В этой заметке расскажу про два дела из работы «по назначению»: оба случая абсолютно одинаковые (статья, судья, даже сумма кражи), но итоги – очень разные:
№1 — два года условно со взысканием процессуальных издержек на «бесплатных» адвокатов;
№2 – уменьшение тяжести преступления с освобождением от уплаты штрафа;
Пункт «Г» части 3 ст. 158 УК РФ это кража совершенная с банковского счета или электронных денежных средств. Звучит, словно преступник должен быть хакером взломавшим банковскую систему или хотя бы добывшим у жертвы «код доступа».
По факту, именно так любят квалифицировать ЛЮБУЮ кражу денег с использованием приложений онлайн-банков или даже через смс-команды (как у Сбера – смс с текстом «перевод 9026679999 3000»).
Как происходят подобные преступления (кражи)?
Самый типовой случай это потеря телефона с привязанной к номеру картой банка (перевод денег через смс-команды) или когда потерпевший по какой-то причине открывает доступ к приложению своего интернет-банка. По странному совпадению это часто случается во время распития алкогольных напитков.
Есть ещё один менее популярный способ, когда банковская карта потерпевшего привязывается к чужому номеру и дальше человек (обвиняемый) спокойно управляет картой со своего телефона.
С моей точки зрения (про тоже самое объяснил нам Верховный Суд), подобные случаи не относятся к «высокотехнологичной» краже с банковского счёта. По факту, это банальный случайный доступ к телефону жертвы, как и к забытому кошельку.
Дьявол кроется в деталях – по части третьей ст. 158 УК РФ срок до 6 лет, а значит это считается тяжким преступлением и невозможно примириться с потерпевшим или прекратить дело для человека впервые совершившего преступление. Даже если ты перевёл с чужой карты себе 3-4 тысячи рублей.
Хотя, для обычной кражи (часть 2 ст.158) срок до 5 лет и пожалуйста, примиряйся сколько хочешь. Только начиная от суммы кражи в 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей мы переходим к тяжкому преступлению и теряем возможность «закрыть» дело малой кровью.
В обоих случаях я предлагал подзащитным на стадии следствия заявить ходатайство о переквалификации деяния с последующим примирением с потерпевшим, но подозреваемые старательно прислушивались к «советам» следствия. Которому, вероятно, лучше раскрыть тяжкое преступление.
Это выбор подзащитного, с точки зрения кодекса этики мы должны уважать подобное...
И так, дела ушли в суд. В чём же разница?
Подзащитный № 1 – игнорировал рекомендации возместить ущерб потерпевшему, «провалил» сбор положительных характеристик и, мне кажется, искреннее верил, что если его осудят, то деньги возвращать не надо.
Отдельно скажу, что несчастный потерпевший ходил в суд полтора месяца, прежде чем понял что никто и ничего ему не вернёт.
Так совпало, что в процессе рассмотрения дела в суде я простыл и назначили нового адвоката. Который через месяц тоже заболел и только с третьим защитником суд дошёл до приговора. :)
Подзащитный №2 – положительные характеристики собрали ещё на этапе следствия, ущерб возместили до первого заседания суда. Конечно, обеспечили явку потерпевшего, который был согласен на примирение. Единственная проблема – по тяжкому преступлению такого «не положено».
После допроса потерпевшей, приобщения документов подтверждающих компенсацию вреда и желание закончить дело миром — сторона защиты заявляет ходатайство о переквалификации на менее тяжкую статью п. «В» ч.2 ст. 158 УК РФ (обычная кража с ущербом, который имеет значение для потерпевшего).
Суд к прислушался к нам, хотя и выразился немного иначе – просто снизил тяжесть на одну ступень, с тяжкого до средней тяжести. Чтобы не обижать следствие :).
В итоге, назначается наказание в виде штрафа, от которого подзащитного сразу же освобождают на основании ст. 302 УПК РФ. И уж, конечно, даже не стали взыскивать судебные издержки на оплату «бесплатного адвоката от государства».
nota bete: Если бы подзащитный № 2 не столь сильно верил следствию, то мы скорее всего добились бы переквалификации и прекращения дела ещё на этапе следствия. Но даже как получилось – очень заметная разница по одинаковым делам, которые рассматривал один и тот же судья.
Мораль? Нет её, каждый сам выбирает чьи советы слушать.
Тексты приговоров есть в открытом доступе на сайте Пролетарского районного суда Саранска Республики Мордовия, дела № 1-192/2020 и 1-57/2021.
Так как это раздел судебной практики, прикрепляю образец ходатайства переквалификации и снижении категории тяжести. Если вы впервые участвуете в подобном деле, то буквально за два клика мышкой можно подогнать текст под конкретные обстоятельства.
Если вы обвиняемый (подсудимый) и пытаетесь защищать себя сами – не рискуйте, потому что из-за мелочи упущенной по незнанию, вы можете испортить себе даже такое относительно «счастливое» окончание дела. Дайте своему адвокату ссылку на этот текст.