Нередко встречаются такие ситуации, когда типовых вопросов психологической экспертизы может явно не хватить. Поэтому придется самостоятельно составлять нетиповые вопросы, избегая при этом ошибок.

Прочитать статьи «Шпаргалка для адвоката: типовые вопросы психологической экспертизы»

«Частые ошибки при использовании типовых вопросов психологической экспертизы»
Чтобы правильно это делать, необходимо уяснить, что существует 3 типа понятий (применительно к нашей теме): правовые, экспертные и психологические.

Правовые понятия

Это те термины, которые относятся к области юриспруденции, права, судопроизводства. Ими оперируют те, кто имеет профильное образование — юристы, адвокаты, судьи, следователи. Эксперт-психолог правовыми понятиями в собственно экспертной работе не пользуется. И правовых понятий в вопросах быть не должно!

Это очень важно, поскольку эксперт не должен подменять собой суд и следствие. То есть он обязан находиться в границах своей компетенции. Решать правовые вопросы — не является компетенцией эксперта-психолога.

Психологические понятия

Психологические понятия в экспертизе суд и следствие не особо интересуют. Психология — наука весьма и весьма широкая. И если начать описывать подэкспертного по всем ее канонам, то можно извести очень много бумаги, причем абсолютно зря, поскольку лицо, назначившее экспертизу, интересуют вполне конкретные ответы на конкретные вопросы, а не детальное описание феноменов психики и психических процессов подэкспертного.

Экспертные понятия

А вот эти понятия как раз стоят между правовыми и психологическими, вбирая из тех и других то, что нужно для дачи заключения.

Экспертные понятия являются психологическими, трансформированными так, чтобы давать информацию об их правовых последствиях. В то же время это научные понятия, рассматривающие те или иные личностные феномены с точки зрения психологии, тогда как чисто правовые понятия могут иметь под собой нечто иное (например, «мотив» как правовое понятие и как психологическое определенно различается).

Только экспертные судебно-психологические понятия, соотносимые с нормами уголовного права, имеют юридическое значение.

Формулировка нетипового вопроса

Создание нетипового вопроса — это конструктор, в котором деталями являются экспертные понятия и обстоятельства делНапример, такой нетиповой вопрос: Имеются ли у подэкспертной какие-либо индивидуально-психологические особенности, характерные для детей, переживших сексуальное насилие?

Индивидуально-психологические особенности — это экспертное понятие.
Дети, пережившие сексуальное насилие — из обстоятельств дела, в котором подозревается насилие над ребенком.

Другой пример: Имеются ли в предоставленных материалах дела признаки психологического воздействия на подэкспертное лицо, оказавшее существенное влияние на его показания?

Психологическое воздействие — экспертное понятие.
Предоставленные материалы дела, показания — это из обстоятельств дела.

Важно учитывать, зачем вопрос задается. Ответ на него должен играть в пользу стратегии защиты. Лишних вопросов задавать не стоит. Равно как и не стоит задавать бессодержательные вопросы. Например: Оказывалось ли психологическое воздействие на ребенка в период проживания с матерью? Ответ: да, разумеется, как и на каждого ребенка оказывается влияние родителей. Бессодержательный вопрос = такой же бесполезный ответ.

Другое дело: Оказывалось ли негативное психологическое воздействие на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с матерью. В этом случае уже можно конкретно подтвердить или опровергнуть именно негативный характер воздействия, что уже важно для принятия судом решения.

Также необходимо воздержаться от использования правовых и исключительно психологических понятий. В первом случае эксперт должен отказаться от дачи ответа на вопрос правового характера. Во втором случае ответ эксперта может не нести никакого юридически значимого смысла и, соответственно, может быть бесполезным в стратегии защиты.

