Типовые вопросы экспертизы — это устоявшиеся, выверенные, правильные, охватывающие наиболее значимые области применения экспертных знаний вопросы.

Очень часто типовых вопросов вполне достаточно для того, чтобы достичь целей экспертизы. Ими очень просто оперировать, поскольку они уже соотнесены с видами экспертиз по уголовным и гражданским процессам. Также их формулировки правильные и адекватные, с ними не ошибешься.

Если же типовые вопросы не подходят для вашей ситуации, то необходимо самостоятельно составить нетиповые вопросы (об этом поговорим в следующей публикации)  

Давайте ознакомимся с типовыми вопросами судебной психологической экспертизы (СПЭ), распределив их по видам процессов.

В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

А. В отношении обвиняемого

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
 
(для квалификации ст. 107 УК РФ, ст. 113 УК РФ)

  1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  2. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  3. Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
 
(ст. 60 УК РФ)

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
  2. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
  3. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как… (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  2. С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
  3. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
  4. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

Б. Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
 (ст. 196 УПК РФ)

  1. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  2. Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  3. Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  4. Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
  5. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

В. Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
 (для квалификации ст. 131 УК РФ, ст. 132 УК РФ)

  1. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
  2. Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

Г. Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
 (для квалификации ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ)

  1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
  2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
(для квалификации ст. 151 ГК РФ)

  1. Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
  2. Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
  3. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
  4. Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок
(для квалификации ст. 177 ГК РФ, ст. 178 ГК РФ, ст. 179 ГК РФ)

  1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
  4. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  5. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей
(для квалификации ст.24, ст. 65 Семейного кодекса РФ)

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
  2. Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
  3. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
  4. Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
  5. Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?
  6. Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?

Ознакомиться с исходным списком типовых вопросов, а также объектами исследования СПЭ (и не только СПЭ) вы можете на сайте РФЦСЭ при МинюстеДля удобства использования вы можете скачать прилагаемый документ с типовыми вопросами СПЭ и обращаться к нему по мере необходимости.

Макарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Типовые вопросы СПЭ21.4 KB

Автор публикации

Эксперт Макарова Инна Юрьевна
Домодедово, Россия
Эксперт-психолог
Клинический психолог 1 квалификационной категории
Домодедово, Москва, Московская область

Да 52 52

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, Галкин Константин, Семячков Анатолий, Граховский Станислав, Петров Игорь, sergeev-saratov, Корытцев Вячеслав, Мануков Михаил, Маненкова Елена, Филиппов Сергей, Ларин Олег, Акинина Анастасия, Макарова Инна, user716108
  • 07 Июня, 11:14 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, спасибо большое за публикацию! Под рукой такие вопросы должны быть.

    +9
    • 07 Июня, 12:23 #

      Уважаемый Вячеслав Владимирович, спасибо за внимание к публикации. Да, типовые вопросы очень хорошо помогают во многих ситуациях.

      +3
  • 07 Июня, 11:32 #

    Уважаемая Инна Юрьевна!

    Какая прекрасная детальная разработка!
    Даже не понимаю, как создать такой вопросник для судебно-медицинских экспертиз.
    С соблюдением Ваших принципов:
    1. гражданка и уголовка раздельно
    2. внутри отдельно для каждой статьи

    +6
    • 07 Июня, 12:29 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, спасибо за внимание. И спасибо РФЦСЭ за труды:)

      В судебно-медицинских, полагаю, очень общий перечень можно составить, но ведь там весь смысл как раз в индивидуальных деталях. Я правильно понимаю?

      А их все не учтешь.

      +3
      • 11 Июня, 09:56 #

        Уважаемая Инна Юрьевна, боюсь показаться смешным, но, на мой скромный вкус, в психологических экспертизах индивидуальных «деталей» должно быть побольше, чем в медицинских (один только вопрос о психологическом возрасте юного существа содержит огромную массу деталей). Тут, наверное, вопрос не в деталях, а в том, какие вопросы зачастую интересуют суд по конкретным категориям дел.

