В октябре 2018 г. гражданин А. получил письмо из ИФНС, в котором ему напомнили, что гражданин, является индивидуальным предпринимателем и имеет задолженность по страховым взносам, пеням, неустойкам в размере 555 339 рублей. Гражданин оказался не согласен с такой постановкой вопроса и пришел за юридической помощью.
В общем-то, это одна из обычных историй о заброшенном ИП, по которому долгое время не велась деятельность и не подавалась отчетность. Просто однажды гражданин понял, что трудовая деятельность приносит ему доход, а предпринимательская нет. Трудоустроился, но почему-то не закрыл ИП.
Возможно об этой типовой ситуации не стоило бы и писать, но:
- Результатом оказания юридической помощи стало снижение суммы страховых взносов по заявленному требованию с 555 339 руб. до 30 005 руб.
То есть сумма страховых взносов была снижена в 18 раз.
- УФНС в решении по жалобе высказала несколько спорную позицию о представлении в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме необходимых для осуществления государственной регистрации. И об этом хочется высказаться больше всего.
Тактически процесс оказания юридической помощи был разбит на три этапа:
1. Применение налоговой амнистии 2018.
В силу ст. 11 ФЗ № 436-ФЗ от 28.12.2017 г. признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам числящаяся за индивидуальными предпринимателями.
При этом на сайте ФНС содержится указание о том что: «списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно».
Вероятно, в МИФНС № 1 по Ростовской области ничего о собственной самостоятельности в вопросах списания безнадежной задолженности по страховым взносам числящейся за индивидуальными предпринимателями за отчетные периоды истекшие до 01 января 2017 г. — не знали.
Поэтому почтовым отправлением в адрес МИФНС было направлено заявление о принятии решения о списании с гражданина А. недоимки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за отчетные периоды истекшие до 01 января 2017 г.
Просто чтобы напомнить МИФНС о налоговой амнистии-2018 г., вдруг они забыли, или не знали или сделали вид, что знали, но забыли, поэтому выставили гражданину А. требование на 555 339 рублей.
Результатом напоминания стало списание недоимки по страховым взносам в общем размере 443 688 рублей, 66 копеек.
2. Закрытие ИП.
Гражданином А. в регистрирующий орган было подано заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявление было подано нарочно. В эту же дату почтовыми отправлениями были направлены заявление из п.1 и жалоба из п. 3.
Через пять дней:
- Гражданин получил Уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
- МИФНС получило заявление из п. 1 и жалобу из п. 3 для направления в УФНС по Ростовской области от уже прекратившего деятельность, согласно сведениям ЕГРИП, индивидуального предпринимателя.
А что можно внести в сведения об индивидуальном предпринимателе, после того как он прекратил свою деятельность? Правильно, ничего. Поэтому пришлось рассматривать наши письменные обращения по существу.
3. Направление жалобы в УФНС через МИФНС на требование об уплате страховых взносов.
Основным доводом была ссылка на то что 07. 02.2017 г. на основании заключения по результатам проверки УМВ ГУ МВД России по Ростовской области у гражданина А. был изъят паспорт гражданина РФ, как выданный в нарушение установленного порядка, о чем выдан Акт изъятия паспорта.
Информация об аннулированном 07.02.2017 г. документе, подтверждающем право физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, должна была поступить в регистрирующий орган не позднее – 12.02.2017 г.
В связи с чем, регистрирующему органу надлежало в установленный законом 5-дневный срок прекратить деятельность А. в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации и предоставить сведения о прекращении деятельности А. в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.
В период с февраля 2017 г. по август 2018 г. А. не был документирован паспортом Российской Федерации, в связи с аннулированием паспорта гражданина РФ.
Собственно, мы ничего сами не придумали и обосновали довод положениями пункта 6 ст. 22.3 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пунктов 8, 9 «Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме необходимых для осуществления государственной регистрации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092.
Так, в соответствии с пунктом 8 «Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме необходимых для осуществления государственной регистрации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 - представление в регистрирующий орган информации об аннулировании документа, подтверждающего право физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного документа.
Но так как правила, пусть и утвержденные Постановлением Правительства РФ написаны не для всех, в решении по жалобе УФНС указало, что: «у органов ФМС, либо иных государственных органов отсутствует обязанность по передаче информации об изъятии и аннулировании паспортов гражданам Российской Федерации органам, осуществляющим регистрацию и учет индивидуальных предпринимателей. Следовательно гражданин А. был обязан явиться и сообщить новые сведения о документе, подтверждающем его право на проживание в РФ».
В общем, какое–либо обязательное информационное взаимодействие между госорганами УФНС посчитало не обязательным, но все же произвело перерасчет пени в сторону уменьшения, и уточнило сумму задолженности, определив размер задолженности гражданина А. по страховым взносам, в сумме 30 005 рублей. В связи с чем, УФНС посчитала доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Итог дела: Во внесудебном порядке сумма страховых взносов по заявленному требованию уменьшена с 555 339 руб. до 30 005 руб.
Благодарность клиента: Гражданин А. остался не доволен, потому что все равно придется платить.