Многие публикации коллег на портале Праворуб можно отнести к общей теме, которая могла бы иметь название «Юристы и адвокаты — тоже люди».
Сиутации, описываемые авторами в таких публикациях разные, но объединяет их тот факт, что профессионал права, за пределами своей професиональной деятельности, например в быту, в городском транспорте, на выходных или в праздничные дни попадает в ситуации, которые он сам бы мог разбирать в качестве адвоката.
Вот и мне, будучи обычным законопослучшным гражданином не раз приходилось сталкиваться с подобными ситуациями, где знания немецкого права, законов, правовых инструментов и процессов их применения помогали в обычных, казалось бы ситуациях и спасали в сложных обстоятельствах.
Данная серия публикаций позволит коллегам и посетителям нашего портала отвлечённо и созерцательно погрузиться в повседневность и быт обычного немецкого гражданина. При этом вариации на темы права прозвучат от разных исполнителей и в разных обстоятельствах.
И так, Часть 1. "Орехи".
Осень, тепло, солнечная погода, какие-то праздничные дни. Загородная и природоохранная зона. Прсёлочные дороги, прогулочные аллеи, луга, где пасутся лошади, овцы или просто стоят скошенные луга. Гуляем, отдыхаем.
Проходим по одной из аллей, где между специально высаженными деревями, создающими свод аллеи и прилегающими полями растут плодоносные и полезные деревья: орехи.
Спускаемся с аллеи вниз по заросшей но высохшей траве насыпи и смотрим, есть ли чем «поживиться».
Красота: под орехом лежат целые россыпи окутанных в волокнистые остатки кожуры орехи. Некоторые уже высохли под лучами осеннего солнца и громко предлагают себя, выделяясь светлым блеском на фоне опавшей темно-желтой и зелёной листвы.
Хорошо, что в рюкзаке нашлись пакеты. Собрали килограмм наверное по три-четыре.
Проходящие по аллее люди с недоумением смотрят сверху вниз на «дикарей», которые роются в листве, внизу на склоне аллеи. Многие думают, наверное, что это «беженцы» или «бомжи», которые не боятся свернуть с аллеи и не понимают, что такое «культурная» прогулка осенним днём.
И вот, видимо один из самых умных наблюдателей с подобными мысями приостановился и пару минут наблюдал за нашей «жатвой». Я его сразу приметил и уже ждал, с чего он начнёт наш диалог. Видимо наш наблюдатель обладал зорким глазом и, то ли по листве дерава, то ли по звуку стучащих орехов распознал «вид нашей деятельности».
Начался диалог «на повышенных тонах», но пока только потому, что между собеседниками было не менее 25 метров, и наш собеседник так и не удосужился спуститься к нам поближе.
В диалоге этом Н — это наблюдатель, а V — это я.
Н: Добрый день, господа.
V: Добрый день.
Н: Ну что, хороший урожай орехов в этом году?
V: Да, отличный, жаль никто не собирает. Присоединяйтесь, здесь всем хватит.
Н: А вы уверены, что каждый прохожий может здесь собрать? Это наверное частной владение и деревья тоже частные.
V: Разумеется, будьте спокойны, я знаю где можно, а где нельзя.
Н: Вы хозяин этого луга?
V: Нет, мы здесь живём неподалёку, вот прогуливались и спустились ближе к лугу.
Н: А мне кажется, что если Вас увидит хозяин, то у Вас будут неприятности.
V: Ну что ж, тогда это будут мои неприятности, Вы же не хотите присоединиться.
Н: А если приедет полиция?
V: Тогда это будут неприятности того, кто её вызовет. Вы знаете сколько стоит необоснованное использование дежурных нарядов?
Н: А Вы я смотрю, за словом в карман не полезите.
V: Ну, каков вопрос, таков ответ.
Возникла пауза. Смотрю, мужик всё таки вынимает свой смартфон или иное «народное достояние» и куда-то звонит, не выходя из поля зрения, отвернувшись к нам спиной. По жестам его рук можно было различить, что он объясняет, где он находится.
Мы уже закончили с «урожаем» и могли спокойно удаляться, но мне захотелось продолжить диалог с незнакомцем. Каково же было моё удивление, как тут я увидел, что он уже продвинулся по аллее довольно далеко и под кроной деревъев виднелась только его куртка дурацко-желтого цвета.
С увесистой ношей мы поплелись в том же направлении, что и шли ранее и казалось бы я уже забыл о любопытном незнакомце.
Не прошло и пары минут, как к нам на встречу «выдвинулся» конный полицейский патруль. Обратившись нацеленно к нам, «сотрудники при исполнении» сразу же спросили об орехах, то есть не мы ли их собирали и где именно.
