Согласно ст. 190 ГПК РФ, стадия судебного разбирательства по гражданскому делу состоит из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым участвует в прениях сторона истца, вторым сторона ответчика, далее в судебных прениях участвует третье лицо, если таковое имеется в соответствующем гражданском деле.
Судебные прения включают в себя анализ обстоятельств дела, исследованных доказательств на предмет их относимости, допустимости и достаточности, исходя из правовой позиции соответствующей стороны спора. Правда, есть судьи, которые полагают, что перечисленное должно излагаться и в репликах участвующих в споре сторон, в чём я с ними в корне не согласен.
Не спорю, что реплика произносится в связи со сказанным в судебной речи. Но, отмечу, что:
1) во-первых, реплика не может повторять судебную речь (максимум, что допустимо – это учесть доводы противной стороны процесса, если есть, что учитывать);
2) во-вторых, ГПК РФ не регламентирует содержание реплик сторон, участвующих в судебном разбирательстве, после произнесения ими своих судебных речей;
3) в-третьих, раз ГПК РФ содержание реплик не регламентирует, то в реплике должно быть сказано то, что соответствующая сторона хотела бы сказать именно для усиления эффекта своей судебной речи (как меня учили ещё в 2007 году, когда только начинал свою юридическую практику уже как юрист, а не просто как помощник юриста, после судебных прениях в реплике может быть сказано «что угодно», так как при наличии реплики в большинстве случаев суд может встать на сторону, высказавшую реплику).
Для судебных прений существует два обязательных к исполнению запрета:
1) в судебной речи нельзя ссылаться на доказательства, не рассмотренные в ходе судебного слушания;
2) судья может остановить судебную речь только в случае, если излагающий свою судебную речь ссылается на обстоятельства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу. Иными словами, также как и в уголовном процессе, прерывать нельзя и ограничивать во времени недопустимо.
А теперь перейдём к тому, что хотелось бы сказать.
Итак, 23.06.2021 года было последнее судебное заседание по очередному «алиментному» делу. После последнего представления сторонами доказательств, исследования материалов дела судьей была объявлена стадия судебных прений.
Как только изложил свою судебную речь, наступила очередь ответчиков. И тут… одновременно у меня (нет, не спорю, и у меня тоже были огрехи – но такова специфика дела оказалась из-за личностей истца и ответчиков) и, не исключаю, у судьи (хотя виду и не показала), появился «удивленно-заинтересованный взгляд, достойный сцены из «Ревизора» небезызвестного Гоголя». Что же было сделано представителем одного из ответчиков?..
Представителем одного из ответчиков заявляется устное ходатайство об исследовании аудиозаписи, которой нет и не могло быть в материалах дела по той причине, что она (аудиозапись) до стадии судебных прений ответчиками не заявлялась) и её приобщении к материалам дела!!! Можно было бы для усиления «эффекта разорвавшейся бомбы» ввернуть в данную публикацию, что-нибудь наподобие «Карл, …», но у меня просто нет слов.
Естественно, что эта аудиозапись раз не была приобщена к материалам дела и не исследовалась, не заявлялась до судебных прений, то, следовательно, она не имеет абсолютно никакого отношения к делу.
Далее уже следовала реплика с моей стороны и отказ стороны ответчиков от обмена репликами.
А какое решение судом было вынесено, пусть для читающих настоящую публикацию останется интригой… Отдельную публикацию, если будет на то разрешение моего доверителя (истца), опубликую уже в августе, так как пока пройдена только первая инстанция.


Уважаемый Олег Юрьевич, да, лица после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Но усмотрение суда трудно преодолеть, и если суд после судебных прений признает необходимым исследовать новые доказательства, он может возобновить рассмотрение дела.
Верно ли это, или нет, вопрос спорный. С точки зрения одной стороны это «неправильно», с другой «верно». Сталкивался с ситуацией, когда суд возобновлял рассмотрение дело, но в большинстве случаев заканчивалось «репликами».
Сегодня, в одном из судов, ответчик ходатайствовал о содействии в получении доказательств. противная сторона и представитель, мягко говоря, были недовольны. Судья, указала ответчику на злоупотребление правом, но удовлетворила...
Кто прав, кто виноват?! (dance)
Уважаемый Игорь Иванович, если бы ещё эти доказательства имели отношение к делу...
А вообще дело было довольно интересным и занятным. Такие дела редко попадаются.
Уважаемый Олег Юрьевич, ждем продолжения! (handshake)
Уважаемый Олег Юрьевич, аудиозапись в принципе неохотно приобщают, так как сама по себе она мало что значит, без стенограммы, признания (идентификации) сторонами лиц разговаривающих на записи или не признания, а ходатайства о фоноскопической экспертизы.
