Со стороны практикующих адвокатов (юристов) главенствует мнение – судебные расходы должны быть возмещены полностью, выигравшей стороне. Возмущение присужденным размером судебных расходов понятно и обоснованно почти всегда.
Последний апофеоз, встретившийся мне лично, при победе по трудовому спору – возмещение цельной 1000 рублей, при восстановлении работника уволенного в период временной нетрудоспособности. При этом в суде было 4 заседания и весьма упорная позиция ответчика, который отрицал очевидные факты.
Собственно говоря, если бы моей целью было в очередной раз выразить возмущение, то я бы поленился печатать данный опус, и тем более выставлять его на суд уважаемого сообщества.
Но, как говорил незабвенный товарищ Саахов — «все это конечно правильно, но есть и другая сторона медали понимаешь».Кому из нас не знакомы выкрутасы процессуальной судьбы наших дел.
Первая инстанция – победа, вторая инстанция – победа, оглушительное поражение в надзоре.
Подается исковое заявление, основанное на действующей судебной практике, и в течение месяца-двух, прошедших с даты регистрации иска в экспедиции появляется Постановление Пленума ВС РФ, либо Определение КС РФ, которое разворачивает практику в противоположном направлении.
При этом текст закона не меняется.
Вот и получается, что проигравшая сторона добросовестно осуществляла свои права, обосновывала свои требования законом, который не изменен, была поддержана парой судебных инстанций, не злоупотребляя своими процессуальными правами, несет дополнительное бремя.
Но, вот ведь какая штука, сторона обращается в суд при этом:
— предполагаемое право, которое нарушено или оспаривается объективно, присутствует, что подтверждается определением суда о возбуждении гражданского дела
— ни одна из сторон не знает, какое будет вынесено решение, при добросовестном осуществлении процессуальных прав
— ни одна из сторон не знает, как будут оценены доказательства судом
— за рассмотрение дела судом, оплачена государственная пошлина
Какова правовая природа расходов на представителя взыскиваемых с проигравшей стороны?
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 февраля 2002 г. N 22-О «По жалобе открытого акционерного общества „Большевик“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации» установил, что заявителю было отказано в удовлетворении иска о взыскании расходов, которые были им понесены в связи с представлением его интересов в суде, на том основании, что данные расходы являются не убытками, возмещаемыми по правилам, установленным ГК РФ.
КС РФ сделал вывод, что законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено. Иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод. Исключение расходов на представительство в суде и на оказание юридических услуг из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке, установленном ГК РФ, свидетельствует о том, что толкование указанных норм, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, при рассмотрении конкретного дела было осуществлено вопреки их конституционному смыслу.
Впервые в истории отечественного процессуального права КС РФ в Определении от 20 февраля 2002 г. N 22-О выразил мнение, согласно которому расходы на оплату услуг представителя включались в состав убытков, подлежащих возмещению на основании ст. 15 ГК РФ.
Не согласиться с этой позицией КС РФ трудно.
Отнесение расходов на представительство в суде к судебным расходам обусловлено, наверное, процессуальной экономией, поскольку возмещение таких затрат по правилам ст. 15 ГК РФ путем предъявления отдельного иска вело бы к их бесконечности, ведь такие расходы производны от основного, первоначального иска.
Процессуально это выглядит так:
ГПК РФ ст. 100 :
1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
АПК РФ Статья 110:
1. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Теперь попробуем с точки зрения теории гражданского права вывести некую формулу взыскания судебных расходов.
Что у нас получается, а получается, на мой взгляд, некая интересная конструкция, что проигрыш дела в суде является виновно совершенным гражданско-правовым правонарушением (само обращение в суд покушением на совершение гражданско-правового правонарушения).
А что вы хотите, взыскание убытков – гражданско-правововая санкция, применяемая за совершение правонарушения.
Воля ваша, а мне подобное положение вещей представляется противоестественным.
Естественно, все вышесказанное относится исключительно к добросовестному правоприменению.
Поэтому мое мнение – взыскание судебных расходов со стороны, которая добросовестно осуществляла свои процессуальные права и обязанности, не заявляла явно необоснованного иска, спора против иска, противоречит смыслу и духу действующего законодательства.