Мой будущий Доверитель жил- поживал, как он считал, в муниципальной квартире в городе Мурманске. Проблема возникла тогда, когда он решил эту квартиру приватизировать. Обратившись с соответствующим заявлением, он с удивлением узнал, что квартиру приватизировала при жизни еще его мама, умершая в 2017 году.
Договор приватизации был оформлен в 1999 году и в Росреестре зарегистрирован не был, о чем и было сообщено в письме Комитета имущественных отношений города Мурманска.
Поскольку никаких сведений о принятии наследства за умершей матерью, а зарегистрирована она была при жизни в Мурманске, не было, а Доверитель со дня смерти проживает в квартире, несет ее бремя содержания, было решено обратиться в суд и признать за Доверителем право собственности на спорную квартиру, поскольку фактически он наследство принял.
Однако, в ходе судебного процесса было установлено, что сестра Доверителя, проживающая в Белгородской области, после смерти матери обратилась к нотариусу по месту своего жительства с заявлением о принятии наследства в виде денежных средств на банковских вкладах.
Наследственное дело было тут же истребовано в суд. Его изучение показало, что имеются два законных наследника, один из которых наследство принял фактически, другой по закону через нотариуса. Спорная квартира в состав наследства не вошла по причине отсутствия ее регистрации в Росреестре.
У суда не было сомнений о включении спорной квартиры в состав наследства, но в силу положений пункта 2 ст. 1155 ГК РФ по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Таким образом, суд должен был определить доли наследников по 1/2 каждому. Это не устраивало моего Доверителя, так как квартирой он пользуется единолично. Сестра в пользовании этим жилым помещением не нуждается, она получила свою часть наследства в виде денежных вкладов.
Учитывая ситуацию, Адвокату удалось добиться соглашения о разделе наследственного имущества с сестрой Доверителя. Поскольку она проживала в другом регионе, ей по электронной почте было направлен проект соглашения, она его подписала и направила уже почтой России. Соглашение было представлено в суд. В судебном заседании сестра принимала участие посредством ВКС и подтвердила наличие соглашения.
Таким вот способом были защищены имущественные права Доверителя.