Цифровая эпоха и повсеместное распространение интернет-технологий меняет многие стороны нашей жизни, в том числе и в сфере межличностной коммуникации, и стиля общения.
Социальные сети, интернет-форумы, чаты, мессенджеры, с одной стороны сокращают расстояния, стирают границы, дают новые возможности для общения, но при этом часто меняют стиль общения, ведь только в интернете встречаются: «доброго времени суток» и тому подобные выражения, неприменяемые при личных встречах.
Удалённость собеседников и отсутствие опасений «получить в табло» немедленно, иногда приводит к ощущению вседозволенности, что провоцирует конфликты разной степени масштабности, накалённости и вовлеченности.
Основными пользователями портала «Праворуб» являются профессионалы юриспруденции, документально подтвердившие свою личность и профессиональный статус, то есть взрослые люди с высшим образованием, и определённым опытом.
Однако, среди праворубцев нет никакого политического и идеологического единоообразия, основой объединения нашего сообщества является принадлежность к профессии и профессиональные интересы. Во всём остальном, каждый пользователь индивидуален, и каждый сам решает, как ему относиться к взглядам других пользователей.
К сожалению, не всегда общение пользователей сайта ограничивается только обсуждением профессиональных вопросов, и не всегда участники нашего сообщества могут удержаться в рамках взаимной вежливости и приличий, и тогда спор превращается в склоку, последствия которой приходится урегулировать в суде.
Фабула дела:
Два пользователя портала «Праворуб», в комментариях к одной из публикаций, размещённых в закрытом разделе, не сошлись во мнениях и по-разному выразили своё отношение, вначале к основной публикации, а потом и друг к другу. При этом, каждый считал себя правым, а своего собеседника, соответственно неправым, и его точку зрения далёкой от истины.
Не слишком утруждая себя рациональной аргументацией, эти собеседники высказали в комментариях своё отношение друг к другу, не слишком выбирая выражения и эпитеты. Эмоции вытеснили доводы разума и нормы приличий.
Один из собеседников посчитал себя оскорблённым и обратился в суд с иском о защите своей чести, достоинства, деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда.
Второе требование истца, об удалении нескольких комментариев своего оппонента, было адресовано администрации портала «Праворуб» как собственнику интернет-ресурса, имеющему техническую возможность удаления спорного контента.
Нелирическое отступление: если бы конфликт меду теми же сторонами произошел, к примеру, в парке или на городской площади, вряд ли истец стал бы привлекать в качестве ответчика администрацию муниципального образования, но в случае интернет-конфликта, обойтись без привлечения собственника «территории разборок» истец не смог.
В соответствии с п. 4.11 ПС, все споры с участием администрации портала подлежат рассмотрению по месту регистрации владельца сайта, что создало определённые неудобства как для самого истца, так и для его оппонента.
Правовые позиции сторон:
Истец — считает себя униженным и оскорблённым, в качестве доказательства представил «лингвистическое исследование», подготовленное на досудебной стадии по его заказу, требует удалить «нелестные» комментарии оппонента, и взыскать с обидчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Ответчик № 1 — администрация портала «Праворуб» — не считает себя надлежащим ответчиком, не считает спорные комментарии сведениями о фактах, не признаёт исковые требования, просит в удовлетворении иска отказать.
Ответчик № 2 — собеседник (оппонент) истца в спорных комментариях, исковые требования не признаёт, не отрицает авторства комментариев, не считает их оскорбительными, не считает их утверждениями (сведениями о фактах), просит в удовлетворении иска отказать.
Рассмотрение спора в суде:
Дело рассматривалось судьей Жигалиной Еленой Александровной, и нужно отдать должное её терпению, беспристрастности, профессиональному вниманию, желанию разобраться в деталях, и пониманию сути сложившейся ситуации.
По ходатайству ответчика № 1, рассмотрение дела проходило в закрытом судебном заседании, чтобы исключить возможность разглашения статьи, размещенной в закрытом разделе, комментариев других (помимо истца и ответчика) пользователей и иных сведений, затрагивающих интересы пользователей и владельца портала, а так же третьих лиц.
Ответчиком № 2 суду представлены письменные объяснения и возражения на исковое заявление истца, в котором им приведён обширный анализ всех спорных текстов и ситуации в целом. К сожалению, суд счел мнение этого ответчика недостаточным «противовесом» лингвистическому исследованию, представленному истцом.
Правовая позиция ответчика № 1 (администрации портала) основанная, в том числе, на дистанционной консультации эксперта-лингвиста, подробно изложена в выступлении прениях.
Решение суда:
Как и прогнозировалось, суд посчитал выводы лингвистического исследования достаточными для удовлетворения исковых требований, хотя и учел доводы возражений ответчиков, снизив размер компенсации морального вреда вдвое.
P.S. Поскольку нашему доверителю (администрации портала) позиции и доводы обоих спорщиков одинаково противны нейтральны, в ходе судебного разбирательства мы не применяли некоторые специфические тактические приёмы, которые могли бы изменить положение сторон.
После изучения судебного акта, доверителем принято решение не обжаловать это решение суда.