Типовые вопросы экспертизы — это устоявшиеся, выверенные, правильные, охватывающие наиболее значимые области применения экспертных знаний вопросы.
Очень часто типовых вопросов вполне достаточно для того, чтобы достичь целей экспертизы. Ими очень просто оперировать, поскольку они уже соотнесены с видами экспертиз по уголовным и гражданским процессам. Также их формулировки правильные и адекватные, с ними не ошибешься.
Если же типовые вопросы не подходят для вашей ситуации, то необходимо самостоятельно составить нетиповые вопросы (об этом поговорим в следующей публикации)
Давайте ознакомимся с типовыми вопросами судебной психологической экспертизы (СПЭ), распределив их по видам процессов.
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
А. В отношении обвиняемого
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
(для квалификации ст. 107 УК РФ, ст. 113 УК РФ)
- Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
(ст. 60 УК РФ)
- Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
- Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как… (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
- С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
Б. Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
(ст. 196 УПК РФ)
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
- Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
- Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
- Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
В. Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
(для квалификации ст. 131 УК РФ, ст. 132 УК РФ)
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
- Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?
Г. Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
(для квалификации ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ)
- В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
- Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
(для квалификации ст. 151 ГК РФ)
- Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
- Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
- Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
- Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?
Экспертиза по делам о признании недействительными сделок
(для квалификации ст. 177 ГК РФ, ст. 178 ГК РФ, ст. 179 ГК РФ)
- Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
- Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей
(для квалификации ст.24, ст. 65 Семейного кодекса РФ)
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
- Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
- Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
- Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
- Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?
- Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?
Ознакомиться с исходным списком типовых вопросов, а также объектами исследования СПЭ (и не только СПЭ) вы можете на сайте РФЦСЭ при МинюстеДля удобства использования вы можете скачать прилагаемый документ с типовыми вопросами СПЭ и обращаться к нему по мере необходимости.
Макарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com
Добавлено: 13:49 17.06.2021
Вы также можете посмотреть статью «Частые ошибки при использовании типовых вопросов психологической экспертизы»