Дельфин очень похож на акулу, но разница между ними, как между кошкой и селедкой. В уголовном процессе также есть явления очень похожие внешне, но принципиально различные.
Посадили человека в тюрьму. Что это такое? Зависит от того, когда посадили — до приговора или после.
Если до, то это мера пресечения — временная мера, применяемая к еще не признанному виновным (невиновному), чтоб не сбежал от правосудия, которому предстоит разобраться, виновен он или нет. Если после, то это мера наказания — кара, возмездие за совершенное преступление, виновность в котором суд уже установил.
Таким образом, мы подошли к главному вопросу этой публикации — к необходимости отличать меру пресечения (до приговора) от меры наказания (после).
Эти меры только тюрьмой не ограничиваются. На вкус и цвет выбор есть. Что меры пресечения, что меры наказания — это группы.
Меры пресечения (до приговора):
- подписка о невыезде
- личное поручительство
- наблюдение командования воинской части
- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым
- запрет определенных действий
- залог
- домашний арест
- заключение под стражу
Меры наказания (после приговора):
- штраф
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
- обязательные работы
- исправительные работы
- ограничение по военной службе
- ограничение свободы
- принудительные работы
- арест
- содержание в дисциплинарной воинской части
- лишение свободы на определенный срок
- пожизненное лишение свободы
- смертная казнь
И смотрите не перепутайте, как говорил герой С. Довлатова.
Теперь важное. Что меры пресечения, что меры наказания конвертируемы, взаимозаменяемы. Одна мера пресечения может быть заменена на другую: заключение под стражу — на залог, залог — на домашний арест, а тот в свою очередь — на подписку о невыезде, и т. д. С мерами наказания — та же история.
Теперь самое важное. Мера пресечения меняется на меру пресечения. Мера наказания меняется на меру наказания. Но невозможна замена меры пресечения мерой наказания, равно как и наоборот. Они не смешиваются! Как бензин не смешивается с водой. Потому что это разные сущности: одна применяется в отношении невиновного до приговора, другая — в отношении виновного после приговора.
Прежде чем мы перейдем, наконец, к героям нашей публикации, еще одно уточнение про меры наказания.
Некоторые из них по приговору суда могут применяться условно. Назначил суд виновному лишение свободы (тюрьма), но видит, что парень, вроде, хороший… И тогда суд это наказание назначает условно — в тюрьму тот не едет, живет обычной жизнью, но наказание над ним висит. И если вести он себя будет плохо, то суд «условку» отменит, и тот поедет отбывать в тюрьме назначенный ему по приговору срок.
Именно так и произошло с Навальным. Суд над ним состоялся еще в 2014 году, с вынесением приговора. Суд признал его виновным и назначил ему меру наказания — 3,5 года лишения свободы. Но условно. Поэтому Алексей Анатольевич остался на свободе, но это наказание над ним висело. И когда на рубеже 2020-2021 годов государство посчитало, что ведет он себя плохо, оно включило описанный выше механизм по превращению условного осуждения в реальное. И Навальный отправился отбывать срок, назначенный приговором еще в 2014 году.
То есть, в 2021 году суд не решал вопрос о его виновности и о размере наказания — эти вопросы были решены приговором 2014 года. Сейчас решался вопрос только о замене условного осуждения по тому приговору реальным за плохое поведение.
Как я неоднократно указал, действительно, после приговора обсуждаются только меры наказания, но не меры пресечения, которые живут только до приговора. Тем удивительнее было от профессора Соловья, радовавшего нас инсайдами из коридоров высокой власти, после замены Навальному условного срока реальным услышать следующее:
Профессор за инсайд выдавал заведомую глупость. Потому что (надеюсь, я сумел это объяснить) домашний арест (мера пресечения) не может быть альтернативой назначенному приговором 2014 года 3,5-летнему сроку лишения свободы (мера наказания).
Делал это профессор настойчиво по нескольку раз на дню в разных эфирах. Я как его преданный фейсбучный подписчик решил спасти его репутацию и попытался ему объяснить то, что рассказал в этой публикации. Профессор прислушался и транслировать глупость прекратил, а меня в благодарность… забанил. Потому что (см. картинку выше)...
– А вы на «Студебеккере»?
– Можете считать нашу машину «Студебеккером», – сказал Остап злобно, – но до сих пор она называлась «Лорен-Дитрих». Вы удовлетворены?
Но шофер-любитель удовлетворен не был.
– Позвольте, – воскликнул он с юношеской назойливостью, – но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».
– Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! – заорал Остап. – Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом», а он морочит голову. «Студебеккер»! «Студебеккер»!
Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал:
– Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккера» ему подавай!