Мне сегодня  в  «личку» пришёл вопрос о законности/незаконности  «обязательных, но не обязательных» прививок. 

Ныне актуальная тема. В Амурской области, например, заставляют прививать не только сотрудников финансовых организаций, непосредственно работающих с клиентами (как в других регионах делали), а вообще ВСЕХ сотрудников так, чтобы получилось 60% привитых от общего числа.

Порылся в законодательстве, практике (хоть и не специалист в этой сфере), и пришёл к интересным (но не факт, что правильным) выводам.  Ну не нашел я связи между «календарём прививок» и их обязательностью до возможности законного отстранения сотрудников без прививки (может быть, Вы найдёте?).

Государство перекладывает свою ответственность и проблемы на работодателя, Роструд радостно поддерживает без какого-то правого обоснования и логики (Письмо Роструда 13 ИЮЛЯ 2021 Г. N 1811-ТЗ, можно здесь посмотреть - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1473942/).

Если кратко, прививки дело добровольное, но определённый перечень работ — утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825  -  без них выполнять нельзя.

Когда государству нужно не только обеспечить максимальное количество привитых, но и ограничить в правах непривитых как лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства, одного постановления главного санитарного врача субъекта о вакцинации мало.

Придётся выносить еще одно постановление, где указывать, кого и почему отстраняют, что по большей части профессий сделать не получится, т.к. это должен быть носитель и потенциальный распространитель в одном лице (а теперь сравните с логикой письма Роструда, где считают обязательную вакцинацию «дистанционщиков» нормальной).

Возможно, текст ниже поможет охладить пыл работодателя, желающего показать хорошую статистику, или написать исковое заявление при отстранении от работы.

 Господа, открыт к конструктивной критике, если не прав. Особенно интересна связь «календаря прививок»  с их обязательностью. И да, согласен, приводимая  практика не совсем по теме Ковид, но очень рядом.

Текст (применять на свой страх и риск):

Действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения обязанности на работодателя по принудительной вакцинации сотрудников.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ в перечень санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.

Как отмечено пунктом 3 статьи 29 Закона № 52-ФЗ, такие мероприятия проводятся работодателями в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.

При этом все вышеперечисленные нормы устанавливают, по сути, цель проведения профилактических прививок, порядок и условия их проведения, но не возлагают обязанности на работодателей по обязательной иммунизации.

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок может повлечь только отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Нормами п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что в области иммунопрофилактики государство гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, а также бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок.

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от проведения медицинского вмешательства, в том числе от профилактических прививок.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 5 Закона 157-ФЗ).

Работы, выполняемые в организации, в указанный перечень не входят, сотрудник находится вне категорий лиц с  высоким риском заражения.

Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которое также хранится в медицинской организации.

Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.

По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации.

Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.

Разъясняю, что согласно статьи 76 трудового кодекса РФ —  отстранение от работы, отстранение возможно:

…по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

…в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Бесспорно, такие акты есть.

В части прививок это федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», статья 5.  - Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики, согласно которой, «… 2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»

Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 и там отсутствуют работы, выполняемые сотрудником.

Да, решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что именно  главные государственные санитарные врачи (но не работодатель!) и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

  —  проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

  —  временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Постановлений о временном отстранении от работы определённых категорий сотрудников согласно видам деятельности организаций-работодателей главным  государственным санитарным  врачом субъекта не выносилось, что исключает возможность переложения таких полномочий непосредственно на работодателя.

Таким образом, основания, предусмотренные ст. 76 трудового кодекса РФ для отстранения от работы отсутствуют:

…по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – такого рода требования главным  государственным санитарным  врачом субъекта не выносилось;

…в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации — работы, выполняемые сотрудником, отсутствуют в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, оснований для применения ст.5  ФЗ от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» нет.

Временное  отстранение от работы сотрудника при игнорировании перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а равно в отсутствие постановления  главного государственного санитарного  врача субъекта о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства будет очевидно незаконным.

Позиция подтверждается судебной практикой: Девятый арбитражный апелляционный суд, дело № А40-241898/20; Арбитражный суд Свердловской области, дело №А60-55623/2020;  Девятый арбитражный апелляционный суд, дело № А40-204574/20;  Девятый арбитражный апелляционный суд, дело А40-218902/20; Арбитражный суд Московского округа, дело № А40-210236/2020.

 

Да 26 26

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, Бурлачук Дмитрий, Семячков Анатолий, Фищук Александр, Мануков Михаил, Полинская Светлана, user23134
  • 16 Июля 2021, 08:47 #

    Уважаемый Дмитрий Владимирович, да какая там законность… Ситуация с прививками похожа на шабаш, вакханалию, где каждый властьимущий дегенерат старается выбить себе место в курятнике повыше. Конечно, в нашем болоте, которое мы называем правовым, любые ссылки, любая практика, любой островок, где можно встать на ноги, имеет значение, поэтому материал ценен и полезен. Продержаться нужно еще год — два, затем пирамида летит вниз. Сегодняшних «ковидных политических тяжеловесов», которые на вирусе старались (и стараются) делать карьеру, система сожрет первыми. Прививки привели к банкротству легитимности компрадорской власти, посмотрим, кого назначат внешним управляющим.

