на «Праворубе» я «исследовал» сайты кемеровских судов.
    Обратил внимание, что низовые и областной суды выкладывают решения и определения полностью, ни убрав ни одной запятой. Пример:

    https://kiselevsky--kmr.sudrf.ru/...id=1540005&new=0&text_number=1

    С чем связана такая смелость? Неужели они относят свой сайт к государственным информационным системам?

    Понять, что же всё-таки относится к защищаемым законом персональным данным, проще всего путём исключения из вышеприведённого определения всего того, что к ним (ПД), не относится, а перечень таких исключений прямо перечислен в ч. 2 ст. 1 закона № 152-ФЗ, т.е. личные архивы физических лиц, государственные архивы, и многочисленные государственные информационные системы этим законом не регулируются и персональными данными не являются.
    Может ли участник судебного производства, указанный в решении или определении, выложенном на судебном сайте полностью, поиметь в таком случае перспективы компенсации морального вреда.

    +6
  • 01 Июня 2017, 08:20 #

    Уважаемый Иван Николаевич, а на Праворубе тоже есть «дятлы»?))))

    +9
    • 01 Июня 2017, 09:47 #

      Уважаемая Анна Александровна, почитайте хотя бы заголовки в ленте вопросов юристу и песочнице, и Вы поймёте, насколько широко эта категория пользователей распространена в интернете ;) 

      +9
  • 01 Июня 2017, 08:23 #

    Уважаемый Иван Николаевич, терпеливо и неоднократно Вы разъясняете не в первый раз этот вопрос, так что количество все равно перерастет в качество. 

    +13
  • 01 Июня 2017, 08:37 #

    Уважаемый Иван Николаевич, присоединюсь к Уважаемому Андрею Борисовичу, и добавлю, что не страшно, что «идиоты среди нас» читают только то, что может вызвать интерес у этой категории граждан; хуже другое — прочитав то, что предназначено для «идиота среди нас» на ином сайте, специально предназначенного для него, и ему подобных, «вооруженный» такими знаниями персонаж, бросается в атаку, отвлекая занятых людей, изначально желавших «идиоту среди нас» добра, на то, чтобы, просто попробовать вразумить дурня…

    +12
    • 01 Июня 2017, 09:43 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, так ведь это глобальная проблема всех тех, кто привык мыслить и действовать по шаблону, причем по шаблону, найденному в интернете ;)

      +7
    • 01 Июня 2017, 09:48 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, эти обстоятельства заложены в общество природой. С этим ничего не поделать, только констатировать, например, как это сделал Даниель Дефо.

      +7
      • 01 Июня 2017, 10:35 #

        Уважаемый Владимир Михайлович, в смысле — все конечно, кроме глупости?:)

        +4
        • 01 Июня 2017, 10:55 #

          Уважаемый Андрей Юрьевич, глупость — тоже природный, так сказать, дар.
          Более того, я даже не слышал, чтобы от этого кто-то даже собирался изобрести лекарство.

          +3
  • 01 Июня 2017, 08:38 #

    Уважаемый Иван Николаевич!

    Для меня «вымарывание» очень утомительный процесс.
    Имеются ли «продвинутые» способы удаления персональных данных.
    Кроме известного мне «найти и изменить».

    +2
    • 01 Июня 2017, 09:38 #

      Имеются ли «продвинутые» способы удаления персональных данныхУважаемый Анатолий Кириллович, я знаю только один такой «продвинутый» способ — поручить «зачистку» своему помощнику ;)

      +8
  • 01 Июня 2017, 08:51 #

    Уважаемый Иван Николаевич!

    к персональным данным, теоретически, можно отнести почти всё, что гражданин (субъект персональных данных), либо любой государственный «контролёр» посчитает, прямо или косвенно, относящимся к конкретному физическому лицу.
    Удаляю в документе ФИО, адрес и телефон процессуального оппонента.
    Остаётся фабула нашего дела, суммы денег, номер дела, дата решения, судья и прочие участники.
    Всегда полагаю, что при удалённых мной данных невозможно «привязать» остальное к моему процессуальному оппоненту. Непосредственно по этому документу.
    С другой стороны номер дела и название суда дают возможность опосредованно, через сайт суда, найти всю выложенную судом информацию.

    На «Праворубе» встречаются документы, где публикаторы старательно вымарали почти всё. Их даже трудно читать. Зато полнейшая страховка от судебных исков.

    +4
  • 01 Июня 2017, 09:16 #

    Уважаемый Иван Николаевич!

    В каком случае я буду «нарушительней»?

    Вариант 1. Привёл в своей публикации ссылку на сайте суда на судебное решение.

    Вариант 2. Скопировал это судебное решение и выложил в публикации в виде отдельного «невымаранного» документа?

    Вариант 3. Разместил в публикации цитаты, не удаляя персональных данных, из этого документа?

    Вариант 4. Вариант 2 или 3, с размещением  ссылки  на судебное решение (на сайте суда).

    Другая группа вариантов, но при условии, что на сайте суда нет решения, но оно имеется каком-то другом сайте.

    +1
    • 01 Июня 2017, 09:31 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, вообще-то ВСЕ судебные решения и приговоры объявляются публично, вследствие чего их публикация, сама по себе, не может быть противозаконной. Отдельные сведения в судебных актах «вымарываются» скорее по этическим соображениям, либо в целях обеспечения безопасности отдельных лиц. 
      Публикация обезличенных судебных актов вообще не вызывает ни у кого никаких вопросов, а всё остальное зависит скорее от взаимоотношений автора публикации с другими участниками описываемого дела.

