Я не скажу, что в данном деле о котором я расскажу ниже, что-то сверх естественное, вырабатывалась какая-то сложная тактика защиты. Этого не было.
Но считаю, что в нем имеются некоторые моменты, которые могут пригодиться.
Дело №2
Ко мне обратилась женщина у которой задержали сына за совершение покушения на сбыт наркотического средства амфетамин в крупном размере, т.е. ч.3 ст.30 п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ (санкция от 10-ти до 15-ти лет лишения свободы).
Сын ее на тот момент находился в СИЗО, будучи допрошенным в качестве подозреваемого и в качестве обвиняемого.
Я назвала сумму гонорара (женщина была знакомой моего хорошего товарища, и названная сумма была с учетом большой скидки и вполне приемлемой для пенсионерки), но та сказала, что это очень много и что такие адвокаты как я уже могут себе позволить брать в месяц одного клиента и защищать его бесплатно. Пришлось пояснить, что бесплатно я возьмусь только представлять интересы несовершеннолетней потерпевшей, над которой надругался какой-нибудь подонок, но никак не здорового 25 летнего лба связанного с наркотиками.
Может я зря пишу об этом разговоре, но несмотря на то, что я специализируюсь в данной категории дел, я считаю наркотики невероятным злом и помогая клиентам параллельно провожу с ними профилактические беседы о вреде наркотиков и о неизбежности наказания в дальнейшем, если это задержание не послужит им уроком.
Некоторые считают меня жесткой, а основная часть клиентов прислушивается, чему я очень рада.
На следующий день, эта женщина мне перезвонила и сообщила о намерении заключить соглашение о защите своего сына.
Вступив в качестве защитника я ознакомилась с показаниями клиента.
Он сообщил, что его знакомая попросила приобрести у третьего лица (Виктора) для нее наркотическое средство амфетамин в количестве 2-х грамм, пояснив, что должна тому денег и он ей наркотики не продаст. Мой клиент был с ним в нормальных отношениях, поэтому согласился помочь знакомой. Он связался со знакомым по имени Виктор, попросил продать ему 2 грамма амфетамина. Виктор согласился, назвав место закладки, пояснив, что в указанном месте он сможет забрать амфетамин и оставить за него деньги. Он встретился со знакомой, указал ей на место закладки и предложил забрать амфетамин, но она попросила его сделать самостоятельно. Он взял наркотик, передал ей, получив взамен деньги, после чего они расстались. Она ушла, а он был задержан сотрудниками полиции.
Встречаюсь с клиентом, он клянется, что именно так все и было.
Все конечно хорошо, но....
Как и чем подтвердить свои показания? Закупщица разумеется говорит обратное и опера составили ОРМ, что мой клиент является сбытчиком. Допрошены оперативные сотрудники, что имелась информация, что клиент организовал сбыт и т.п. Допрошен и установлен Виктор, который говорит, что с клиентом знаком, никаких наркотиков ему не продавал. Плюс скользкий момент, что клиент не брал у нее предварительно денег на приобретение наркотиков.
Ходатайствуем о проверке показаний на полиграфе. Про себя рассуждаю, что хуже состава чем вменяют быть не может, а если полиграф будет не в нашу пользу, то сошлюсь на позицию Верховного суда, что полиграф не может использоваться в качестве доказательств.
Но все таки я была уверена, что клиент говорит правду. Парень по характеру мягкий, доверчивый и уж очень простоватый и бесхитростный.
В проведении психофизиологической экспертизы нам отказывают.
Начинаю знакомиться с делом.
В допросах свидетелей — оперативных сотрудников звучит фраза " Вручили закупщице деньги на приобретение 2 грамм амфетамина". Закупщица поясняет, " Мне вручили деньги на покупку не менее 2 грамм амфетамина".
Как раз в это время вышел обзор Верховного суда, в котором тот сообщил, что необоснованные неоднократные закупки являются провокацией сотрудников полиции, что они произошли под действиям агентов полиции и т.п.
Я вспоминаю, что на страницах Праворуба, кто-то из участников, если не ошибаюсь уважаемый Шарапов Олег Александрович, уже высказывал свою мысль о законности установления сотрудниками полиции количества приобретаемого наркотика.
Думаю, надо бы попробовать высказаться в этом направлении. Все таки, в материалах дела сведений, что клиент сбывал наркотические средства партиями не менее 2 грамм не имеется, поэтому для пресечения его преступной деятельности можно было бы закупить и одну условную дозу наркотического средства, что повлекло бы его задержание по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228-1 УК РФ.
Пишу ходатайство по результатам 217 УПК РФ, прикладываю и дело уходит на согласование обвинительного заключения.
Через некоторое время звонит следователь и сообщает, что, руководство усматривает в наших действиях пособничество в приобретении и что, если будет данная квалификация не могли бы мы воспользоваться особым порядком судопроизводства.
Конечно могли бы :-)
Я не знаю, что их смутило. Но мне кажется, именно момент с назначением количества приобретаемого вещества.
Правда в дальнейшем больше никого данный момент не смутил, но я взяла за практику аналогичные приговора обжаловать до Верховного суда. Пока отказы. Но я продолжаю действовать в этом направлении. Все таки и по недопустимости неоднократных немотивированных закупок ВС всем до поры до времени отказывал.
Я посещала семинар ЕСПЧе по вопросам приемлемости подаваемых жалоб, который проводила представитель России в ЕСПЧе .
Я проговорила с ней эту ситуацию и ее виденье, что тут просматриваются признаки провокации.
Клиенту дали 6 месяцев лишения свободы, которые на тот момент он фактически и отбыл.
Он счастлив. Мама его с девушкой счастливы. Ну и я рада, что получила позитивные эмоции от своей работы.