Мне сегодня в «личку» пришёл вопрос о законности/незаконности «обязательных, но не обязательных» прививок.
Ныне актуальная тема. В Амурской области, например, заставляют прививать не только сотрудников финансовых организаций, непосредственно работающих с клиентами (как в других регионах делали), а вообще ВСЕХ сотрудников так, чтобы получилось 60% привитых от общего числа.
Порылся в законодательстве, практике (хоть и не специалист в этой сфере), и пришёл к интересным (но не факт, что правильным) выводам. Ну не нашел я связи между «календарём прививок» и их обязательностью до возможности законного отстранения сотрудников без прививки (может быть, Вы найдёте?).
Государство перекладывает свою ответственность и проблемы на работодателя, Роструд радостно поддерживает без какого-то правого обоснования и логики (Письмо Роструда 13 ИЮЛЯ 2021 Г. N 1811-ТЗ, можно здесь посмотреть - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1473942/).
Если кратко, прививки дело добровольное, но определённый перечень работ — утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 - без них выполнять нельзя.
Когда государству нужно не только обеспечить максимальное количество привитых, но и ограничить в правах непривитых как лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства, одного постановления главного санитарного врача субъекта о вакцинации мало.
Придётся выносить еще одно постановление, где указывать, кого и почему отстраняют, что по большей части профессий сделать не получится, т.к. это должен быть носитель и потенциальный распространитель в одном лице (а теперь сравните с логикой письма Роструда, где считают обязательную вакцинацию «дистанционщиков» нормальной).
Возможно, текст ниже поможет охладить пыл работодателя, желающего показать хорошую статистику, или написать исковое заявление при отстранении от работы.
Господа, открыт к конструктивной критике, если не прав. Особенно интересна связь «календаря прививок» с их обязательностью. И да, согласен, приводимая практика не совсем по теме Ковид, но очень рядом.
Текст (применять на свой страх и риск):
Действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения обязанности на работодателя по принудительной вакцинации сотрудников.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ в перечень санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.
Как отмечено пунктом 3 статьи 29 Закона № 52-ФЗ, такие мероприятия проводятся работодателями в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
При этом все вышеперечисленные нормы устанавливают, по сути, цель проведения профилактических прививок, порядок и условия их проведения, но не возлагают обязанности на работодателей по обязательной иммунизации.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок может повлечь только отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Нормами п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что в области иммунопрофилактики государство гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, а также бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от проведения медицинского вмешательства, в том числе от профилактических прививок.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 5 Закона 157-ФЗ).
Работы, выполняемые в организации, в указанный перечень не входят, сотрудник находится вне категорий лиц с высоким риском заражения.
Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которое также хранится в медицинской организации.
Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.
По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации.
Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.
Разъясняю, что согласно статьи 76 трудового кодекса РФ — отстранение от работы, отстранение возможно:
…по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
…в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Бесспорно, такие акты есть.
В части прививок это федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», статья 5. - Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики, согласно которой, «… 2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»
Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 и там отсутствуют работы, выполняемые сотрудником.
Да, решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что именно главные государственные санитарные врачи (но не работодатель!) и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
— проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
— временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.
Постановлений о временном отстранении от работы определённых категорий сотрудников согласно видам деятельности организаций-работодателей главным государственным санитарным врачом субъекта не выносилось, что исключает возможность переложения таких полномочий непосредственно на работодателя.
Таким образом, основания, предусмотренные ст. 76 трудового кодекса РФ для отстранения от работы отсутствуют:
…по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – такого рода требования главным государственным санитарным врачом субъекта не выносилось;
…в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации — работы, выполняемые сотрудником, отсутствуют в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, оснований для применения ст.5 ФЗ от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» нет.
Временное отстранение от работы сотрудника при игнорировании перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а равно в отсутствие постановления главного государственного санитарного врача субъекта о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства будет очевидно незаконным.
Позиция подтверждается судебной практикой: Девятый арбитражный апелляционный суд, дело № А40-241898/20; Арбитражный суд Свердловской области, дело №А60-55623/2020; Девятый арбитражный апелляционный суд, дело № А40-204574/20; Девятый арбитражный апелляционный суд, дело А40-218902/20; Арбитражный суд Московского округа, дело № А40-210236/2020.