      +5
  • 01 Июня 2017, 09:20 #

    Уважаемый Иван Николаевич!

    Как Вам такой вариант проблемы?
    Уважаемые участники судебных процессов.

    Обращаем ваше внимание, что наша редакция не удаляла и не будет удалять ни вынесенные в открытых судебных заседаниях решения, ни упоминаемые в них фамилии и иные данные участников. Ведь Конституция России гарантирует принцип гласности судопроизводства и принцип свободы средств массовой информации.

    Увы, ряд участников судебных процессов требуют удалить упоминание о них из опубликованных в законном порядке судебных решений. Причем большая часть подобных требований исходит от тех, кто, с нашей точки зрения, пытается скрыть свои деяния от глаз общественности. Редакция предлагает не тратить ни свое, ни наше время на написание претензий в наш адрес, а также жалоб в различные инстанции. Также напоминаем, что подобные действия могут квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 144 УК РФ. Кроме того, на практике попытка сокрытия приводит, чаще всего, к еще большей огласке.

    +2
    • 01 Июня 2017, 09:35 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, как я уже писал выше, это скорее вопрос морали, а не права, поскольку все судебные решения являются публичными документами, на которые даже авторское право не распространяется.

      +9
  • 01 Июня 2017, 09:23 #

    Уважаемый Иван Николаевич, Вашему терпению можно позавидовать: Вы продолжаете просветительскую деятельность на Праворубе.
    И я считаю это правильным, несмотря на мнение, что тем, кому материал предназначен, как не читали, так и не будут читать.
    Я это к тому, что это известно даже народной мудрости — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    +8
    • 01 Июня 2017, 09:52 #

      Уважаемый Владимир Михайлович!
      Вы продолжаете просветительскую деятельность на ПраворубеПолностью согласен с Вами.

      Николай Иванович много раз и терпеливо просвещал меня в комментариях к другим публикациям.
      Но в данном случае я не получил конкретных правовых ответов на некоторые вопросы. Какими бы дилетантскими они не были.

      Похоже, что «Не представляется возможным ответить конкретно при действующем законодательстве».

      +3
      • 01 Июня 2017, 10:05 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, подобное случается. это называется пробелы в праве.
        Так что не стесняйтесь, за спрос денег опять-таки не берут — гласит все та же народная мудрость. А мы поможем, чем сможем.(handshake)

        +4
  • 01 Июня 2017, 10:04 #

    Уважаемый Иван Николаевич,! Спасибо за очередную важную публикацию.!

    +6
  • 01 Июня 2017, 11:10 #

    Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за разъяснения.

    +5
  • 01 Июня 2017, 11:27 #

    Уважаемый Иван Николаевич, Благодарю за новую информацию — не знал, что от пристального внимания «всевидящего ока» прав. органов зависит место в реестре; и наконец-то разобрался, вроде бы, уже окончательно с таким зверем как Персональные данные, всё как-то не до него, а в работе постоянно присутствует. Спасибо.

    +4
  • 01 Июня 2017, 12:45 #

    Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за разъяснения, почитала в законе, что  Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
    получается лицо, владеющее личным блогом, на котором пользователь может оставить комментарий, является таким организатором? (

    +5
    • 01 Июня 2017, 12:54 #

      Уважаемая Наталья Михайловна, фантазия наших законодателей, и тем более, правоприменителей, безгранична, и от них можно ожидать даже такого толкования… ;) 
      Однако, с точки зрения закона, организатором распространения информации, всё-таки будет владелец площадки (платформы), на которой расположен блог пользователя.

      +4
  • 01 Июня 2017, 13:17 #

    Уважаемый Иван Николаевич, статья своевременная. Все разобрали по полочкам и прокомментировали. Успокоили и Наталью Михайловну, и других пользователей и меня (в том числе).

    +3
  • 01 Июня 2017, 15:54 #

    Уважаемый Иван Николаевич, у меня давно зреет предложение, но всё боялся его озвучить... 
    В общем так!
    Предлагаю подобные статьи (имеется ввиду не только эта статья, но некоторые статьи из группы о том как работать на портале, и есть ещё другие разъясняющие статьи) превратить в разделы нашего подвала, типа разъяснений к пользовательскому соглашению, или F.A.Q.
    А может просто в подвале делать ссылки на эти статьи. 
    И на ленте меню или рядом что-ли сделать кнопку типа «Не знаю что делать». В неё тыкаешь и сваливаешься в подвал, а то все спрашивают «Как тут? Чего?», а до подвала дойти им лень.

    +4
  • 01 Июня 2017, 17:44 #

    Уважаемый Иван Николаевич, очень актуально! С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 07.02.2017 N 13-ФЗ ст. 13.11 КОАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» излагается в новой редакции (название статьи тоже изменится, будет «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»). Вместо одного состава будет семь. Размеры новых штрафов тоже «радуют». Есть над чем задуматься. А у коллег, специализирующихся на административных делах, объем работы вероятнее всего значительно увеличится.

    +7
  • 02 Июня 2017, 07:44 #

    Уважаемый Иван Николаевич, не бывает лишним напоминание. Тем более, появилось дополнение от Игоря Михайловича, нужное, с моей точки зрения, дополнение.
    Причём, меня заинтересовал вопрос о размещении ПД на иностранном сервере. То ли ещё будет.

    +4

Да 59 59

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Распространение (опубликование) персональных данных пользователей web-сайтов и особенности политики обработки персональных данных портала Праворуб — организатора распространения информации в сети «Интернет»» 5 звезд из 5 на основе 59 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации