Нередко встречаются такие ситуации, когда типовых вопросов психологической экспертизы может явно не хватить. Поэтому придется самостоятельно составлять нетиповые вопросы, избегая при этом ошибок.
Прочитать статьи «Шпаргалка для адвоката: типовые вопросы психологической экспертизы»
«Частые ошибки при использовании типовых вопросов психологической экспертизы»Чтобы правильно это делать, необходимо уяснить, что существует 3 типа понятий (применительно к нашей теме): правовые, экспертные и психологические.
Правовые понятия
Это те термины, которые относятся к области юриспруденции, права, судопроизводства. Ими оперируют те, кто имеет профильное образование — юристы, адвокаты, судьи, следователи. Эксперт-психолог правовыми понятиями в собственно экспертной работе не пользуется. И правовых понятий в вопросах быть не должно!
Это очень важно, поскольку эксперт не должен подменять собой суд и следствие. То есть он обязан находиться в границах своей компетенции. Решать правовые вопросы — не является компетенцией эксперта-психолога.
Психологические понятия
Психологические понятия в экспертизе суд и следствие не особо интересуют. Психология — наука весьма и весьма широкая. И если начать описывать подэкспертного по всем ее канонам, то можно извести очень много бумаги, причем абсолютно зря, поскольку лицо, назначившее экспертизу, интересуют вполне конкретные ответы на конкретные вопросы, а не детальное описание феноменов психики и психических процессов подэкспертного.
Экспертные понятия
А вот эти понятия как раз стоят между правовыми и психологическими, вбирая из тех и других то, что нужно для дачи заключения.
Экспертные понятия являются психологическими, трансформированными так, чтобы давать информацию об их правовых последствиях. В то же время это научные понятия, рассматривающие те или иные личностные феномены с точки зрения психологии, тогда как чисто правовые понятия могут иметь под собой нечто иное (например, «мотив» как правовое понятие и как психологическое определенно различается).
Только экспертные судебно-психологические понятия, соотносимые с нормами уголовного права, имеют юридическое значение.
Формулировка нетипового вопроса
Создание нетипового вопроса — это конструктор, в котором деталями являются экспертные понятия и обстоятельства делНапример, такой нетиповой вопрос: Имеются ли у подэкспертной какие-либо индивидуально-психологические особенности, характерные для детей, переживших сексуальное насилие?
Индивидуально-психологические особенности — это экспертное понятие.
Дети, пережившие сексуальное насилие — из обстоятельств дела, в котором подозревается насилие над ребенком.
Другой пример: Имеются ли в предоставленных материалах дела признаки психологического воздействия на подэкспертное лицо, оказавшее существенное влияние на его показания?
Психологическое воздействие — экспертное понятие.
Предоставленные материалы дела, показания — это из обстоятельств дела.
Важно учитывать, зачем вопрос задается. Ответ на него должен играть в пользу стратегии защиты. Лишних вопросов задавать не стоит. Равно как и не стоит задавать бессодержательные вопросы. Например: Оказывалось ли психологическое воздействие на ребенка в период проживания с матерью? Ответ: да, разумеется, как и на каждого ребенка оказывается влияние родителей. Бессодержательный вопрос = такой же бесполезный ответ.
Другое дело: Оказывалось ли негативное психологическое воздействие на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с матерью. В этом случае уже можно конкретно подтвердить или опровергнуть именно негативный характер воздействия, что уже важно для принятия судом решения.
Также необходимо воздержаться от использования правовых и исключительно психологических понятий. В первом случае эксперт должен отказаться от дачи ответа на вопрос правового характера. Во втором случае ответ эксперта может не нести никакого юридически значимого смысла и, соответственно, может быть бесполезным в стратегии защиты.
Список экспертных понятий
Экспертиза обвиняемых
— Индивидуально-психологические особенности (существенно влияющие на поведение во время совершения инкриминируемого деяния)
— Физиологический аффект, кумулятивный аффект
— Повышенное эмоциональное (психическое) напряжение, вызванное психотравмирующей ситуацией
— Личностная незрелость, обусловленная не психопатологическими факторами, ограничивающая способность к осознанной регуляции действий (если обвиняемый несовершеннолетний)
Экспертиза свидетелей и потерпевших
— Способность к восприятию важной для дела информации и способность воспроизводить эту информацию
— Нарушение способности понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с ним насильственных действий или оказывать сопротивление
— Причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству
— Психологическое воздействие
Экспертиза в гражданском процессе
— Способность к осознанному принятию решения и его исполнению
— Нарушение способности понимать существо сделки вследствие ошибочного восприятия и оценки ситуации
— Изменения психической деятельности гражданина: степень, стойкость, обратимость, длительность. Причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшими изменениями психики (по делам о компенсации морального вреда)
Экспертиза в делах по защите интересов ребенка
— Индивидуально-психологические особенности каждого из родителей
— Индивидуально-психологические особенности ребенка; особенности и уровень его психического развития
— Способность ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений
— Психологическое отношение каждого из родителей к ребенку
— Психологическое отношение ребенка к каждому из родителей, другим членам семьи
— Возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка
Выводы
При самостоятельной формулировке нетиповых экспертных вопросов эксперту-психологу важно:
1. Использовать экспертные понятия (избегать правовых и только психологических)
2. Четко понимать, зачем задается каждый конкретный вопрос
3. Выводить вопрос из обстоятельств дела (вопрос не абстрактный или обобщенный, а применительно к конкретной криминальной ситуации)
Настоятельно рекомендую ознакомиться со статьей профессора Сафуанова Ф.С. «Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы», в которой даны таблицы с подробными соотношениями правовых и экспертных понятий в психологической экспертизе.
С этой статьей вы больше никогда не запутаетесь при составлении нетиповых вопросов эксперту-психологуМакарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com