    +10
    • 16 Июля 2021, 09:01 #

      Уважаемый Александр Алексеевич, согласен с каждым Вашим словом.
      Но ситуация грустная.

      +5
      • 16 Июля 2021, 10:01 #

        Уважаемый Дмитрий Владимирович, а почему грустная? Как минимум 30 лет общество жило в иллюзии, стремительно деградировало, стараясь не замечать происходящего вокруг. Как было еще запустить перемены с тем, чтобы поменять толпо-элитарную модель? И, смотрите — вокруг все начали просыпаться. Каждый стал выбирать свой цвет, свою принадлежность. Дегенераты стали октрыто называться дегенератами, маски сняты. Сколько «крымнашей», имперцев, шовинистов, сегодня не хотят прививаться, но хотят «мочить пиндосов»? Мне кажется, что перемены не комфортные, но позитивные. Зачем мы пришли в этот мир, как не за опытом?:)

        +8
    • 26 Июля 2021, 23:54 #

      Уважаемый Александр Алексеевич, все гениальное просто, даже несмотря на всю свою мерзость:)

      +1
  • 16 Июля 2021, 10:24 #

    Уважаемый Дмитрий Владимирович, я бы дополнил Ваш анализ ещё и объективными данными о механизме распространения инфекции вируса SARS-CoV-2 (смотрите резюме ВОЗ «Реализация механизмов передачи вирусного возбудителя COVID-19: как изменятся рекомендуемые в рамках ПИИК меры предосторожности». А также правом граждан (включая работодателей) на самозащиту своих прав.

    Только в этом случае картина получится полной, так как мы получим ответ на вопросы:
    — Действительно ли объективно данная работа человека может привести к распространению инфекции среди нас?
    — Действительно ли можно применить адекватные меры самозащиты со стороны граждан и их представителей, в том числе руководства организаций?

    +2
  • 16 Июля 2021, 11:47 #

    Уважаемый Дмитрий Владимирович,  мне очень жаль, что сложилась такая ситуация. Я понимаю тех, кто прививаться не хочет. Я понимаю, почему с прививками так давят. Я понимаю, что ни сам ковид, ни прививки так и не изучены и вообще непонятно, от чего есть толк, а от чего нет. 
    Сама я привилась в феврале. В мае переболела желудочно-кишечной формой ковида в легкой форме. Никто не может сказать, как бы я болела, если бы не сделала прививку. Может, так же. Может, померла бы.

    +4
    • 16 Июля 2021, 12:07 #

      Уважаемая Инна Юрьевна, ковидла эта — «чёрный ящик» какой-то. 
      Я тоже понимаю ситуацию, почему за прививки власти  уцепились как за панацею (иначе убиваемая десятилетиями система здравоохранения не выдержит), но перекладывать проблемы государства (перечень ограничительных мер, например) сначала на регионы (губернаторов), а потом на работодателей неправильно.
      Вот и началось «соревнование», кто лучше государевы рекомендации выполнит.

      +4
      • 16 Июля 2021, 12:26 #

        Уважаемый Дмитрий Владимирович,  полнейший кошмар. Такая полиморфная картина симптомов, такие разнообразные последствия и такая ужасная их длительность — месяцы и месяцы… 
        Я считаю, что я еще легко отделалась.

        0
  • 19 Июля 2021, 15:15 #

    Уважаемый Дмитрий Владимирович, ко мне тоже обращался один работодатель с вопросом, что делать-то, работники нынче грамотные, не ровен час — сожрут.Думаю, тут все примитивно, как последнее время во всей нашей судебной системе. Если пойдет в суд работник — то уйдет ни с чем. Если наедут на работодателя за то, что он постановление сан врача не исполнил — работодателя в перспективе ждет штраф. Сказала — уведомляй, не хотят, пусть пишут отказ, потом отстраняй от работы. Как-то так. Но я в этом случае топлю за работодателя. Хотя в целом — днище.

    0
  • 26 Июля 2021, 16:00 #

    Уважаемый Дмитрий Владимирович!

    Может Вам это будет интересно?
    https://youtu.be/3aAQKUSIypU

    +3
    • 26 Июля 2021, 23:53 #

      Спасибо за статью! Сохранил в избранное в силу своей актуальности:) Ситуация для меня не спорная, ноне оптимистичная… В этом глобальном вопросе под соусом трансгуманитарной политики в условиях жесткой, уже исторически длительной войны  между гос чинушами (истинными носителями власти) и корпоратократии (представителями мега корпораций) страдают люди, у которых почти полностью забрали весь арсенал для защиты своих прав в этом вопросе. Кто не сражается то не побеждает никогда…

      +2

    Да 26 26

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Моё видение законности отстранения от работы непривитого сотрудника по инициативе работодателя» 4 звезд из 5 на основе 26 оценок.
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации