Мои доверители с двумя несовершеннолетними детьми совершали перелёт по маршруту Иркутск-Санкт-Петербург (рейс с транзитной пересадкой в аэропорту «Толмачево» г. Новосибирска), совершаемыми ПАО «Авиакомпания «Сибирь», и перевозили багаж без объявленной ценности. Это был запланированный двухнедельный отпуск.
По прилёту в Санкт-Петербург багаж они не получили. Поиски в день прилета и в следующие дни результата не дал.
Доверитель обратился ко мне за консультацией- как правильно себя вести у казанной ситуации. Я понимала, что с такой авиакомпанией (далее- АК) бороться можно лишь имея на руках серьёзные факты и козыри, дала ряд советов:
Ежедневно общаться с АК путем звонков и электронной почты
Все телефонные разговоры записывать
Составить перечень вещей, находившихся в багаже, с особыми приметами и сообщить это АК
Собрать все возможные документы, подтверждающие стоимость содержимого багажа
Приобретать в Петербурге вещи по разумной цене и сохранять все кассовые чеки
Когда доверители вернулись в Иркутск, багаж так и не был найден.
Мы обратились с претензией в АК, в ней просили выплатить
-штраф за задержку 11 июля 2018 года рейса в сумме 22 326 рублей (на четверых членов семьи)
— полную стоимость утраченного багажа в размере 269 477,05 рублей
— понесенные убытки, а именно: возместить стоимость приобретенных вещей в размере 77 186 руб.
— возместить стоимость юридических услуг, в размере 10 000 рублей.
— компенсацию морального вреда, причиненного по причине оказания некачественной услуги в размере 200 000 рублей (на четверых членов семьи). Мы понимали, что суммы, с учетом сложившейся практики, завышенные, но как говорится- проси больше.
В установленный срок ответа получено не было. К тому времени иск у нас уже был готов и через три дня после истечения срока ответа на претензию он был подан в Октябрьский районный суд г. Иркутска. Основали мы иск на Законе о защите прав потребителей, поэтому и местом подачи иска указали место жительства Истца-это было очень важно для обеспечения участия в процессе лично.
Во время принятия иска судом мы получили ответ о возмещении стоимости утраченного багажа в размере 13 800 рублей ( по 600 руб за 1 кг веса багажа).
В процессе Ответчики возражали и против подсудности, и против удовлетворения все требований в полном объеме, и обвиняли нас в злоупотреблении правом.
В результате, прошло несколько судебных заседаний, Ответчик уведомлялся, как говорили- представлляи возражения, но в процесс ни разу не пришли, несмотря на то, что в Иркутске есть представительство АК.
Результат- заочное решение о частичном удовлетворении требований и взыскании с АК штрафа за задержку рейса в размере 50 руб., убытков в виде стоимости приобретенных вещей в размере 78 074 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, штрафа в размере 49 062 рубля в пользу Истца и взыскании в пользу супруги Истца и двоих детей штрафа за задержку рейса в размере 150 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, штрафа в размере 10 075 рубля.
Итого на семью взыскано 207 411 рублей.
Как видим-основная сумма- убытки (приобретенные в Питере вещи на всю семью). Мы их обосновали следующим: в сложившейся ситуации Истцы и их дети, находясь в чужом городе, в период с 11 июля 2018 года по 25 июля 2018 г., из-за утраты по вине Ответчика багажа, оказались без медикаментов, предметов первой необходимости, без сменного белья и одежды. Истцы и их дети были лишены возможности посетить запланированные на первые дни пребывания в Санкт-Петербурге места отдыха, экскурсии.
Чтобы иметь возможность на протяжении 14 дней прожить в чужом городе до даты возвращения в Иркутск (билеты были приобретены заблаговременно), Истец понес убытки (ч.2 ст. 15 ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права…), так как он был вынужден нести дополнительные финансовые расходы для приобретения необходимых вещей взамен тех, что были в багаже. В соответствии с п. 2, 3 ст. 13 Закона о ЗПП эти убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме.
Моральный вред обоснован был следующим: Согласно ст. 15 Закона о ЗПП, Истец и его семья имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного им в связи с некачественным оказанием Ответчиком услуг, а именно — задержки рейса и утрате багажа.
Кроме существенных материальных затрат Истцам и их несовершеннолетним детям Ответчиком причинен существенный моральный вред, выразившийся в следующем:
Как, во время поездки и после нее, они испытывали нравственные страдания от того, что, выехав в незнакомый город, оказались в такой ситуации, когда были вынуждены произвести незапланированные расходы, из-за чего Истцы и дети могли остаться без необходимых денежных средств. При этом, данную поездку Истцы запланировали еще с 2017 года, приурочив её к дню рождения дочери Истцов — Олеси, для чего регулярно откладывали денежные средства. Однако, отдых семьи, а самое главное — детей (16-ти и 11 лет) был безнадежно испорчен в связи с тем, что по причине пропажи багажа планы (в частности о посещении некоторых экскурсий, аквапарка, празднования дня рождения ребенка) были изменены в связи с возникшими материальными трудностями, связанными с незапланированным приобретением вещей для семьи.
Истец вынуждено прервал начатое до отъезда из г. Иркутска лечение позвоночника, так как в багаже находились необходимые для лечения: корректор осанки, ортопедические подпятники, медикаменты и витаминные препараты.
Истцы до настоящего времени испытывают тяжёлые моральные страдания из-за всего произошедшего, так как вместо долгожданного счастливого семейного отпуска, семья все две недели отпуска из-за утраты багажа пребывала в стрессе, и до сегодняшнего дня всё произошедшее не даёт покоя. Истцам непонятно, почему, оплачивая такую высокую стоимость авиационных билетов, пассажир не получает никаких гарантий сохранности его частной собственности.
Из-за нарушения Ответчиком взятых на себя обязательств, был испорчен отдых, на который Истцы и их дети вправе были рассчитывать, оплачивая в полном объёме услуги перевозчика.
Прикладываю наш расчет исковых требований:
Штраф за задержку рейса
22 326 (двадцать две тысячи триста двадцать шесть) рублей = из расчета 2 часа задержки рейса на каждого пассажира, что составит 25%)за 1 час) х 2 (2 часа задержки) = 50% от МРОТ (5 581.5 руб.) х 4 (количество пассажиров)
2.Стоимость утраченного багажа = 269 477,05 (двести шестьдесят девять тысяч) 05 рублей
3.Убытки = 78 074 (семьдесят восемь тысяч семьдесят четыре) рублей
4.Моральный вред = 200 000 (двести тысяч)рублей
5.Судебные расходы:
Услуги представителя-50 000 (пятьдесят тысяч) рублей
Расходы по выдаче доверенностей= 1500 + 1700 = 3 200 (три тысячи двести) рублей
Итого: 623 077 (шестьсот двадцать три тысячи семьдесят семь) руб.05 коп.
Несмотря на то, что сумма удовлетворения требований в три раза меньше заявленной ко взысканию, считаю это дело своей победой. Так как она превышает выплаченную АК компенсацию в 15 раз!
P.S. Кроме гражданского иска нами было подано заявление о возбуждении уголовного дела по факту кражи багажа. Дело было возбуждено, и естественно, приостановлено за не установлением виновных лиц. НО это было в принципе уже не важно, так как возбуждение уголовного дела нужно нам было для подкрепления своих позиций в суде.
P.P.S. Ответчики подавали заявление об отмене заочного решения, в отмене отказали. Апелляцию они не подавали. После возбуждения исполнительного производства (ОССП г. Обь) через неделю деньги были перечислены Истцу.