Поскольку законопроект о налогообложении самозанятых граждан прошел 3-е чтение в Госдуме, предсказуемо, будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом, и с 1 января 2019 г. обретет «плоть и кровь», для того, чтобы устранить многочисленные домыслы вокруг этого законопроекта, предлагается вниманию его краткий обзор, а также, каким образом это может коснуться нас, адвокатов.
Сам законопроект носит название: «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
То есть, уже из его названия становится понятным, что бабушек, торгующих редиской со своего огорода в прочих регионах России, о которых пекутся некоторые, не считающие нужным изучить тему блогеры, он не коснется.
Забегая немного вперед, хочу успокоить и иных граждан, склонных воспринимать на веру все, что публикуется в социальных сетях – вряд ли он коснется бабушек, торгующих продукцией со своего огорода и в тех регионах, где будет проводиться этот эксперимент, в частности, потому что, в противном случае, он будет обречен на провал с самого начала, и вряд ли просуществует до 2028 года.
Итак, кто может войти в число желающих, выступить в качестве «подопытных» при проведении этого эксперимента, коль участие в нем, является делом сугубо добровольным, что следует из содержания ч.1 ст.5 Законопроекта?
Ими могут быть, как физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, так и индивидуальные предприниматели, за исключением лиц:
— осуществляющих реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— осуществляющих перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
— занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
— имеющих работников, с которыми они состоят в трудовых
отношениях;
— осуществляющих предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
— применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления налога на доходы физических лиц с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим;
— налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 миллиона.
Напомню, что специальные налоговые режимы перечислены в ст. 18 НК РФ, и к ним относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
В своем желании «вывести из тени» доходы граждан, которые никак не хотят их афишировать, т.е. репетиторы, сиделки, владельцы мелких мастерским по ремонту чего-либо, и т.д., законодатели остались верны себе – например, так и не дали четкого определения самому понятию «самозанятые граждане».
Таким образом, не понятно – могут ли, например, адвокаты принять участие в этом эксперименте.
С моей точки зрения – не могут, поскольку сам законопроект «заточен» под мелких предпринимателей, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах, и перейдя на новый налоговый режим, прельстившись его внешней простотой и выгодой, и, со временем понявшие, что все не так просто, как казалось вначале, уже оставят о себе сведения в налоговых органах.
Само администрирование нового налогового режима, о котором речь пойдет ниже, вряд ли приемлемо для адвоката, поскольку, в процессе этого администрирования, раскрывается святая святых адвокатской деятельности – адвокатская тайна.
Процедура перехода на новый режим налогообложения, хотя, казалось бы, проста и незатейлива – достаточно подать заявление в налоговый орган по месту нахождения о своем желании перейти на эту систему.
На деле все обстоит несколько не так.
Для начала желающие использовать экспериментальный режим налогообложения должны скачать на свой персональный компьютер, или иное мобильное устройство, мобильное приложение «Мой налог» при помощи которого и формируется заявление, направляемое в налоговый орган, и на основании которого налогоплательщик ставится на учет.
Налогоплательщик должен заранее озаботиться и заключением договора с оператором связи, на оказание услуг по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через компьютерное устройство, на котором применяется мобильное приложение «Мой налог», поскольку, при реализации товаров (оказании услуг), он обязан передать в налоговый орган сведения о расчетах в налоговый орган, который, не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором были произведены расчеты, уведомить налогоплательщика об исчисленном налоге.
Налоговым периодом при использовании такого режима налогообложения, признается календарный месяц, при этом налоговый период исчисляется со дня постановки налогоплательщика на учет до конца календарного месяца.
При исчислении налога применяются две ставки:
— 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
— 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
Уплата налога осуществляется в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Нельзя обойти вниманием порядок формирования и содержание чека, который должен быть вручен налогоплательщиком и передан покупателю в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа.
Чек может быть сформирован, как в бумажной, так и в электронной форме, в последнем случае чек покупателю (потребителю услуг), передается следующими способами:
— путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);
— путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.
Сам чек, по мнению авторов законопроекта должен содержать, аж 12 позиций.
Согласитесь, это, мягко говоря больше, чем в используемой при осуществлении наличных расчетов приходном кассовом ордере (унифицированная форма № КО-1, ОКУД 0310001) утвержден Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88).
Итак, что это за позиции:
1) наименование документа;
2) дата и время осуществления расчета;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;
4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;
5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
7) сумма расчетов;
8) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);
9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);
11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);
12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.
Правда, последние два подпункта указываются в случае выдачи чека с использованием программного обеспечения оператора электронной площадки или кредитной организации.
Нельзя не отметить, что число этих позиций не является исчерпывающим, поскольку, согласно п.7 ст.14 Законопроекта, Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования по их заполнению.
Вполне понятно, что для адвокатов с требованием сохранения в тайне, не только информации о доверителях, но и о самом факте обращения за юридической помощью, такой способ налогового администрирования является неприемлемым.