Административная ответственность по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не имеющие установленных сроков годности или срок годности которых истек, в обороте находиться не могут.
В статье 24 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. В случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного постановлением Правительства России от 29.09.1997 N 1263, некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая: имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке такой продукции; не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которой не имеется такой информации.
Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
Согласно пункту 5 Положения N 1263 некачественная и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ.Пищевая продукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
Ответственность за сохранность такой пищевой продукции несет ее владелец.
В соответствии с пунктом 1.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469:
биологическими отходами являются:
— трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
— абортированные и мертворожденные плоды;
— ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
— другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Из разъяснения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенного в письме от 06.04.2015 N ВГ-13-23/4402, следует, что для квалификации биологических отходов следует исходить из общего принципа, включены ли данные отходы в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
К примеру, при разграничении понятий «биологические отходы» и «отходы, содержащие животные жиры», следует применять общий принцип, при котором отходы, содержащие животные жиры, подразделяются на две категории: включенные в ФККО и, следовательно, не являющиеся биологическими отходами; не включенные в ФККО и являющиеся биологическими отходами.
В пункте 1.4 Ветеринарно-санитарных правил предусмотрено, что на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д.), возлагается обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания), из чего следует, что для привлечения к ответственности за несоблюдение положений Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов обязанность доказать, что выявленный в ходе проверки товар является биологическими отходами лежит на административном органе.
В наше время, всегда нужно срабатывать на опережение, и чем быстрее юридические лица, обратятся к профессиональным юристам по защите своих интересов и своего товара, тем намного больше шансов избежать убытков (уничтожение товара) и штрафа от полумиллиона рублей.


Уважаемая Наталья, спасибо за полезную и своевременную для меня статью! Привлечение к административной ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил и технических регламентов очень популярно, а штрафы там очень даже не детские. При работе по таким делам очень важно разбираться в нюансах квалификации, потому как сами инспектора стараются «запихнуть» в протокол максимум нарушений по наиболее тяжёлым статьям.
Уважаемый Иван Андреевич, благодарю за внимание к публикации. Протоколы по данной статье являются самыми ходовыми, т.к. штрафы приличные. При проверке организации инспекторов интересуют все холодильники, и даже мусорные баки ТБО на тер-рии организации, чтобы сказать: да, у вас, тут биологические отходы, непорядочек, протокольчик получите.
Очень рада, если моя рубликация Вам поможет в подобых спорах :)
Уважаемая Наталья, ставлю в избранное, тема очень специфическая и если с ней столкнешься сразу и без стакана не разберешься, надеюсь, что пригодится. Спасибо за статью.
Уважаемый Дмитрий Борисович, благодарю за отзыв. Нередко мне приходилось наблюдать, когда штатные юристы предпринимателей-производителей или нанятые составляли шаблонные претензии и абсолютно не вникали в состав административного правонарушения, т.е. не разбирали его по косточкам. Специфическая нормативка она непростая, надо знать изнутри, как это происходит, потому что «нахлобучить» для инспектора это пара пустяков, тем более что в судах у административного органа имеется внегласное преимущество.
Уважаемая Наталья, спасибо, очень интересная тема публикации.(Y)
Уважаемая Алёна Александровна, благодарю за отзыв.(F)
Тема специфическая, попробую по каждой адм.статье по данному направлению, подготовить следующие публикации. Праворубцы мне помогали советами, я с ними поделюсь своими «секретиками» (giggle)