Когда процессуальные оппоненты просили приобщить запись, всегда задавал им вопрос, а как суд будет её исследовать, без понимания кому принадлежит голос.
Обычно те которые приобщают, либо насмотрятся фильмов про американское правосудие или находятся в уверенности, что суд прямо жаждет разобраться в их проблемах :)
Вот видео, да! видео это — сила.
У меня в апелляционной инстанции на стадии реплик приняли доказательства у оппонента, не утруждая себя возобновлением производства, отказались отложится для предоставления контраргументов и дали ему оценку отразив его в постановлении — мягко говоря был обескуражен.
Уважаемый Дмитрий Павлович,
«Когда процессуальные оппоненты просили приобщить запись, всегда задавал им вопрос, а как суд будет её исследовать, без понимания кому принадлежит голос.»
Логично. Вполне можно было бы «в особо тяжких случаях» ещё фоноскопическую экспертизу назначить, кому принадлежит голос.
Естественно, должна быть ещё и стенограма аудиозаписи, помимо самой аудиозаписи.
Уважаемый Олег Юрьевич, мне не понятно, почему некоторые судьи позволяют превращать процесс рассмотрения дела в балаган. На выходки сторон ещё готова смотреть сквозь пальцы, они вообще иногда не понимают, что происходит в процессе. Но когда подобное вытворяют представители... (headbang)
Хотя, наверное, из любого правила должны быть исключения.
Уважаемая Алёна Александровна, Вы ещё не знаете самого главного — что за запись они хотели приобщить… Желаете узнать?..
Как было сказано одним из представителей ответчиков — «С записью, как истец ругается и матерится». Вот что Вы на это скажете? :)
А судья справедливая в процессе и балаган не допустила.
Уважаемая Алёна Александровна, представители ещё не то вытворяют в процессе. Был случай, когда я приобщил в апелляции значимый документ () вполне законно и обоснованно), а после этого тот самый представитель нажаловался моему коллеге на меня, что вот сейчас каааак напишу жалобу в КК, кааак шандарахну крупнокалиберно. Но нет, дело закончилось пустыми обещаниями.
Я полагаю, что, иногда, в отдельно взятых случаях, у них, у представителей, одна задача — создать видимость защиты прав и интересов доверителя — Ах вот какой я белый и пушистый, но суд, этот нааааш суд!.. Занавес.
https://youtu.be/ezJ8kYzXe-I
Уважаемый Олег Юрьевич, а можно на Вашу интригующую публикацию ответить словами самого Пушкина?
https://youtu.be/F_W9SCDYSGk
Уважаемый Владимир Михайлович, если бы Вы только знали как попали в точку словами Пушкина А.С.!
Уважаемый Олег Юрьевич, основной вопрос все еще не раскрыт.
Имеет-ли данная аудиозапись (содержащиеся в ней сведения) отношение к делу и влияет-ли на решение? И уже от этого нужно «плясать».
Если сведения, содержащиеся в аудиозаписи относятся к обстоятельствам, имеющим значение для дела, а суд (в нарушение ст. 12 и ч.2 ст. 56 ГПК РФ) не разъяснил сторонам какие обстоятельства им надлежит доказывать, ответчик, не являясь профессиональным участником гражданских правоотношений, узнав об этих обстоятельствах из прений истца, в реплике мог на это указать и попросить суд возобновить рассмотрение дела.
А судья, должен был(!) в такой ситуации возобновиться (ИМХО).
Это если рассматривать вопрос с точки зрения «как быть ДОЛЖНО».
В реальности многое зависит от наличия или отсутствия у судьи совести.
Если сведения в аудиозаписи не влияют на решение, такую реплику можно было бы полностью проигнорировать.
Уважаемый Сергей Равильевич, как маты истца, которые не доказаны фоноскопической экспертизой, что принадлежат истцу, могут повлиять на назначение алиментов? А нам и не нужно было, чтобы их вообще приобщали.
как маты истца могут повлиять на назначение алиментов?Уважаемый Олег Юрьевич, даже не представляю :)
Уважаемый Олег Юрьевич, разные пациенты встречаются. Тем не менее, сторона вправе заявить ходатайство о возврате к исследованию доказательств с целью приобщить одно из них. Такое периодически бывает.
Уважаемый Алексей Вячеславович, бывает, но крайне редко. У меня ещё не было. По крайней мере, до этого дела.
Уважаемый Олег Юрьевич, кому как повезет. Было и неоднократно. Даже уже после реплик, суд удалился и… возобновил исследование доказательств.