Приходила ко мне на консультацию женщина. Вопрос был в следующем. Её, собственника квартиры в пятиэтажке в Москве, выселяли в судебном порядке по иску Департамента имущества г. Москвы.
В судебном порядке потому, что, как известно, пятиэтажные дома в Москве сносят, на их месте строят новые дома. Предложенные ей варианты её не устроили.
Не помню уже обоснованно она отказывалась или нет. Запомнился казус по другой причине.
По решению суда её всё же выселили. В апелляции это решение тоже устояло. Нонсенс в другом — за ней по требованию Департамента признали право собственности на квартиру, на ту самую, которую она так не хотела.
Чтобы было понятнее — Департамент требовал выселить ответчика и признать за ней право собственности на квартиру, в которую она переселяться не хотела, чтобы строптивая дама сразу переехала в другую квартиру.
Я — не идеалист и все же, ошибка в решении суда для цивилиста очевидна — свобода договора и все такое...
Проанализировал судебную практику — случай не единичный.
Вот аналогичное дело попало в ВС (№5-КГ18-19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС 24 апреля 2018 г).
В рассмотренном ВС деле ситуация повторилась — гражданам собственникам квартиры в расселяемом доме предложили четыре разных варианта расселения. Они от предложенных вариантов отказались. И вот по иску Департамента граждан выселяют и признают за ответчиками право собственности на одну из предложенных квартир, от вселения в которую они отказались. Апелляция Мосгорсуда решение Гагаринского районного суда г. Москвы поддержала.
И Верховный Суд, кончено же, решения московских судов отменил. В этом деле нормами права, которые так искусно извратили московские суды, стали недвусмысленные п. 1 и п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса:
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд...
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Собственно изъятие с выплатой стоимости — тоже не лучший вариант для выселяемых граждан. И о хотелках граждан при предоставлении жилья — отдельная история. Плохо другое — как легко и беззастенчиво суд и город согласовали незаконную практику между собой.