Споры между наследниками почти всегда сопряжены с взаимными упрёками наследников в чёрствости, жадности, отсутствии «морального права», нежелании «войти в положение», желании «решить всё без суда», или просто ничего не делать, особенно если наследственное имущество фактически находится во владении одного из наследников.
В этом деле я представлял интересы наследницы «Е» — дочери наследодателя от первого брака, проживающей в Санкт-Петербурге, а на другой стороне были вторая жена наследодателя «В» и их сын «А», проживающие в г. Юрга, Кемеровской области.
При первом же разговоре с будущей доверительницей, она сообщила мне, что искала представителя для ведения всех её дел, связанных с принятием наследства на разных юридических сайтах, но наибольшее доверие у неё вызвал именно портал Праворуб, при этом доверительница была готова заплатить даже немного больше «средней цены», но заключить соглашение с адвокатом, имеющим соответствующую практику и профессиональную репутацию.
Мы договорились, хотя я и не горел желанием часто «кататься» в Юргу за 100 км от Кемерово, да не по самой лучшей дороге, но раз уж мы договорились и размер компенсации меня устроил, я честно отправился к нотариусу, ознакомился с наследственным делом, выполнил все необходимые формальности и получил свидетельства о праве на наследство.
Поскольку в состав наследства, помимо легкоделимых денег на банковских счетах, входило и недвижимое имущество (квартира в Юрге), в реальном получении доли в которой у моей доверительницы не было никакого интереса, я сразу предложил наследникам заключить, в соответствии со ст. 1165 ГК РФ, нотариальное соглашение о разделе наследства, чтобы избежать лишней траты времени и денег, но натолкнулся на полное непонимание ситуации юргинскими наследниками.
То ли кто-то из местных юрологов так «проконсультировал», то ли они сами до этого додумались, но юргинские наследники решили, что если ничего не делать, то всё «само рассосётся», единственную квартиру у них никто не заберёт, питерская наследница к ним не вселится, а значит можно ничего не бояться и игнорировать все предложения решить дело миром.
Однако, получив повестку и копию искового заявления, юргинские наследники опомнились, и решили признать иск, причём оба и разом, но выкупить долю моей доверительницы в квартире захотела только супруга наследодателя, вследствие чего мне пришлось самому разъяснять своим оппонентам, «что же теперь делать» и как дать суду возможность вынести решение в кратчайшие сроки.
Моя правовая позиция строилась на положениях ст. 252 ГК РФ и пп. 36 Постановления пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», согласно которому, при невозможности раздела имущества между всеми участниками общей собственности либо выдела доли в натуре одному или нескольким из них суд по требованию выделяющегося собственника вправе обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему денежную компенсацию, с получением которой сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
В результате, исковые требования моей доверительницы удовлетворены, более того — решение суда уже исполнено, хотя для его получения и пришлось потратить дополнительное время, поскольку выслать решение суда и исполлист без дополнительного напоминания почему-то не получалось и мне пришлось обращаться к председателю Юргинского городского суда с просьбой как-то облегчить нагрузку на судью, её секретаря и помощника, чтобы у них появилось время на изготовление и отправку судебных актов, и это сработало!