        +1
        • 11 Июня, 10:03 #

          Уважаемый Владислав Александрович, согласна, но детали важно правильно уложить в вопросы. Типовые в этом случае — не означает неизменяемые. Их можно дополнять в зависимости от целей экспертизы. Но они не дают совершать классические ошибки при составлении вопросов.

          +1
        • 11 Июня, 11:24 #

          Уважаемый Владислав Александрович
          один только вопрос о психологическом возрасте юного существа содержит огромную массу деталейАдвокат рассматривает это все равно через призму типовых вопросов и через цель, которой он хочет добиться за счет экспертизы

          +1
    • 08 Июня, 05:12 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, доброго дня, я такой вопросник создал еще в 19м году, получился на 250 стр, по всем (почти) видам экспертиз. ранее мой сайт также содержал данную информацию… но для печати и раздачи слонов в первом варианте не хватает денег, а во втором я так много написал на сайте что по итогу уже людям не требовалась моя консультация, а мы же когда-то и за составление правильных вопросов деньги брали)))) и это тоже отдельная необходимая работа. каков вопрос таков ответ)))

      +2
    • 09 Июня, 12:53 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, думаю очееньь многим Ваш опыт выстраивания вопросов пригодиться, так что ждём:)!

      +3
  • 07 Июня, 11:38 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, благодарю за полезный обзор!
    Жду продолжения с нетиповыми вопросами!

    +4
  • 07 Июня, 12:18 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, очень полезная публикация! Спасибо!

    +2
  • 07 Июня, 16:00 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, типовые вопросы экспертизы шпаргалка хорошая. А уже от них можно и дополнять необходимыми вопросами.

    +2
  • 07 Июня, 18:24 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, благодарю за материал! Голову сломать можно, пока сформулируешь вопросы, а тут такая прекрасная шпаргалка!(Y)

    +2
  • 08 Июня, 04:49 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, спасибо! А что насчёт вопросов психологу в составе комплексных психолого-лингвистическая экспертиз (клевета, экстремизм, оскорбление, защита чести и достоинства)?

    +3
    • 08 Июня, 08:32 #

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, спасибо за внимание к публикации. Это уже частный случай, но, несомненно, очень интересный, поскольку в комплексных экспертизах важно не допустить вопросов, провоцирующих эксперта на выход за границы своей компетенции.

      +1
  • 08 Июня, 20:23 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, спасибо за ценную информацию. Знания, полученные от специалиста, дорогого стоят.

    +1
  • 09 Июня, 12:57 #

    Ну во первых сразу в избранное! Во вторых спасибо большое за ценный материал (ждём продолжения!), в третьих, на равне с судебной практикой на нашем проекте Праворуб люблю такие вот инструкции, почаще бы и по больше бы...:))

    +3
    • 09 Июня, 13:10 #

      Уважаемый Михаил Меликович, благодарю!
      Инструкции так же нужны, как и примеры из практики, поскольку работа адвоката органично сочетает как систематизированную стандартизированную жесткость, так и большой простор для творческого подхода и нестандартных решений.

      +2
  • 09 Июня, 18:34 #

    Уважаемая Инна Юрьевна, это то, что ждала от Вас публика с момента появления на ресурсе(Y) Следующей публикацией следует удовлетворить просьбу тов. Аникиной А.В.:
    А что насчёт вопросов психологу в составе комплексных психолого-лингвистическая экспертиз (клевета, экстремизм, оскорбление, защита чести и достоинства)?под которой и я подписываюсь(blush)

    +2
    • 09 Июня, 18:39 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, я надеюсь, все понимают, что я их не придумала и они уже очень давно лежат в открытом доступе на многих интернет-ресурсах?:) А то я уже начинаю себя чувствовать злостным плагиатчиком, выдающим чужие нетленки за свои:D

      +3
    • 11 Июня, 15:14 #

      Уважаемая Инна Юрьевна, :):):). Спасибо!!!

      0

    Да 52 52

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Шпаргалка для адвоката: типовые вопросы психологической экспертизы» 5 звезд из 5 на основе 52 оценок.

    Продвигаемые публикации