Чаще всего, в комментариях и публикациях, адвокаты по назначению («бесплатный адвокат от государства») упоминаются с негативным оттенком. Самое популярное сравнение про тридцать серебряников. Думаю, это надоело всем, включая Федеральную палату адвокатов РФ.
Что изменилось? С 2016 года принята в работу система распределения вызовов для адвокатов по назначению. Таким образом, работники следствия или суд не могут выбирать произвольного (удобного им) защитника. В некоторых регионах есть электронная система распределения, в других живой человек «на телефоне» от местной палаты адвокатов (координатор).
Как бы адвокат не старался угодить следователю, теперь лишние дела и подзащитные ему не перепадут. То есть, убрали единственную цель – получить больше лёгкой работы в качестве «карманного адвоката». Не секрет, что в каждом регионе были дисциплинарные дела о наказании некоторых бессовестных людей, которые могли за один рабочий день «защитить» по 1-10 человек. И так каждый день. Это те самые «кивалы», «карманные адвокаты следствия» и прочие менее популярные эпитеты.
Подобные действия сейчас – профессиональное самоубийство, потому что адвокатские палаты стараются пресечь подобный позор и это наказывается лишением статуса (чаще всего с максимальным сроком запрета на сдачу экзамена).
Важно понимать и помнить, что есть жизнь за пределами нескольких городов-миллионников, где люди готовы платить по 250 тысяч за следствие и 100-150 за этап суда по любым уголовным делам или 50 тысяч за «развод без детей и имущественных споров».
Не скажу за всю Одессу, но в нашем регионе люди сомневаются платить ли им в десять раз меньше (!), например, 25-30 тысяч за всё (следствие + суд) или проще отсидеть лишние полгода. Ну или получить максимальное наказание, не связанное с лишением свободы (когда работа адвоката могла бы сократить длительность условного срока либо отработки).
Хотя, конечно есть люди, которым просто жалко денег.
Про то, что часть подзащитных по назначению не всегда видишь трезвыми (в этом случае надо подождать день, а не молча подписывать следственные действия) – даже не стоит упоминать. Это довольно значительная группа людей, у кого просто нет денег на что-то кроме продуктов на пару дней.
В этом плане, работа адвоката по назначению ассоциируется с работой врача. Не все пациенты тебе нравятся, но есть некоторое профессионально-этическое обязательство, которое ты добровольно выполняешь.
Любое дело проходит несколько стадий, на которых у всех есть свои цели и задачи:
- Следствие хочет собрать достаточно материала для отправки дела в суд и так чтобы прокуратора не вернула на доследование или вообще не «закрыла» за жуткие косяки (такое тоже бывает, но… но без помощи ВАШЕГО адвоката крайне редко);
- Прокуратура имеет свои показатели работы, в том числе ХХ дел ей надо вернуть на доследование, а всё что она «пропустила» в суд – должно дойти до приговора. Потому что прокурор «не мог» одобрить передачу в суд, если в деле есть грубые ошибки или недоделки;
- Суд старается вынести решение (приговор), которое «устоит» на этапе обжалования;
Где-то в этом списке вы заметили пункт «наказать помягче» или «отпустить»? Вот и я не вижу.
Что может (и должен) сделать адвокат по назначению?
Теоретически, всё тоже самое что и работая за гонорар с шестью нолями. Практически, все понимают, что в любой профессии есть «должен» и «может». Вряд ли адвокат по назначению поедет за свой счёт разыскивать свидетеля в глухой деревне за 300 км от места следствия.
- При первой встрече я задаю три вопроса до начала работы:
- У вас есть адвокат, которого вы хотите пригласить для защиты или может ваши родственники готовы нанять?
- Раз у вас нет «своего» адвоката, то я буду защищать ваши интересы по назначению «от государства», вы согласны?
- Понятно в чём вас обвиняют, всё было точно так или вы имеете другое мнение, отличаются какие-то детали?
Этого достаточно чтобы не подставить человека, когда подзащитный даёт признательные показания в присутствии адвоката по назначению, а потом приезжает его «платный» адвокат, но его работа будет уже испорчена.
Опять же, этого достаточно для выяснения позиции подзащитного – может у него явка с повинной, может действительно всё так было и ему ничего лишнего «не добавили». Словом, это план минимум с которого нужно вступать в дело по назначению.
Следователю для «готовности» дела требуются две любые характеристики на подозреваемого. И не важно, что там будет написано. Сами подозреваемые (уже считай обвиняемые) на это не обращают внимания.
Работая в качестве «бесплатного адвоката», я обязательно объясняю этот факт и клиент целенаправленно собирает положительный характеризующий материал на себя. Казалось бы, «мелочь», но на основании Постановления Пленума ВС это «подталкивает» суд учесть данные о личности и назначить наказание с индивидуальным подходом.
Второй этап —работа со следствием, когда закладывается основа для действий защиты на этапе суда или хотя бы «повод» для снижения размера наказания. На следствии важно внимательно проверять какие показания даёт подзащитный, потому что часто встречается недобросовестное отношение сотрудников:
- вместо «мы пешком поднялись на 9 этаж» будет «мы поднимались по лестнице громко переговариваясь между собой, до этого выпили по 0,5 пива»;
- вместо «я не планировал вступать с ней в интимную связь» будет «я попытался, но не смог из-за отсутствия эрекции»;
Удивительно, как много людей даже не пытаются понять, что и какими словами написано в том, что они якобы рассказали следователю. А платить штраф или сидеть – именно им, вполне возможно именно из-за лени или излишней доверчивости!
Если адвокат хотя бы одним глазом будет смотреть в дело, то подобные грубые «неточности» будут убраны после первого (иногда второго) напоминания следователю.
Кое-где может получиться изложить другими словами, скажем по ст. 228 УК «для личного употребления», а не для «продажи и распространения» или «обыграть» мелкие нарушения следствия.
Предпоследний этап это судебный процесс (последний — обжалование приговора). Общие рекомендации как себя вести и что говорить. Ещё раз убедиться, что собрано много положительного характеризующего материала, а в деле всё изложено максимально в пользу подзащитного.
Как правило, при такой подготовке наказание будет мягче, чем если человек попадёт в суд с делом от следователя в котором есть всё что должно быть по закону, но ничего хорошего лично для подзащитного.
Всё что написано выше – в какой-то мере это часть работы адвоката. Разница в том, что по назначению это типовой план действий и достаточный для 99% случаев. При работе за гонорар это лишь минимум, который нужен если не получится сделать других результативных действий в защиту клиента.
Считаю, что как бы плохо не отзывались о работе адвоката по назначению, но это необходимое и полезное явление. Именно для той значительной доли населения, кто не осиливает оплатить даже 25-30 тысяч рублей за защиту в «простых» делах.
В конце-концов, нет гарантий что вы дозвонитесь до своего адвоката в момент задержания и именно ваши первые объяснения будут играть весомую роль в дальнейшей защите.
Надеюсь, что имеющиеся начинания по улучшению работы «назначенцев» будут продолжены и лет через 10-15 презрительные эпитеты про работу бесплатного адвоката останутся только как элемент недобросовестной саморекламы.