С Рождеством Христовым!
На днях один коллега и приятель принес в храм освящать икону на которой были изображены два человека, обличенных в светские костюмы. Очень интересная икона! Кто же эти святые, которые изображены на ней?
Святые новомученики адвокат Иоанн Ковшаров и профессор права Юрий Новицкий. Именно им, а точнее их последнему пути посвящена настоящая статья.
Революция, гражданская война, голод. Эти картинки знакомы моему поколению с самых ранних лет. Позднее, в период перестройки эти картинки стали дополняться съемками разрушения храмов, изъятия церковных ценностей, а по сути грабежа.
Действительно, начало 20-х было сопряжено с голодом. Власть осуществлялась истинными безбожниками. Еще самым живым образом воспринимался лозунг экспроприировать у экспроприаторов, а по сути грабь у тех, кто имеет. В Русской Православной Церкви действительно хранились сокровища. Духовные. Веками верующие жертвовали материальные ценности на украшение этих сокровищ. Молодая власть решила забрать все это накопленное веками себе.
Иван Ковшаров до революции был присяжным поверенным. Неоднократно защищал в том числе и будущих экспроприаторов экспроприированного. С 1912 года выполнял обязанности юрисконсульта Александро – Невской Лавры в С- Петербурге. Т.е. фактически являлся адвокатом как самого религиозного учреждения, так и представлял интересы проживающих монахов. С приходом новой власти стал представлять интересы не только Лавры, но фактически всех петроградских приходов. Его деятельность заключалась во взаимодействии с государством с целью защиты интересов приходов, препятствие их закрытию. Он сопровождал священнослужителей в переговорах с властями. Кроме того, им было испрошено и получено разрешение на открытие благотворительной столовой. Столовые функционировали на Песках и в Лавре.
Вместе с тем, Православная Церковь не отстранилась от нужд своей паствы. Голод начала 20-х и последующий декрет об изъятии церковных ценностей были встречены с пониманием. РПЦ не отказывалась передать материальные ценности для борьбы с голодом. Более того, самостоятельно, не дожидаясь декретов, направляла материальные ценности в помощь голодающим. Но надо понимать, что церковная утварь не вся одинакова и не вся одинаково может изыматься. Одно дело оклад иконы, другое Чаша для Святых Даров.
Иван Ковшаров вел работу с государством по изъятию церковных ценностей, направленную на соблюдение порядка их изъятия для предотвращения осквернения святынь. После проведения определенного обряда золото, из которого сделан Дискос, становится просто металлом. Также одним из направлений его служения была работа по установлению контроля за использованием переданного именно для помощи голодавшим, а не банальному обогащению отдельных людей. Но к сожалению особо ярые и нетерпеливые представители новой власти воспринимали как препятствование, контрреволюцию. В итоге Иван Ковшаров 29 апреля 1922 года был арестован.
Вместе с ним по этому же делу были арестованы священнослужители и профессор права Юрий Новицкий. До революции он занимался уголовным правом, особый профессиональный интерес состоял в преступлениях против личности. Он был сторонником особого процессуального подхода к разбирательству дел, связанных с совершением преступлений малолетними преступниками. В т.ч. по его инициативе был создан отдельный суд для такой категории. Кроме того, по его инициативе был создан приют для детей чьи родители были отправлены в ссылку, на каторгу либо тюрьму.
После революции и наступления голода, профессор, являясь председателем Общества петроградских православных приходов пытался наладить взаимодействие между государством и Церковью для оказания помощи голодающим. Тем не менее эта деятельность была воспринята как контрреволюционная. Как итог арест.
Всего судили 16 человек. Новомученики, являясь профессионалами права, не признавали вину. В процессе рассмотрения приводили доводы и доказательства отсутствия не только своей вины, но и вины подсудимых священников. Более того, Юрий Новицкий. Осознавая бесполезность своих усилий по защите, предвзятость суда, в своем последнем слове просит не за себя, он просит за остальных подсудимых:
«Если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных».
После длительного фарса, названного судебным процессом, в ночь с 12 на 13 августа 1922 года Юрия Новицкого, Иоана Ковшарова, вместе с митрополитом Вениамином и Архимандритом Сергием расстреляли. Остальным смертную казнь либо заменили короткими сроками заключения, либо помиловали.
Могли ли юристы избежать преследования, а тем более наказания?
Да, безусловно. Из источников, описывающих их жизнь, видно, что они могли как покинуть Россию и практиковать за границей, так и отказаться от деятельности по представлению интересов Церкви. Конечно они ясно понимали, что власть уже не изменится, любая церковь будет вне закона. Диктатура пролетариата осуществляется в полной мере. И с точки зрения человека, придерживающегося обывательских ценностей, модель поведения, не предусматривающая споров с государственными структурами в этой ситуации вполне понятна и объяснима. Но в этом случае речи о понятии профессиональный долг, честь идти не может.
Св. муч. Иоанн сотрудничал с Александро – Невской Лаврой с 1912 года и не оставил своего доверителя в связи с изменением обстановки, продолжал самоотверженно выполнять свой профессиональный долг, не взирая на смертельную опасность.
Св. муч. Юрий отказался от иммиграции. Оставался верен своей профессии и своему долгу до последнего дня.
Жизнь и подвиг св. мучеников Иоанна и Юрия является безусловным примером выбора приоритета ценностей для профессионала. Особенно это актуально в последнее время, когда нарождающееся юридическое сообщество, еще не сформировавшись, уже стало разъедаться дрязгами. И что печально, в основе этих конфликтов лежит исключительно «золотой телец», либо личные амбиции, не связанные с профессиональной реализацией как юриста.
Единственным местом и способом реализации амбиций для настоящего профессионала в области права может являться только его профессиональная деятельность, его профессионализм, следование долгу и чести. Это содержится не только в нормах КПЭА, этому нас учит и пример отношения к профессии, показанный св. муч. Иоанном и Юрием.