Давайте посмотрим сюжет передачи НТВ Главная дорога» с 8 мин 38 сек, который называется «Без следа». Как автоэкспертами была решена задача определения скорости по тормозному пути и как точность их расчетов совпала с реальностью? А так же какие методики они иcпользуют?
https://youtu.be/d76mCnCbxGg?t=8m38s
Это был небольшой экзамен – в эксперименте НТВ производились торможения одного и того же автомобиля на сухом и мокром асфальте, на одних и тех же шинах, с включенной системой АБС и без нее. А авто эксперты должны были установить скорость по свои установленным и апробированным методикам.
По результатам такой экспертизы следователь выносит постановление о степени виновности водителя в ДТП.
А далее на весы правосудия падают судьбы человеческие. Весы инструмент точный и требуют аккуратного обращения.
Дотошность к результатам измерений обусловлена моей специальностью по диплому, «Информационно измерительная техника».
Приглашаю принять участие в дискуссии известных экспертов:
Никонова Владимира Николаевича, Чхуна Владимира Ивановича и Немеровца Дмитрия Анатольевича.
Остальные авто эксперты, желающие дискутировать, могут присоединиться.
Занимаемые должности и титулы соответственно: ЧВН, НДА, НВН приведены в приложении.
В сюжете, показанном на НТВ с 8:45 минуты разбирается полёт автомобиля на современной низкопрофильной резине при торможении в режиме «тапка в пол».
Эксперименты проводились на сухом и мокром асфальте с автомобилем оснащенным анти блокировочной системой.
С тем же автомобилем и на том же участке дороги провели эксперимент выключив систему ABS, вынув предохранитель.
Замеры длины следа торможения проводились рулеткой.
Результаты испытаний регистрировались по-взрослому, составлялись протоколы и заказывалось проведение экспертизы в РФЦСЭ МЮ РФ.
Свершилось чудо, судебный эксперт только один раз из четырёх сумел правильно установить начальную скорость 60 км/ч.
В остальных трёх случаях погрешность в меньшую сторону была гигантская, ошибка в 15 — 20 км/час.
На практике это означает что потерпевшему или водителю без дачи следователю необлагаемой налогом премии, никак не обойтись.
Следователь и сам готов получить необлагаемую налогом премию. Но для этого ему нужно правильно задать вопросы эксперту, а не подведёт ли эксперт и напишет ли в экспертном заключении всё, как скажет следователь? А, заодно, оригиналы фотоснимков объекта исследования уничтожит. Картина всем знакома.
Но вернёмся к тормозному пути. Из каких параметров складывается тормозной путь?
Трущиеся части, дорога – колесо.
Дорога имеет параметры: вид покрытия, время года, температура, осадки, дефекты полотна. Колесо: материал резины, сезонность, рисунок протектора, выход на режим с момента начала движения (гонщики называю это разогрев) стабильность параметров во времени, степень износа.
Параметры дорожного полотна и резины колеса оговариваются ГОСТами, ТУ и прочими нормативными документами.
В формуле определения коэффициента сцепления дорога — колесо входит и гравитационная постоянная, которая сильно отличается на широте Сочи и широте Мурманска. Вспомните, хоть кто ни будь изменял в формулах этот параметр в зависимости от широты, — нет !
И вот почему. Эксперты свои расчеты ведут по замшелой методике 1966-1968 года.
В таблице методички от уважаемого автора И.И. Чава 2007 года издания приведены экспериментальные данные с резиной от автомобиля Москвич 1968 года. Ни о какой системе ABS в те времена и не слыхивали. Качество покрытия дорожного полотна также далеко ушло вперёд. О трёхмерном моделировании в те времена ещё и не мечтали. А еретиков с так называемыми методами конечных элементов сжигали на кострах, правда сейчас с ними поступают гуманнее, предают анафеме.
Сегодня тех, кто применяет буржуйские методики обвиняют в предательстве интересов следствия.
К тексту экспертного заключения вернусь позже, а пока о коэффициенте скольжения и о резине.
Авиационная безопасность …
Человек всегда мечтал летать. В ХХI веке стал мечтать летать безопасно.
Взлететь легко, трудно посадить самолёт. В момент посадки на борту самолёта атеистов нет. Здесь помимо мастерства пилота требуется слаженная работа аэродромных служб и хорошо подготовленная посадочная полоса.
Колёса самолёта на посадочной полосе ведут себя аналогично колёсам автомобиля на дороге.
Перед посадкой сведения о коэффициенте сцепления обязательно передаются пилоту. Для этого каждый час по взлётной полосе гоняет оранжевый автомобильчик с прицепом, на котором установлена аппаратура измеряющая коэффициент сцепления. Этот коэффициент для данной местности зависит от погодных условий и коррелируется с коэффициентом для шоссейной дороги и естественно в течении дня меняется.
Тупо взять его из таблички пособия для экспертов И.И. Чава составленного в 1968 году не выйдет. Погрешность будет колоссальная.
Где брать эти коэффициенты, а они круглосуточно доступны на одном из погодных сайтов авиаторов, например, RP5.ru.
Позже продолжим.