Мой ответ был: «разумеется мы» и разумеется: «вон там». Ответ мой включл в себя вежливое предложение отведать из уже собранного. После обязательных формальностей в нашем разговоре выяснилось, что человек всё же вызвал полицию на «место происшествия».
Мне был задан вопрос о том, как выглядит человек, с которым мы говорили и который явно был тем же, что и звонил. Узнав, что это «желтая куртка» наряд тут же запрыгнул на свих жеребцов и спешно попрощавшись с нами, включили «рысь» в направлении удалявшегося незнакомца в желтой куртке.
Настигнув его метрах в 100 от нас, они начали ту же формальную процедуру соскока, приветствия и беседы, что и с нами.
Любопытство не покидало нас до самого момента приближения к беседующим блюстителям порядка и незнакомцем в дурацко-желтой куртке. И как обещано в нашем диалоге выше, я уже догадывался о проблемах, возникших у любопытнтого незнакомца.
Поровнявшись с «местом составления протокола» мне как-то не ловко было встревать или подслушивать разговор блюстителей порядка с гражданином в желтой куртке. Но его взволнованный и растерянно-непонимающий взгляд заставил меня приостановиться, соблюдая положенное расстояние обычного прохожего.
Мой вопрос к полицейскому, могу ли я чем либо помоч, был улыбчиво и вежливо отклонён. И это понятно, они были заняты: один выписыванием квитанции, а другой разъяснением ситуации, норм и положений.
Ведь «пацаны на дежурстве» неверняка хорошо знали эту местность, собственно, как и я и мне уже стало понятно, о чём они просвещали белдолагу в желтой куртке.
А суть была в следующем.
Ореховое дерево росло действительно за колючей проволкой, отделяющей склон аллеи от начала луга. То есть незнакомец был прав, дерево действительно является частной собственностью, так же как и его плоды. Прав был он и в том, что сбор этих плодов мог состояться только с согласия владельца земельного участка, то есть луга.
Но незнакомец в желтом поспешивший выполнить свой гражданский долг и не учёл самого главного.
Аллея и прилегающие к ней склоны с оврагами — были общественным местом и дорогой. А колючая проволка должно быть проходила строго по границам земельного участка. Видно это было по особым маленьким отметкам в виде столбиков с белой шляпкой, один из них я сразу заприметил, ещё на углу забора.
Таким образом, моя ориентация на местности меня не подвела. Орехи, находящиеся перед проволкой, в овраге или на склоне — были «общественными», а те, что за проволкой — уже частные, сбор которых, без особого согласия владельца, мог бы действительно стать обоснованием для привлечения блюстителей порядка к исполнению долга по принуждению к его соблюдению.
Привлечение же наряда без такого «железного обоснования» обернулся для инициатора звонка с требованием разобраться, разъяснениями ему же и за его счёт.
К разъяснениям относилась не только информация о том,
— что такое т.н. «пограничный камень» (Grenzstein), разделяющий частную территорию и общественное место,
— что такое место общественного пользования или общественная тропа (öffentlicher Weg), а так же
— находящиеся на них предметы, например в виде плодов, включая как отличать одно от другого, находясь на природе.
Так, аллеи, тропы, дороги и пути подлежат регулированию местным административным органом и сводятся к обычному рамочному закону, а именно Закону о Федеральных дорогах (Bundesfernstraßengesetz, FStrG) и местным, Законам Федеральных Земель (напр. BayStrWG или StrG-BW) и отличаются они от частных дорог (private Wege), путей и троп, которые требуют отдельной маркировки и регулирования.
К разъяснениям относилось неверняка и то, за что теперь «бдительному гражданину» придётся заплатить около 5,- евро прямо на месте при согласии с нарушением или в несколько раз больше, при несогласии и в предстоящем письменном установлении обстоятельств нарушения. Несмотря на то, что осуществлённое обращение к властям было хоть и с благими побуждениями, но всё же неразобравшись и не сориентировавшись на местности. А проведение заведомо ненужных опросов, разъяснений и ориентации — это отвлекает.
Мы продолжили прогулку, но далее мы с улыбкой обсуждали уже другое, а именно: почему «патрульные пацаны» отказались от орехов. Ведь они могли иметь и 5,- евро в гос. казну и целую горсть орехов одновременно. Вот действительно, «прибыльный» вызов получился бы, тем более, что в магазине орехи по 9,90 евро за кило, а тут: им позвонили, их пригласили и угостили, им ещё и «оплатили за необоснованное беспокойство».
В общем, у всех день был урожайный, спокойный и интересный, а у владельца гаджета в желтой куртке — не очень.
________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.