Во время наших оффлайн-мероприятий не бывает закрытых тем, и как во время официальной части, так и во время вечернего неформального общения, регулярно поднимаются вопросы о том, что происходит на рынке юридических услуг, куда мы катимся, к чему придём, и как в этих условиях выживать и работать нормальному юристу.
В этой статье я попытаюсь обобщить основные обсуждаемые проблемы и своё видение их решения.
Чаще всего коллеги сетуют на нехватку реальных, адекватных и платёжеспособных доверителей, и на засилье идейных халявщиков и принципиальных «самолеченцев» в интернете, и общий спад деловой активности на фоне всё более заметной монополизации и огосударствления целых отраслей экономики.
На мой, сугубо личный взгляд, истоки этой проблемы кроются не только в не самой эффективной экономической политике государства, но и в общем падении уровня образованности, культуры, и мотивации большинства населения, особенно молодёжи.
Очень немногие представители молодёжи — поколения ЕГЭ читают книги и вообще что-то серьёзное, большинство разучилось думать и ставить перед собой действительно важные цели — их клиповое мышление, ограниченность кругозора, отсутствие самокритичности и внутреннего созидательного посыла, обрекают их на бестолковое потребительство и как следствие — беспросветную закредитованность.
Это большинство практически бесперспективно не только для страны, но и для человечества в целом, это потерянное для науки и прогресса поколение, но это самое большинство — будущие банкроты, должники по исполнительным производствам, то есть будущие клиенты юристов, и те коллеги, кто это понимает, могут уже сейчас готовиться к приёму таких будущих клиентов.
Отсутствие сколько-нибудь внятного регулирования рынка юридических и рекламных услуг привело к тотальному замусориванию интернета обещаниями решить любую проблему, дёшево, быстро и гарантированно. Поколение ЕГЭ неспособно критически оценивать реальность подобной рекламы и в силу собственной недальновидности легко ведётся на такие посулы, за которыми следует неизбежное разочарование и в мозжечках большинства населения укореняются представления о «естественной» дешевизне юридических услуг, граничащей с полной бесплатностью, но при этом практически полной бесполезностью и ненужностью таких услуг.
В итоге — большинство населения не только не способно оценить реальную стоимость квалифицированной юридической помощи, но считают юриспруденцию чем-то призрачным и совершенно бесполезным для себя лично, предпочитая решать свои проблемы методом ходьбы по граблям. Большинство населения — НЕ является потенциальными клиентами юристов, максимум к чему оно готово, это покупка шаблонов и прочих бесполезных бумажек, и на этом зарабатывают исключительно рекламные и юридические агрегаторы, но никак не сами юристы.
К сожалению, большинство сотрудников правоохранительных органов уже тоже принадлежат к поколению ЕГЭ, и слишком мало внимания уделяют таким юрологам — продавцам «писем» генеральному прокурору, депутатам, и прочим бесполезным адресатам, хотя могли бы сильно улучшить свои показатели раскрываемости по ст. 159 УК РФ, даже не вставая со стула.
Но настоящая беда состоит в том, что даже среди юристов, считающихся яркими индивидуалистами, очень распространён стадный инстинкт, который заставляет большинство юристов-эгоистов включаться в гонку агрегированной саморекламы и бессмысленный аукцион на понижение собственной ценности. Любые попытки обогнать юрологов-маркетологов на их же собственном поле заранее обречены на провал, и либо приводят неофитов в толпу «юридических негров», либо попросту выталкивают из профессии.
Во время банкета, завершающего конференцию «Технологии права 2021», выяснился интересный факт — оказалось, что всего двое участников мероприятия не имеют клиентов, пришедших с Праворуба, в то время как для всех остальных, обращения доверителей с нашего портала стало уже обыденностью.
Даже поверхностный анализ профилей «обделённых» клиентами с Праворуба участников показал, что у обоих нет не то что интересных и практически полезных публикаций, но и вообще никаких. Их поддомены уныло-стандартны (user123456), заголовки и мета-теги отсутствуют, а описания больше похожи на рекламные листовки, которые раздают прохожим возле метро — глазу даже зацепиться не за что.
В своих выступлениях на наших конференциях я много раз объяснял, что настоящая, правильная, реклама, не должна даже восприниматься как реклама, и те, кто это понял, уже сделали выводы и получают свои заслуженные дивиденды.
Так же я неоднократно объяснял, что заработать в любой отрасли можно только двумя способами — либо на обороте, либо на эксклюзиве, и те кто это понял, уже давно не участвует в гонке люмпен-юристов за клиентами-нищебродами, переключившись на работу с совершенно другой категорией доверителей, и ведут дела совершенно другого качества.
Так чем же отличаются «обделённые» юристы от преуспевающих?
Причин конечно же несколько, но я постараюсь перечислить основные из них:
Первые стараются «не выпячиваться», быть «как все», и не спешат делиться с коллегами своими наработками, но в итоге теряются среди тысяч таких же бесцветных конкурентов. Вторые всегда индивидуальны, не боятся делиться своим опытом с коллегами и не боятся конкуренции, поскольку легко кооперируются с коллегами и успешно работают над совместными проектами.
Первые думают только о собственной, сиюминутной выгоде, а вторые способны работать на перспективу, и не только для себя лично, но и для всей команды, получая при этом синергический эффект.
Первые считают себя самыми умными, самодостаточными, непогрешимыми, и никто им не указ — каждый из них пытается либо подражать кому-то, либо «изобретает велосипед» самостоятельно. Вторые всегда готовы учиться, восприимчивы к конструктивной критике, и готовы работать в команде.
Первые эгоистичны, и делают что-то только для себя-любимого. Вторые способны поступиться личными амбициями, ради достижения более масштабных, общих целей.
Первые сжигают свой рекламный бюджет в соцсетях, директе, и прочих «лидогенераторах», получая массу бесполезных звонков от халявщиков и неадекватов. Вторые не распыляются, а создают точки притяжения на профессиональной площадке Праворуба.
Я бы и рад ошибиться, но мои личные наблюдения последних лет позволяют мне сделать прогноз о том, что в ближайшие годы соцсети и прочие «базарные» площадки существенно потеряют своё информативное значение, превратившись в обычные болталки.
Большинство этого даже и не заметит, но вот приоритеты думающей части населения сместятся в сторону специализированных, профессиональных ресурсов, и поиск нужных специалистов, настоящих профессионалов, будет проходить именно на них.
Более того, даже на специализированных, профессиональных ресурсах, будет происходить расслоение пользователей по качественному признаку, «весомости» личного портфолио, и принадлежности к внутренним командам — кланам единомышленников, поскольку именно такие группы профессионалов способны оперативно решать действительно масштабные задачи, в том числе дистанционно.
Естественный отбор происходит везде и всегда, и никто не в силах избежать его, и те, кто способен понять это, кто способен сплотиться для решения общих задач, вместо эгоистичного самолюбования в очереди на банкротство, способны достичь каких-то высот не только в своей профессии, но и в более широком смысле.