Список экспертных понятий

Экспертиза обвиняемых

— Индивидуально-психологические особенности (существенно влияющие на поведение во время совершения инкриминируемого деяния)

— Физиологический аффект, кумулятивный аффект

— Повышенное эмоциональное (психическое) напряжение, вызванное психотравмирующей ситуацией

— Личностная незрелость, обусловленная не психопатологическими факторами, ограничивающая способность к осознанной регуляции действий (если обвиняемый несовершеннолетний)

Экспертиза свидетелей и потерпевших

— Способность к восприятию важной для дела информации и способность воспроизводить эту информацию

— Нарушение способности понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с ним насильственных действий или оказывать сопротивление

— Причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству

— Психологическое воздействие

Экспертиза в гражданском процессе

Способность к осознанному принятию решения и его исполнению

— Нарушение способности понимать существо сделки вследствие ошибочного восприятия и оценки ситуации

— Изменения психической деятельности гражданина: степень, стойкость, обратимость, длительность. Причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшими изменениями психики (по делам о компенсации морального вреда)

Экспертиза в делах по защите интересов ребенка

— Индивидуально-психологические особенности каждого из родителей

— Индивидуально-психологические особенности ребенка; особенности и уровень его психического развития

— Способность ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений

— Психологическое отношение каждого из родителей к ребенку

— Психологическое отношение ребенка к каждому из родителей, другим членам семьи

— Возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка

 Выводы

При самостоятельной формулировке нетиповых экспертных вопросов эксперту-психологу важно:

1. Использовать экспертные понятия (избегать правовых и только психологических)

2. Четко понимать, зачем задается каждый конкретный вопрос

3. Выводить вопрос из обстоятельств дела (вопрос не абстрактный или обобщенный, а применительно к конкретной криминальной ситуации)

Настоятельно рекомендую ознакомиться со статьей профессора Сафуанова Ф.С. «Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы», в которой даны таблицы с подробными соотношениями правовых и экспертных понятий в психологической экспертизе.

С этой статьей вы больше никогда не запутаетесь при составлении нетиповых вопросов эксперту-психологу
Макарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Экспертные понятия в​ психологической экс​пертизе15.2 KB

Да 28 28

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Каданов Юрий, Петров Игорь, Немцев Дмитрий, Погорелова Татьяна, Абрегов Иланд, user23134
  • 23 Июня 2021, 10:30 #

    Спасибо, Инна Юрьевна, за предоставленный материал. Многое, как я понял из Вашей статьи, можно и нужно использовать, при формировании вопросов к экспертам, занимающихся не только вопросами психологической экспертизы. (handshake)

    +5
    • 23 Июня 2021, 10:32 #

      Уважаемый Юрий Олегович, спасибо. Да, общие принципы подходят к формулировке вопросов любых экспертиз, вы верно подметили.

      +5
  • 23 Июня 2021, 15:58 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, мы все знаем, к кому обратится за разъяснением! Спасибо за материал!

    +2
  • 25 Июня 2021, 10:06 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, спасибо Вам за интересную и полезную информацию! Сохранил

    +2
    • 25 Июня 2021, 11:43 #

      Уважаемый Иланд Альмирович, вам спасибо. Надеюсь, будет полезно.

      +1
  • 25 Июня 2021, 14:23 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, благодарю за полезную информацию. Как раз намечается психологическая экспертиза взаимоотношений родителей и ребенка. Определяем место жительства малыша

    +2
    • 25 Июня 2021, 14:34 #

      Уважаемая Татьяна Валерьевна, если ситуация стандартная, то должно хватить типовых вопросов

      +3
  • 27 Июня 2021, 12:22 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, спасибо за статью, ставлю в избранное, уверен, что обязательно пригодится.

    +1
    • 27 Июня 2021, 13:09 #

      Уважаемый Дмитрий Борисович, благодарю за доверие и внимание к публикации!

      +1

Да 28 28

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Шпаргалка для адвоката: нетиповые вопросы для психологической экспертизы» 5 звезд из 5 на основе 28 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/